“Наши матери…Мамы…
В них – начало жизни, от них самая нежная ласка, от них – тепло и радость в доме. О, как прекрасно слово – мама! Все на земле от материнских рук. Она нас, непослушных и упрямых, добру учила – высшей из наук. Это их муки производят на свет новые жизни. Это их бессонные ночи взращивают из беспомощных крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. Это их великое терпение, их руки и их сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей. И это их заботы, их труд, их любовь благословляют на подвиги во имя жизни на земле”.
Так начиналось очередное заседание Семейного клуба в МОУ прогимназия № 159, которое называлось – “Мама – хранительница тепла и семейного очага”. Вот уже пять лет все новые и новые поколения детей и родителей прогимназии собираются на огонек, который зажигает для них “Музыкальная гостиная”, и где с большой любовью ожидает их бессменная хозяйка этой гостиной – музыкальный руководитель Савина Татьяна Аркадьевна. Тематика заседаний клуба самая разнообразная, но всегда пронизана любовью и заботой о семье. Такая, которая интересна всем поколениям, всем членам нашего большого и дружного коллектива. Именно на таких праздниках дети получают первые уроки патриотического воспитания, т.к. для маленького гражданина любовь к Родине начинается с любви к своей семье и, в первую очередь, к самому близкому ему человеку – к маме. “Бабушки, дедушки, мама, папа, я – большая дружная семья”, “Дни рождения в семье”, “Мама – хранительница тепла и семейного очага”, “Отдыхаем с пользой” и т.д. – вот только некоторые из тем заседаний Семейного клуба.
Подумайте, какая все-таки удивительная вещь – семейные праздники в детском саду! Праздники призваны взволновать ребенка, растревожить его, тем самым обогатить интеллектуальный, чувственный, а, значит, и жизненный опыт дошкольника. Они воспитывают доброе отношение к людям, особенно самым близким, будят воображение, фантазию, заставляют задуматься о долге и необходимости быть добрым, об ответственности каждого за все, что происходит на земле, о любви к родному городу и краю.
Если мы серьезно озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к патриотическому воспитанию тех, кто их воспитывает, растит, т.е. родителей. И здесь можно сказать о том, как велика может быть роль праздников в установлении и регулировании отношений между детьми и родителями. Очень важно привлекать родителей не только как зрителей, но и как участников событий, происходящих в музыкальном зале. Какая прекрасная, удивительная атмосфера возникает на празднике, когда в нем принимают участие и юные артисты, и их мамы, и папы. Совместная деятельность учит, возвышает и тех, и других. Эффект воздействия праздника несравненно возрастает, когда они вместе участвуют в действии, волнуются, сопереживают.
…Конкурсы, концертные номера, семейные выступления, интервью у детей и родителей, совместное придумывание сказок и стихов, выставки рисунков, приготовление блюд, чаепития…Да сколько всего еще можно придумать!..
…“Раньше о доме и о семье больше тепло и с улыбкой говорили. – продолжает праздник Татьяна Аркадьевна – Из этого далёкого “раньше” дошли до нас пословицы да поговорки, былины да сказы. Давайте-ка их вспомним”. И как эстафетная палочка передаются от семьи к семье искорки народной мудрости: “В гостях хорошо, а дома лучше”, “Каково на дому, таково и самому”, “Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Не нужен клад, коли в доме лад”.
Не хитрая наука, правда? А какая нужная!
Тут без боязни и без робости всем можно испытать себя модельером, портным, поваром, дизайнером, строителем, врачом, артистом и… просто волшебником, не сдерживая своих желаний и эмоций. Где еще такое возможно? Только у себя дома. Мы очень рады, когда не только наши воспитанники, но и их родители воспринимают прогимназию как второй дом, в котором их дети проводят большую часть дня. Главное – захотеть. И еще очень важно научить свое сердце быть чутким и добрым, ведь тогда оно отзовется и на красоту природы, и на красоту народной песни, которую напевают мама или бабушка, и на красоту, созданную кистью художника. А еще оно будет любить свою Родину – то место, где он был счастлив вместе с мамой, где у него появились первые друзья, и где он посадил свое первое дерево.
