Цели урока:
– развитие познавательных интересов на уровне любопытства, любознательности, поиска способов решения поставленной задачи.
– продемонстрировать, как используются логарифмы в различных областях знаний, показать, что в основе многих физических, химических. . . процессов лежат математические закономерности.
– развитие наблюдательности, внимания при ответе выступающего, оценка и самооценка, воспитание ответственности за порученное дело.
Ход урока
Эпиграф: Потому-то, словно пена
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Борис Слуцкий
План урока:
1. Вступление
2. Логарифмы в музыке
3. Шумы и логарифмы
4. Звезды и логарифмы
5. Закон Вебера – Фехнера
6. Логарифмическая спираль
7. Заключение
Некоторые поэты посвящали логарифмической функции поэмы, оды, а некоторые упоминали о ней в своих стихах. Борис Слуцкий в своем стихотворении “Физики и лирики” написал замечательные строки, вынесенные в эпиграф нашего урока.
Надеюсь, что рассматриваемая тема позволит Вам расширить представления о логарифмической функции и ее приложениях в различных областях знаний. Урок состоит из сообщений-презентаций. Для оценки презентаций нужна экспертная комиссия (можно воспользоваться готовыми критериями оценки).
Далее идут выступления учащихся с демонстрацией презентаций, которые Вы можете найти по адресу в Интернете http://www. matek10. narod. ru/web. html Материалы самих выступлений взяты из книг Я. И. Перельмана “Занимательная алгебра”, “Занимательная физика”, “Элементарный учебник физики” под ред. Г. С. Ландсберга , том 3. и др. , но в данную статью не включены ввиду ограниченности пространства. Вашему вниманию предложены фрагменты презентации “Логарифмическая спираль”
Заключение:
Не хотелось бы, чтобы Вы пришли к неправильному выводу о том, распределение звезд по звездным величинам обусловлено физическими свойствами самих звезд (яркость, удаленность), а последовательность степеней громкости шума зависит от его характеристик (интенсивность, частота). Все это вытекает из наших ощущений, воспринимаемых органами чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние… Эти ощущения вызываются внешними раздражителями, которые могут отличаться друг от друга. Например, удары молота о скользкую плиту в 100 раз громче шелеста листьев, или яркость вольтовой дуги в триллион раз превосходит яркость звезды еле видимой на ночном небе.
Все закономерности, о которых шла речь выше, являются следствиями общего для всех органов чувств “психофизического закона Вебера-Фехнера”. Фехнер математически выразил тот факт, что ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения.
“Когда величина раздражителя изменяется в геометрической прогрессии, величина ощущения изменяется в прогрессии арифметической”, то есть “Величина ощущения приблизительно пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя”.
Таким образом, величина блеска звезд пропорциональна логарифму по основанию 2. 5 его физической яркости, степень громкости шума пропорциональна логарифму по основанию 10 внешнего раздражителя, величина звука пропорциональна логарифму по основанию 2 ее физической характеристики. Числа 2; 2,5; 10 вычислены экспериментальным путем.
Интересный факт: Пример процесса, подчиняемого закону Вебера-Фехнера:
“Продвижение людского потока при эвакуации при пожаре пропорционально логарифму плотности толпы”.
Физики шутят: “ Математика – царица всех наук, но служанка физики”. Так пошутить могут и музыканты, и биологи, и психологи и др. А это еще раз подтверждает правильность слов Карла Маркса “ Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой”.
Подводятся итоги урока.
Ниже представлены Критерии оценки презентаций
Критерии оценки
Слабая работа (0 – 10 пунктов) |
Нуждается в доработке (11 – 13 пунктов) |
Хорошая работа (14 – 17 пунктов) |
Отличная (18 – 20 пунктов) |
|
Исследование (20 возможных пунктов) |
• Неполные или ограниченные данные |
• Используемые данные ограничены численными значениями |
• Полные данные за исключением некоторых ошибок |
• Полные данные, не содержащие ошибок • Наличие ресурсов, подтверждающих данные |
Математическое моделирование (20 возможных пунктов) |
• График, не соответствующий функции или данным |
• Данные, смоделированные с помощью графика или функции • Интерпретация модели имеет недостатки • Отсутствует прогноз на будущее |
• Использована технология для моделирования и интерпретации данных с использованием функций и графиков • Точная интерпретация данных • 3 прогноза на будущее |
• Несколько используемых технологических методов, дополняющих проект • Точная интерпретация данных, включая по крайней мере 5 распространенны выводов |
Обсуждение будущего использования (20 возможных пунктов) |
• Нет обсуждений |
• Обсуждение как минимум 2-х способов использования • Discussion makes sense |
• Обсуждение как минимум 3-х способов использования • Обсуждение ясное и краткое |
• Обсуждены как минимум 4 способа использования • Краткое и проницательное обсуждение |
Элементы дизайна (20 возможных пунктов) |
• Отсутствие авторской индивидуальности и в дизайне |
• Некоторые основы для создания полной презентации • Слайды просты в понимании |
• Точный план для создания полной презентации • Слайды просты в понимании • Использованы некоторые эффекты и фоны |
• Точный план для создания полной презентации • Слайды просты в понимании • Эффекты, графики, фоны и звуки, дополняющие представленную информацию |
Элементы творчества и оригинальность (20 возможных пунктов) |
• Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности |
• В презентации присутствуют авторские находки |
• В презентации присутствует достаточное количество авторских находок |
• Уникальная работа • Содержится большое число оригинальных, изобретательных |