Урок в 7-м классе по теме: "Линейная функция и ее график"

Разделы: Математика


Цели:

Обучающая: Находить значения функции, заданной таблицей или формулой; строить графики линейной функции, понимать, как влияет коэффициент к на расположение графика линейной функции, как зависит от значения к и в взаимное расположение графиков функции вида у = кх + в.

Развивающая: Развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.

Воспитательная: Воспитание ответственности, аккуратности, самостоятельности, воспитывать умение работать в группе; прислушиваться к мысли членов группы.

Оборудование: плакаты с координатной плоскостью, карандаши, линейки, фломастеры.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. На доске написано во время перемены домашнее задание. 2 ученика. № 563. Все сверяют свои решения с образцом и вносят дополнения и исправления. Обращаются за необходимым пояснением к учителю.
  3. Актуализация опорных знаний и умений:

а) Как называются графики функций?

1) у = 3х; 2) у = 5х; 3) у = -4х; 4) у = -0,8х.

б) Назовите общую формулу этих графиков (у = кх).

в) Какая линия является графиком данной функции?

г) Как зависит расположение графика от знака коэффициента к?

д) Чтобы построить график у = кх сколько надо точек? Почему?

е) у = 2х + 3 – этот график является графиком прямой пропорциональности? Почему?

4. Изучение нового материала потребует построить этот график с помощью этой таблицы:

Х

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

-3

-1

1

3

5

7

9

Строим на планшетах.

Вывод:

Графиком функции является прямая линия (откуда название линейной функции у = кх + в).

Читаем определение в учебнике § 32.

Рассматриваем частные случаи линейной функции и соответствие им графика, составляем удобную наглядную таблицу.

Каждая карточка прикреплена на доску отдельно и открывается постепенно вся таблица.

  1. Класс разбивается на 4 группы и каждой дается задание.

1). Постройте графики функций:

1 группа

у = 2х + 2

у = 2х - 2

у = 2х

2 группа

у = -3х +2

у =- 3х - 2

у = -3х

3 группа

у = -х

у = х

у = ?х

у = 3х

4 группа

у = 0х -5

у =0х +5

у = 0х

График строится на листах ватмана фломастером.

  1. Проверка и обсуждение результатов. После построения каждая группа вывешивает свою работу и отвечает на вопросы:

1). График функции представляет собой…

2). В каких координатных четвертях расположены графики?

3). Что общего в формулах этих функций?

4). Каково значение коэффициента?

5). Чему равна ордината графиков с осью Оу?

6). Как расположены графики функции по отношению друг к другу?

7). Можно ли получить эти графики один из другого путем параллельного переноса?

8) Почему здесь построена известная нам функция прямой пропорциональности? (3 группа).

Вывод:

График функции… получается путем параллельного переноса графика … на 2 единицы вверх по оси Оу; или на 2 единицы вниз по оси Оу (1, 2 группы)

3 группа: Графики прямой пропорциональности и все они проходят через начало координат и являются частным случаем линейной функции.

4 группа: Графики функции параллельны оси Ох или совпадают с ней.

По внешнему виду формулы можно определить, как расположен график на координатной плоскости.

  1. Домашнее задание.
  2. На дом изучить содержание § 32, № 581 (1,2,3), № 589 (устно).

  3. Итог урока:
  4. - Что изучили?

    - Как строить линейную функцию?

    - Можно ли по формуле определить, как строить график линейной функции?

  5. Резервные задания.

№ 582, №583.

Литература:

  1. Активизация обучения математике в сельской школе/ Сост Ю.М. Колягин – М.: Просвещение, 1975.
  2. Александрова Н.В. Математические термины: Справочник. – М.: Высшая школа, 1978.
  3. Алешина Т.Н. Тесты в школьном курсе математики//Математика. – 1994. - № 45. – С.16.
  4. Ананченко К.О., Перлин Д.Е. Система уроков М.Н. Волкова // Математика в школе. – 1988.- № 6. –С.26 – 31.
  5. Антипов И.Н., Шварбурд Л.С. Символы, обозначения, Понтия школьного курса математики. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Арнольд А.А. Урок-консультация // Математика в школе. – 1994. – №2. – С. 23-24.
  7. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Дорваль: Эксклюзив, 1995.
  8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Вестник образования. – 1998. - № 4. – С.54-67.
  10. Барыбин К.С. Методика преподавания алгебры. – М.: Просвещение, 1965.
  11. Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Воспитание учащихся при обучении математике / Сост Л.Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1987.