И с каким чувством удовлетворения мы наблюдаем за тем, как трепетно мамы рассматривают сюрприз, который приготовили им дети – газету с ладошками-пожеланиями, и читают слова, обращенные только к ним и ни к кому другому. Сказочно прекрасный мир детства, мир мечты и света… Мы не волшебники, мы еще только учимся, но каждый раз на заседаниях нашего клуба мы стараемся подарить новую сказку о Синей Птице Счастья, подарить чудо общения нашим родителям и детям.
Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого незримыми ниточками – одной кровью. И каждый – продолжение не только своих мамы и папы, но и многих прабабушек и прадедушек. Это корни каждого рода, как каждого дерева. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет, как то дерево сильно, что кроной своей корни укрывает от солнца, дождя и ветра.
Закружилась музыка, зазвучала песня Птицы Счастья, вторит материнскому голосу: “Берегите свой дом. Ваше счастье в вербе, что распустилась ранней весной, в берестяном туесочке, в бабушкином узоре, что передается мастерицами из поколения в поколение, в девичьей песне”.
Зажигаются свечи… Звучат последние слова и пожелания. Вот и закончен праздник.
До новых встреч в нашем Семейном клубе.
ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА на тему:
“МАМА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТЕПЛА И СЕМЕЙНОГО ОЧАГА”
(к Дню Матери)
Составила музыкальный руководитель
МОУ Прогимназии № 159
Савина Татьяна Аркадьевна
высшая категория.
В записи слышна колыбельная. (Диск “Кот -баюн”. Вып. 5 “Колыбельные песни”)
Ведущая. Наши матери… Мамы… В них – начало жизни, от них самая нежная ласка, от них – тепло и радость в доме.
О, как прекрасно слово МАМА!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
М. Сиренко.
Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи взращивают из беспомощных крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. И это Ваши заботы, Ваш труд, Ваша любовь благословляют их на подвиги во имя жизни на земле.
Звучит песня “Мама, ты мой самый лучший др.
Муз. и сл. Л. Олифровой (Журнал “Дошкольное воспитание” № 2, 1997 г., стр. 123)
Исполняют дети подготовительной группы.
Ребёнок.
Пусть в этот день согреет вас
Тепло сердечных пожеланий.
И пусть сопутствует везде
Вам исполнение желаний.
Ведущий. Дети сделали Вам сюрприз – выпустили газету с пожеланиями, а пожелания написаны на их ладошках. Попробуйте найти ладошку своего ребёнка и прочитайте пожелание ( мамы с детьми находят и читают пожелания)
Ведущий. Сколько великих художников посвятили свои полотна святому образу матери! Не сосчитать музыкальных произведений, воспевающих женщину-мать. А сколько поэтов благословила Муза на великие, нежные строки. Не обошла своим вниманием Муза и детей. Вот какие замечательные стихи о своих мамах написали ребята (дети читают стихи собственного сочинения, см. Приложение)
Ведущая. Сказочно прекрасен мир детства, мир мечты и света, где среди звёзд и планет каждый хочет найти волшебную Птицу Счастья.
1 ребёнок. Мы не волшебники, мы ещё только учимся, но новую сказку о Синей Птице Счастья дарим сегодня нашим мамам.
2 ребёнок. Две мои ладошки – дворец для Синей
Птицы,
А может быть случайный дом, а может быть темница?
Если, вдруг, в ненастный вечер она влетит в окно,
В радости и в горе спроси ты у неё:
В чём моё счастье птица?
Где мне найти его?
Ведущая. Так в чём счастье, милые мамы, где его искать? Ответьте своим детям (3-4 мамы отвечают).
Ведущая. Закружилась музыка, зазвучала песня Птицы Счастья, вторит материнскому голосу: “Берегите свой дом. Ваше счастье в вербе, что распустилась ранней весной, в берестяном туеске, в бабушкином узоре, что передаётся мастерицами из поколения в поколение, в девичьей песне”.
Звучит песня в исполнении взрослых (педагогов и мам )
“Распахни своё сердце” (муз. В. Чернышева)
Ведущая. Собрала Птица Счастья самые светлые и красивые звуки, и в миг зазвучала музыка – это мамам музыкальный подарок от их детей.
Концертный номер от детей.
