Цели:
- Образовательные: закрепить умение сравнивать числа и числовые выражения, вспомнить название компонентов и результаты действий, их взаимосвязь, работа с геометрическим материалом, отработка вычислительных навыков.
- Развивающие: развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, память, внимание), пространственное мышление, учить детей сотрудничеству, самостоятельности в работе.
- Воспитательные: воспитывать любовь и ответственность за природу, любовь к народному творчеству.
Оборудование:
- Истомина Н.Б. учебник “Математика”, 1-й класс, Изд. “Ассоциация XXI век” Смоленск 2002.
- Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1 кл, часть 1, “Ассоциация XXI век” Смоленск 2004г.
- Индивидуальные карточки с заданиями.
- Наглядный материал на доске.
- Математический веер, сигнальный круг у каждого ученика.
ХОД УОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте! Ребята, мы сегодня продолжаем работать над темой “Сравнение чисел и числовых выражений”
II. Устный счет
1.
а) Тройка-тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом все покрылось серебром.
Что это?
Рис. 1
б) Везде снег, снежные сугробы.
Найдите среди них названия компонентов и результат действия при сложении.
Рис. 2
– Назовите.
– Выставьте на доске (слагаемое + слагаемое =
сумма)
– Как найти 1 слагаемое? 2 слагаемое?
в)– Назовите названия компонентов и результат
действия при вычитании. (Рис. 2.)
– Выставьте на доске (уменьшаемое – вычитаемое =
разность)
– Какой компонент обозначает целое число?
– Как найти уменьшаемое, вычитаемое?
2. Что за тройка прилетела? Это три месяца зимы.
Дни его – всех короче.
Всех ночей длиннее ночи.
Что за месяц?
а) Декабрь (перевернуть карточку, на обратной стороне числа 8, 5, 3).
– Используя эти числа, составить:
- четыре верных равенства;
- четыре неравенства.
б) Снежинки посади так, чтобы получились верные равенства. Прочитай.
7 2 4 = 9 8 1 6 = 3 |
6 4 3 = 5 2 2 2 = 2 |
в) В декабре самые длинные ночи, короткие дни. 22 декабря самая длинная ночь года, самый короткий световой день. Поможем приближению весны. Каждый правильный ответ плюс секунда, минута к рассвету.
Первый ряд класса получает карточки-снежинки
с числовыми выражениями по вариантам, результат
которых они находят.
В это время 3 человека работают самостоятельно у
доски.
Реши!
1 + 5 7 + 2 7 – 2 3 + 6 6 + 2 ? 7 |
5 – 2 9 – 8 5 + 2 6 – 4 3 + 2 ? 5 |
2 + 6 7 – 7 8 – 7 9 + 0 1 + 7 ? 8 |
В это же время остальные ученики работают с математическим веером.
Покажи!
– Сумма чисел 8 и 1.
– Разность чисел 7 и 5.
– Число 4 увеличить на 5.
– Число 6 уменьшить на 2.
– Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Найти
сумму.
– Из какого числа нужно вычесть 7, чтобы получить
2.
– Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить
2.
– На какое число увеличить 4, чтобы получить 5.
– Уменьшаемое 10, вычитаемое 5. Разность?
– Назови круглые десятки.
– 15, 34, 42, 85 (числа написаны на доске) – выбери
самое большое число, назови количество единиц,
десятков.
– Самое маленькое число, назови количество
единиц, десятков?
– Прочитай числа в порядке возрастания.
Ребята, которые работали с карточками-снежинками, осуществляют взаимопроверку в парах. Остальные ученики с помощью сигнального круга проверяют работу учеников у доски.
– Прочитать эти числовые выражения по-разному.
– Собрать карточки.
Физминутка
– Замерзли!? Попрыгали. Потерли ладошки, ушки, носик. Поиграли в снежки. (Движения имитирующие игру).
III. Закрепление материала
1. На поля, на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.
а) Украсим новогоднюю елку. (Рис.3) Но прежде: “Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?”
Рис. 3
Рабочая тетрадь с.11 № 7 (Н.Б. Истомина)
8 * 5 на * 6 * 3 на * |
9 * 4 на * 7 * 2 на * |
4 * 7 на * 3 * 9 на * |
б) Повесь хлопушки. (Рис.4) Вставь вместо точек числа, чтобы одно число было на 5 больше другого. После выполнения задания хлопушка вешается на елку.
… > … |
… > … |
… > … |
… > … |
… > … |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
По обратной стороне карточек составляется пословица. | |||||||||
|
|
|
|
|
2. Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птицам не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
– Январь – второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют “лютень”, “лютовей”.
– Кому трудно зимой в лесу, в городе? Как помочь?
а) Поможем птицам, объяснив задание № 266 с.118 (учебник “Математика” 1 кл. Н.Б. Истомина).
б) На кормушке 8 синиц и 6 воробьев. Запиши выражением, каких птиц больше и на сколько? (Работа в тетрадях).
8 > 6
8 – 6 = 2
На одной ветке 7 ягод рябины, на другой 9 ягод. Запиши выражением, на какой ветке меньше и на сколько?
7 < 9
9 – 7 = 2
– А вот задача об удивительной птичке. Клест – выводит птенцов зимой. В одном гнезде у клеста 4 птенчика, в другом 3 птенчика. Выбери выражение, которое показывает на сколько у первого клеста больше птенчиков, чем у второго.
4 – 3
4 + 3
7 – 3
7 – 4
3 + 4
Что найдем, если решением задачи, будет числовое выражение 3 + 4? Карточки перевернуть, прочитать пословицу.
|
|
|
|
|
в) Мороз зимой создает чудные узоры, кристаллы из воды. Вот перед нами одно из произведений с.119 №268 (Н.Б. Истомина, 1кл.) (Работа в тетрадях).
г) Работа в парах
I вариант – 1) карточка с отрезком АВ (5см)
II вариант – 2) карточка с отрезком АС (3см)
На каждой парте еще карточка с лучом и с заданием: начертить отрезок равный разности отрезков АВ и АС (Нужно отложить меньший отрезок на большем от любого конца).
Назови разность? ([CB])
Физминутка: под музыку учитель разбросал снежки по классу. Ребята собрали снежки.
3. Снег мешками валит с неба.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно.
Что за месяц это?
Дети любят зимой кататься на лыжах, коньках, санках.
а) Следы от лыж. (Работа в тетрадях).
– Запиши равенства, которые показаны на числовом луче.
б) Работа в парах (Рис. 5)
Рис. 5
Каждый ряд на своих саночках.
Парами – партами.
Проверка: >, >, <, <, <, <, >.
Все скатились на санках без приключений.
в) Снежки – любимая игра. Найди алгоритм.
Рис. 6
– Перевернуть! Какая пословица получится?
|
|
|
IV. Итог урока
– Вот и познакомила нас зима со всеми тремя своими месяцами. Не заморозила вас, потому что вы трудились, а не ленились. Спасибо за урок!