Тип урока: усвоение нового материала. Урок начинает цикл занятий по теме “Произведения о родной природе”.
Что было до урока?
В самом начале была проведена предварительная работа:
- конкурс чтецов (что позволило расширить читательский опыт учащихся через слушание и чтение наизусть);
- выставка рисунков;
- в рамках общешкольного мероприятия, ребята приняли участие в фестивале “Золотая осень”.
Для урока были выбраны следующие дидактические средства:
1. печатные пособия:
- портреты А.С. Пушкина и Георгия Алексеевича Скребицкого;
- репродукция картины Исаака Левитана “Золотая осень”;
- таблицы иллюстраций для составления плана-схемы (такой план с эскизным рисунком позволяет учащимся увидеть место и время действия; глубже познакомиться с героями произведения);
- модели обложек к стихотворению А.С. Пушкина и рассказу Георгия Скребицкого;
- поэтические карточки с отрывками из стихотворений.
2. проекционный материал:
- магнитофонная запись П.И. Чайковского “Осенняя песня” из цикла “Времена года”
Структура урока
Структура урока – это несколько этапов урока.
В своем уроке я выделила:
- подготовка к восприятию новой темы;
- первичное слушание произведения А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”;
- беседа после первичного слушания;
- работа с текстом произведения;
- физическая минутка;
- работа с произведением Г. Скребицкого “Осень”;
- сравнение стихотворения Пушкина и Скребицкого и выход на итог по уроку.
А теперь я предлагаю посмотреть, как один этап урока вытекает из другого, усложняя работу учащихся, заставляя мыслить ребенка и работать на более высоком уровне.
I. С целью развития творческого воображения, учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение П.И. Чайковского “Осенняя песня”.
Далее идет работа по картине Левитана “Золотая осень”, в ходе которой используется прием введения в воображаемую ситуацию (уголок природы – послушаем, почувствуем: звуки, запахи и т.п.).
II. На следующем этапе, для создания целостного представления о произведении, учитель читает стихотворение А.С. Пушкина наизусть.
III. Затем начинается беседа после первичного слушания:
- где задаются лишь эмоционально-оценочные вопросы.
- проводится самостоятельная работа в тетради;
- определение темы, жанра произведения;
- самостоятельное выделение фамилии автора.
Эта работа позволяет мне выяснить, как учащиеся восприняли произведение, каково их отношение к произведению, потому что следующий этап работы:
IV. Работа с текстом произведения.
- На этом этапе для совершенствования навыка
чтения, учащимся предлагается прочитать
стихотворение самостоятельно (по выбору) (вид
чтения: “про себя” или “вслух”).
Для хорошо читающих – дополнительное задание в тетради. - Попутно проводиться лексическая работа (объяснение смысла незнакомых слов учащимися, путем подбора синонимов).
- Аналитическое чтение (понимание содержания).
- Работа с иллюстрацией.
V. С целью поддержки двигательной активности учащихся проводиться физическая минутка.
Отдохнув, мы переходим к следующему этапу:
VI. Работа с произведением Георгия Алексеевича Скребицкого “Осень”.
Для меня на этом этапе важно показать ребенку его умение работать с текстом, поэтому я использую такие способы:
- фронтально-комментированное чтение (с делением текста на смысловые части под руководством учителя);
- составление плана-схемы;
- попутно идет выборочное чтение и формируются понятия сравнения.
VII. На следующем этапе проводится работа в группах.
- Весь класс предварительно делится на 4 группы:
а) по желанию учащихся;
б) с кем приятно работать.
- Предлагается учащимся выбрать то произведение, которое
а) им ближе;
б) больше понравилось и сделать модель обложки.
- С целью поддержки двигательной активности, учащиеся работают на этом этапе стоя (после проверки).
- Обложка дает закрепить те навыки и умения, которые приобретены на предыдущих уроках.
Таким образом, моделирование обложек позволяет выйти на сопоставительный анализ этих произведений, где учащиеся сравнивают 2 произведения, закрепляя знания, полученные на уроке.
И, наконец, мы делаем выводы:
- произведения объединены одной темой; имеют заголовок; это авторские произведения;
- произведения Пушкина и Скребицкого написаны в разных жанрах и разными авторами.
Право сделать эти выводы предоставляется каждому ребенку самостоятельно.
VIII. После остается подвести итог, дать оценку достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся - это оценка их труда. Предлагается раскрасить листочек дерева:
а) зеленый – если я работал и чувствовал себя хорошо;
б) желтый – мне было неуютно на уроке;
в) красный – было плохое настроение.
Домашнее задание дается по выбору.
Итак, каждый этап урока, кроме того, что служит общей цели, имеет свою учебную задачу: отработка тех или иных учебных навыков.
Одновременно на каждом этапе можно увидеть, в чем возникают сложности, где требуется дополнительная работа.
Урок закончен, но за этим остается большая работа учителя. Это приемы и методы, которые подбираются к уроку:
- словесные
- наглядные:
- иллюстрации
- демонстрация - практические методы
- частично-поисковый метод (учащиеся должны уметь самостоятельно видеть сходство и различие произведений, доказывать; учиться делать выводы).
Чтобы урок достиг поставленных целей, я отобрала такие виды и формы деятельности:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная
Проведённый урок показал, что ребята успешно усвоили тему урока: сумели выделить фамилию автора и заглавие произведения, используя моделирование обложек; сравнивали произведения разных авторов; анализировали, выделяли главное, обобщали и систематизировали. Чувствовалось, что дети понимают красоту осенней природы не только в реальной жизни, но и через поэтическое восприятие.
Достаточно сложный, но важный урок прошёл в тёплой атмосфере. Зелёный листопад, из нарисованных листочков, доказал, что урок ребятам понравился.