Ведущая. Вижу, мамам тоже хочется пуститься в пляс. Вставайте в круг смелее и будем “Барыню” танцевать.
После танца проводятся игры:
“Аукцион улыбок”
Ведущая. Мне ответьте без ошибки: дружба начинается с …(улыбки)
В большинстве случаев и знакомство начинается с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остаётся, порой, навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хочешь завоевать друзей – улыбайся.
Оглянитесь вокруг, какие улыбки нас окружают. А впрочем, какие бывают улыбки?
Выигрывает последний, подобравший эпитет к слову “улыбка”.
Но, победит и тот, кто придумает самый оригинальный эпитет.
Например:
Широкая | добрая | весёлая |
Загадочная | ехидная | солнечная |
Обворожительная | завораживающая | белозубая |
Восхитительная | миролюбивая | чувственная |
Универсальная | натянутая | застенчивая |
Обнадёживающая | смешная | изумительная |
Великолепная | незабываемая | и т. д. |
“Рифмуем имена”
(Данная игра – творческое задание. Её можно проводить как конкурс, а можно и забавы ради.)
Условие игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: “Меня зовут…”
Например:
* Меня зовут Татьяна –
Играю я на фортепиано!
- Меня зову Стеша –
Люблю детей потешить.
* Меня зову Оксана –
встаю я очень рано.
- Меня зову Люба -
Зимой ношу я шубу.
* Меня зовут Елена –
Мечтаю я поехать в Вену.
- Меня зову Галина –
Люблю я есть малину.
* Меня зовут Катюша –
Люблю я песни слушать.
- Меня зовут Света –
Люблю я есть конфеты.
* Меня зову Аня –
Люблю я мыться в бане.
Танцы в кругу: “Хоки – поки”
“Звёздная полька”
И снова музыкальное поздравление мамам (концертный номер).
Ведущая. Сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках. Они лечат, ласкают, успокаивают. Они моют, стирают, готовят.
“Сегодня в меню” – так называется весёлая игра, в которой участвуют все – и хозяюшки, и зал.
Хозяюшек я попрошу подойти ко мне, а залу – секретное задание. На карточке написаны названия блюд, состоящие из одинакового количества слогов (кот-ле-ты, кар-то-фель, сыр-ни-ки, пель-ме-ни, со-сис-ки, ви-не-грет, вер-ми-шель, го-луб-цы, сме-та-на). Зал делится на три сектора. ! группа всегда произносит первый слог, 2-ая – второй слог, 3-я – третий слог. Но это нужно делать обязательно одновременно. Ведущая показывает залу табличку с названием блюда так, чтобы она не была видна участницам-хозяюшкам. По сигналу сидящие в зале произносят свои слоги. Хозяюшки записывают на бумаге то, что они услышат. Кто составит меню из большего количества блюд.
Меню составлено, обед приготовлен.
Ведущая. Ребята, сейчас мы с вами будем готовить кашу, но не настоящую, а “понарошковую”. Если из того, что я буду называть, готовится каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите: “Да!”. Но если же продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно топните и скажите: “Нет!”. А теперь играем!.
Сорока-белобока задумала кашу варить,
Кашу варить, чтобы деток накормить.
На рынок собралась, да призадумалась…
Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,
Своих деток накормить?
Давайте ей поможем!
Парное молоко? – Да!
Куриное яйцо? – Нет!
Крупа манная? – Да!
Капуста кочанная? – Нет!
Солёный огурец? – Нет!
Мясной холодец? – Нет!
Сахар да соль? – Да!
Белая фасоль? – Нет!
Масло топлёное? – Да!
Рыбка солёная? – Нет!
Лавровый лист? – Нет!
Китайский рис? – Да!
Чернослив да изюм? – Да!
Шоколадный лукум? – Нет!
Перец болгарский? – Нет!
Соус татарский? – Нет!
Клубничное варенье? – Да!
Бисквитное печенье? – Нет!
Молодцы, ребята! Помогли сороке,
Будут очень рады детки белобоки!
Приятного им аппетита!
Ведущая. И снова пришло время потанцевать.
