Исследовательско-краеведческая работа с дошкольниками при ознакомлении с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Обобщить знания детей о свойствах угля (каменного, древесного), воды.
  2. Закрепить понятия справа, слева, вперед, направо, налево.
  3. Соотносить изображения на карте с действительностью.
  4. Закреплять умение выражать свои мысли, строить грамматически правильно предложения.

Словарь: план-схема, каменный уголь, древесный уголь, фильтр, полиэтилен.

Предварительная работа: проведение опытов, беседа о пользе и вреде человека, чтение книг.

Ход занятия

Дети играют в группе. Воспитатель раздает фишки I подгруппе детей, предлагает пойти с ней на занятие. Дети с воспитателем заходят в группу. В группе на столе лежит письмо.

В-ль: Дети, что это лежит на столе? (Берет, открывает, читает). “Меня похитил злой волшебник, выручайте. Его задания выполняйте” (Незнайка)

В-ль: Злой волшебник похитил Незнайку. Он поставил нам условие: пройти под землей, по воде, по небу. Нам ведь Незнайка нужен? Готовы? А поможет в пути план-схема. Давайте посмотрим, что и как обозначено. Дети с воспитателем идут по плану.

В-ль: Давайте закроем глаза и спустимся под землю. Стало прохладно, темно. Кто это нам идет навстречу? Что за странное существо? Ты кто?

Крот: А вы кто? Я вас не вижу. Я слепой крот, живу под землей. Что вы здесь делаете?

В-ль: Мы идем на выручку Незнайке. Здесь где-то должно быть задание для нас.

Крот: А, так это про вас мне говорили? Вот вам задание (дает конверт)

В-ль: Посвети мне Саша, пожалуйста. Я ничего не вижу. “Выберите, какой уголь находится под землей, и принесите мне”

В-ль: Какого только угля тут нет. А какой уголь добывается из-под земли?

Дети:

В-ль: А как мы определим? Ошибиться нельзя, надо проверить. Давайте определим.

Опыт I: В таз с водой кладем каменный и древесный уголь.

В-ль: Мы теперь убедились, что этот камень действительно каменный уголь. Аня, возьми один кусок каменного угля.

В-ль: Как нам теперь выбраться? Подскажи крот.

Крот: Хорошо, я вас провожу до поверхности земли.

В-ль: Дети, закройте глаза. Медленно поднимаемся на поверхность земли. Ах, как хорошо: стало светло, солнце светит, теплый ветер дует в лицо.

В-ль: Спасибо тебе, крот. До свидания. Дети, куда же нам дальше идти? Что делать? Давайте, посмотрим план-схему. (По плану дети с воспитателем идут к следующему препятствию).

В-ль: Куда же это мы пришли? Здесь где-то должно быть следующее задание.

Помогите мне его найти.

(Стоит пенек. Под пеньком задание)

“Научить водяного почистить воду в реке”

В-ль: А кого учит-то, где водяной? Водяной, ты где?

Водяной: Я тут, а вы кто?

В-ль: Мы идем выручать Незнайку. И пока у тебя в реке вода не станет чистой, мы не сможем дальше идти.

Водяной: У меня и так вода чистая.

В-ль: Ну что ж, давайте проверим. Дети, как проверить, вода чистая или нет? Дети: (Пропустить воду через вату) (Рядом с рекой стоит ведро с водой)

В-ль: Посмотри, водяной, сколько в твоей воде грязи.

Водяной: Видеть-то вижу, но как ее очистить не знаю.

В-ль: Неужели ты не догадался, глядя на нас? Ребята посоветуйте, как можно очистить воду.

Дети: (Воду можно пропустить через песок и глину, люди строят очистительные сооружения)

Водяной: Я теперь понял. Я вам дам чистой водицы. Идите дальше, выручайте Незнайку.

В-ль: В какую сторону нам идти, ребята? Посмотрим план-схему.

(Дети с воспитателем идут к поляне)

В-ль: Ой, куда же это мы попали? Осторожно, не наступите на что-нибудь. А где же третье задание?

“Догадайтесь, как пройти через поляну”

В-ль: Ребята, ваши предложения

Дети: (Собрать, закопать, обойти)

В-ль: Ребята, давайте соберем мусор

(Дети начинают собирать руками)

В-ль: Вы что, подождите, стойте ребята. Нельзя же трогать руками мусор. Почему? Дети:

В-ль: Давайте запомним правило: с земли поднимать мусор руками нельзя. В лесу всегда можно найти такие предметы, какими можно убрать мусор.

