Тип занятия: практическое занятие.
Цели занятия:
- Закрепить знания учащихся по теории решения транспортных задач; на конкретных примерах сформировать у студентов умение использовать табличный процессор MS Excel в решении транспортных задач.
- Развивать, в условиях рыночной экономики, предпринимательские способности учащихся.
- Воспитывать сотрудничество в коллективной деятельности.
Межпредметная связь: осуществляется с предметом “Экономика и организация предприятия”.
Форма занятия: деловая игра – презентация-продажа услуг фирмы по решению транспортной задачи.
Оборудование: ПЭВМ, табличный процессор MS Excel. Конкурсные задания, правила игры (приведены в Приложениях).
План занятия:
1. Сообщение темы и целей урока. Распределение ролей и знакомство с правилами игры. (Приложение 1)
2. Обобщение теории транспортной задачи (Приложение 2):
- Получение задания для работы “технического отдела”.
- Начало конкурса “Промышленный шпионаж”.
- Конкурс экономистов – “Наука – всему голова”.
- Блиц-опрос главных инженеров.
- “Реклама – двигатель торговли”.
- Итоги конкурса “промышленный шпионаж” и работы “технического отдела”.
3. Решение задач:
- Получение заказа фирмы (Приложение 3).
- Решение задач на ЭВМ.
- Предъявление работы заказчику.
4. Подведение итогов урока:
- Получение фирмой чека (Приложение 6) и распределение финансов внутри фирмы.
- Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.
- Выполнение целей урока.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примерное время, мин. |
Сообщение темы и целей урока. Распределение ролей и знакомство с правилами игры. | Сообщает тему и цели урока. Объясняет
роли участников и правила игры. Выбирает гл.
бухгалтера. Вручает командам “пакет” ролей и правила игры. |
Слушают объяснения учителя. Делятся на команды – фирмы. Распределяют роли внутри фирмы. |
7 |
Обобщение теории транспортной задачи: Получение задания для работы “технического отдела”. |
Приглашает представителей “технического отдела” и вручает им задания для самостоятельной работы. | Начинают работу с программой MS Excel,
устанавливают параметры надстройки “Поиск
решения” для дальнейшего решения конкретной
транспортной задачи. Другие сотрудники фирмы могут познакомиться с заданием, подсказать коллегам. |
2 |
Начало конкурса “Промышленный шпионаж”. | Объясняет экспертам их задание. | Находят на компьютере тест, отвечают на его вопросы. | 2 |
Конкурс экономистов – “Наука – всему голова”. | Выдает задания. Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”. |
Экономисты приглашаются к доске. (Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников). Готовятся к ответу экономисты, на доске делают необходимые пояснения. Отвечают. |
6 |
Блиц-опрос главных инженеров. | Выдает задания. Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”. |
Гл. инженеры приглашаются к доске. (Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников). Отвечают. |
5 |
“Реклама – двигатель торговли”. | Выдает задания. Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”. |
Менеджеры по рекламе приглашаются к
доске. (Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников). Отвечают. |
5 |
Итоги конкурса “промышленный шпионаж”, оценка работы “технического отдела” | Проверяет работу экспертов и “технического отдела”. С гл. бухгалтером “оплачивают работу”. | Могут помочь коллегам ответить на дополнительные вопросы заказчика. | 6 |
Решение задач:
|
Выдает “заказы” фирмам. Следит за ходом работы, при необходимости оказывает помощь. Проверяет работу с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”. |
Получают задания. Решают всей фирмой. Гл. бухгалтер подводит предварительный итог. Полученное решение показывают заказчику, при необходимости дают пояснения. |
20 |
Подведение итогов урока:
|
Совместно с гл. бухгалтером оформляют
чеки на оплату, сообщают результаты. Выставляет оценки за урок. Подводит итоги занятия. |
По результатам полученного чека
заполняют “ведомость на оплату”, подают ее
заказчику. Слушают. |
7 |