(Можно использовать танцы “Падэспань”, “Джифи-миксер”, “Брэк-микст”)
Ведущая. Снова взмахнула Птица Счастья крылом и, где бы она ни появилась – всюду расцветали улыбки, люди желали друг другу счастья и тянули счастливые билетики.
Блиц – интервью с мамами.
Ведущая.
- Как хотите, а человек – это птицелов. Гоняется он всю жизнь за Птицей Счастья – вот-вот поймает, а не тут-то было – упорхнуло! У Вас была удача? Вы поймали свою птицу счастья? (Ответы мам)
- Что такое женщина при наличии двух детей? Наседка, которая вечно копошится по хозяйству, слегка кудахчет или… Так ли это?
- Время как злодей-кучер без конца нас погоняет, нас съедает суета, множество дел, стремлений, обязанностей. Но можно стряхнуть с себя наваждение времени, если отдаться радостно чему-то своему. У Вас есть любимое занятие или хобби?
- В Китае есть любопытный праздник – праздник радостных насекомых. Праздник – это священная сторона жизни. А у Вас в семье есть свой необычный праздник?
- Есть нечто ценней красоты в человеке. Это обаяние. Ум, изысканность, содержательность. Кто продолжит?
- Счастлив тот, у кого есть всё-всё, и только чуть-чуть чего-то не хватает для интереса в жизни, чтобы было о чём мечтать и к чему стремиться. Вы согласны? У Вас есть мечта?
Концертный номер.
Ведущая. Начало рабочего дня почти в каждой семье одинаково: мамы будят своих деток в детский сад и в школу. Давайте вспомним, как это бывает – в этом и будет заключаться наша игра.
Итак, настоящие мамы (а в игре дочки сладко “спят” – сидят на стульчиках с закрытыми глазами) по очереди подбегают к своим дочкам и с помощью словесных обращений пытаются их разбудить. Например, сказать:
- Поднимайся, душенька, проспишь всё на свете!
- Вставай скорее, я тебе что-то вкусненькое приготовила!
- Горе моё, ну, сколько можно спать? И т.д.
Повторяться в обращениях нельзя. Дочкам (по тайной инструкции ведущей) подавать первые признаки жизни можно после третьего звонка “будильника”. Кто из мам дотянул до третьей попытки, чьи утренние обращения были особенно настойчивы, оригинальны и доброжелательны, принародно награждаются аплодисментами и званием “Самый сладкоголосый будильник”.
Ведущая. А сейчас разыгрывается большой приз нашего праздника, который находится здесь.
Ведущая берёт в руки большую красочную коробку, красиво перевязанную бантом.
- Суперприз будет разыгран следующим образом: я передаю коробку вам, вы её передаёте из рук в руки, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках окажется коробка её распаковывает, но снимает только верхний слой... Впрочем, давайте начнём (наконец, у кого в руках окажется совсем маленькая коробочка, в ней и находится суперприз – ключи на красивом брелке).
Ведущая. Я поздравляю Вас! Вы стали обладателем главного приза, выиграли ключи от машины. От какой? Не знаю, к какой подойдут. Благодарю всех за игру. Желаю удачи всегда и во всём.
Кто умеет вселиться, тот и горя не боится.
Хороший отдых – половина счастья.
Одна шутка – минутка, а заряжает на час.
Скажите, ну какой праздник обходится без песен и частушек”
Дети поют частушки.
Ведущая. В заключение нашего праздника давайте пожелаем друг другу всё, что захотим, и наши пожелания обязательно исполнятся.
Все встают в круг. В зале гаснет свет. Тот, у кого в руках оказалась зажжённая свеча, говорит своё пожелание присутствующим и передаёт свечу следующему участнику.
Дети дарят мамам медали “Мама, солнышко моё”, и все вместе идут в группу, где всех ждёт праздничный чай.
За столом мамы делятся рецептами приготовления тортов, печенья, варенья, сладостей, десерта, которые приготовили и принесли к чаю.
Рецепты можно отпечатать заранее и раздать желающим.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- “Праздник 8 марта” Е.И. Ромашкова, Творческий центр “Сфера”, М., 2000
- “Рецепты весёлой вечеринки” О. Тимофеев, Академия развития, Ярославль, 2002
- “Праздник в подарок” М.С. Локалова, академия развития, Ярославль, 2000