Как же мы поступим? Ну что нам не идти через поляну?

Дети:

В-ль: Я предлагаю собрать весь мусор в кучу под деревом.

(Дети собирают мусор палками)

В-ль: Что, так и оставим? Ветер подует, он опять рассыплется по поляне. Что теперь будем делать с мусором?

Дети: Закопаем, сожжем

В-ль: Закапывать нельзя - пакеты не сгниют, в огне жестяные банки не сгорят.

Вот видите, что получается, если люди мусорят: и лесным жителям вред, и люди пораниться могут. Я предлагаю собрать мусор и унести волшебнику, чтобы доказать, что мы прошли через поляну.

В-ль: Мы все три задания выполнили, а Незнайки все нет. Что делать?

Дети: Идти по плану

(В-ль вместе с детьми по плану идет к дому волшебника)

В-ль: Ой, что это? Куда мы пришли? Наверное это и есть дом волшебника.

Голос из-за ширмы: “Слышу, слышу, вижу, вижу. Идете за Незнайкой. Все мои задания выполнили?

В-ль: Да, вот тебе каменного угля кусочек, чистой воды глоточек, вот это мы с поляны собрали - она теперь чистая.

Волшебник: Ладно, забирайте Незнайку

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что выручили меня. Я вам очень благодарен

В-ль: Ребята, расскажите Незнайке, что мы сделали, чтобы его спасти.

Дети:

В-ль: Пойдем, Незнайка, с нами играть. У нас замечательные игрушки.

“Хочу все знать”.

Цели:

  1. Учить обсуждать и решать проблемы, выражать свое личное мнение, принимать решение.
  2. Закрепить знания о природе, культуре родного края.
  3. Воспитывать умение общаться, высказываться и выслушивать мнение других, уметь возражать и отстаивать свою точку зрения.

Словарь: командная игра, тумыр, гармошка, шкатулка, фильтр, лапти, лыко, герб и др..

Предварительная работа: беседа о марийском крае, родном городе, проведение опытом с водой, слушание марийской музыки, загадывание загадок, рисование эмблем. Ход занятия:

  • Дети, сегодня мы будем играть в командную игру “Хочу все знать”. Надо разделиться на две команды. Сегодня вас делю я. У кого зеленые фишки — встают с правой стороны, у кого голубые - с левой;
  • Прошу командам сгруппироваться и выбрать капитана;
  • А теперь договоритесь, как будет называться ваша команда.

Напоминаю правила игры:

  1. Обсуждение начинается после того, как вы запомните вопрос, прекращается по сигналу...;
  2. После обсуждения на вопрос отвечает или капитан, или тот игрок, которого назначит капитан;
  3. Ответ участника слушают игроки обеих команд;
  4. Если команда дала неверный ответ, другая имеет право ответить на этот вопрос;
  5. За правильный ответ команде дается фишка.

Музыкальная заставка (позывные игры “Что? Где? Когда?)

  • Ребята, сегодня игра будет посвящена нашему родному краю. Я прошу вас приготовиться. Внимание! Зачитываю вопрос.

1. Что такое Родина?

2. Музыкальный вопрос (слушают марийскую музыку). Назовите, какие музыкальные инструменты вы услышали.

3. Определите и докажите, в какой бутылке вода из реки, в какой из родника?

4. Внимание, следующий вопрос. Почему марийский край называют богатым?

Музыкально-танцевальная пауза.

5. Теперь дети с новыми силами к новым вопросам. Занимайте свои места. Назовите города Марий Эл.

6. Внимание. Волшебная шкатулка, (музыкальная заставка, ребенок выносит шкатулку).

Что находится в волшебной шкатулке?

Бегут по дорожке
Странные ножки.
Не валенки, не ботинки,
Из лыка сплели для Иринки.

7. Почему на гербе нашего города изображена чайка?

8. Следующее задание. Нарисовать герб своего города. Сначала решите, кто из вас будет рисовать, какую геометрическую форму выберите, и что вы изобразите на гербе.

Теперь капитаны обеих команд сосчитают фишки и мы узнаем, какая команда победила.

У команды_____________________________очков

У команды_____________________________очков

Награждается команда___________________золотыми медалями.

Давайте, дети, дружно поаплодируем победителям, все вместе порадуемся за эту дружную команду. Они умело обсуждали задания, показали прекрасные знания. До следующей встречи за игровым столом.a