Ход урока
1) Организационный момент.
Оцените своё настроение в начале урока и покажите карандаш нужного цвета:
1. Отличное – красный карандаш.
2. Хорошее – зелёный карандаш.
3. Не очень – синий карандаш.
2) Повторение изученного материала.
на доске написано: Умножение…
– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему “Умножение”. Что мы уже знаем по этой теме?
(1.Табличное умножение. 2. Внетабличное умножение. 3.Умножение двузначных и трехзначных чисел.)
– А почему, как вы думаете, после слова “умножение” стоит многоточие? ( – Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое). Правильно.
– Урок у нас будет необычный. Мы не только покажем свои знания, узнаем новое, но и совершим заочную экскурсию по нашему родному городу, которому совсем скоро будет ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ. 30 августа 2005 года ему исполнится – 1000 Л Е Т!
“С тобой уютно и тепло, Мой древний и прекрасный город. Хоть 1000 лет уже прошло, Но ты душой остался молод.
Твои прекрасные черты – Запечатлеем мы навеки. Дома и скверы, и мосты – Дороже нет для человека.
На свете есть чудесные места, Быть может, даже краше и милее, Но город мой, он мне роднее. КАЗАНЬ – ты в сердце навсегда!” (Н.А.Булычева)
(В класс входит батыр)
– Здравствуй, батыр. Откуда ты держишь путь и почему печальны твои глаза?
– Здравствуйте, люди добрые. Я иду с берега реки, да вот заблудился. Послал меня Бай за водой. Я и взял медный котёл и пошёл к реке. Берег был крутой и высокий и когда я черпал воду, то не удержал и выпустил его из рук. Что теперь я скажу Баю?
– Не печалься батыр. Ведь ты большую службу сослужил. А почему? Сейчас ребята тебе и объяснят.
– Река, где затонул казан стали называть – КАЗАНКОЙ, а город, который вырос на её берегах – КАЗАНЬЮ и ему уже скоро будет 1000 лет.
– Долго же я путешествовал! А что же изменилось за это время в Казани?
– Мы как раз отправляемся на экскурсию по городу. Поедем с нами – сам увидишь, каким красивым стал наш город. ИТАК В ПУТЬ!
“На экскурсию. В автобус ты скорей сейчас садись. Приключений ждёт нас много – лишь в дороге не ленись.”
– Чтобы в дороге не скучать, я предлагаю вам отгадать пословицу, которая будет девизом нашего урока-путешествия:
Математическая зарядка: На доске (карточки) |
Тест “Проверь себя” В это время 2 человек работают с тестом. Цель: проверка понимания детьми смысла математических выражений. |
|||||||||
горизонтов | одном | месте | новых | на | не | откроешь | стоя | |||
70 | 620 | 1000 | 260 | 840 | 99999 | 20 | 3920 | |||
Находите ответ и записывайте
букву:
(Сопоставление чисел и слов) Прочитаем пословицу: “Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь.” – Что она означает? ( – Изучай новые горизонты наук и применяй свои знания на практике) – МОЛОДЦЫ ! Тест “Проверь себя” Поставь математические знаки в скобки: 1. Увеличить на… ( ) 2. Умножить на… ( ) 3. Найти сумму чисел…( ) 4. Найти разность чисел…( ) 5. Найти произведение..( ) 6. Найти частное… ( ) 7. Увеличить в…раз ( ) 8. Уменьшить в…раз ( ) 9. На…больше ( ) 10. В…раз больше ( ) 11. На…меньше ( ) 12. В…раз меньше ( ) |
– Путешествие продолжается. Вот мы подъехали к Казанскому железнодорожному вокзалу.
“Вокзал – городские ворота. Не зря люди так говорят. Встречают гостей всех у входа: . “САЛЯМ!” – ведь здесь каждый вам рад!”
– Наш вокзал – это чудо архитектуры. И он был построен… А вот когда он был построен мы узнаем, если среди чисел найдём наименьшее четырёхзначное число:
3250 1900 520 400 (Значит в 1900 году)
– Посмотрите внимательно на числа. Что вы заметили? Какие это числа? ( – В конце каждого числа стоит нуль, т.е. это круглые числа)
– Запишите в виде суммы разрядных слагаемых наибольшее четырёхзначное число. 3250 = 3000 + 200 +50. Сколько сотен в этом числе? ( 2 сотни) Ребята, кто знает – какому высшему учебному заведению г. Казани в этом году исполнилось 200 лет? ( КГУ) Молодцы!
– Поэтому следующая остановка – у главного здания Казанского Государственного Университета.
“Учебный храм, страна науки, Стоит уже он 200 лет. . Здесь точно места нет для скуки: . Казанский университет.”
3) Постановка проблемы. Целеполагание.
– Заглянем и мы в аудитории университета и побудем немного его студентами. А что главное для студента, как и для нас – открывать новые знания и порой им приходится много для этого потрудиться. Давайте и мы с вами продолжим свою работу – умножать числа.
– Умножьте числа 3250 и 1900.
(– Мы такие числа не умножали) – ЗНАЧИТ
– Какая тема нашего урока?(Умножение многозначных круглых чисел)
– А какая задача урока?
(– Научиться умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями).
4) “Открытие” детьми нового знания.
– А какие числа вы умеете умножать? (Двузначные и трехзначные, оканчивающиеся нулями). Вспомним, как умножаются такие числа.
а) 520х400 = 208000 б)245х310 = 75950 (умножение с объяснением учеников у доски).
– А теперь попробуем вывести правило умножения многозначных круглых чисел, опираясь на уже известные нам правила. Посмотрите на пары чисел 3250 и 1900 или 8510 и 4030.
– Как вы думаете умножаются такие числа?
(– Если при умножении не обращать внимание на нули , то будем применять правила умножения трехзначного числа на двухзначное и трёхзначного числа на трёхзначное, а затем в ответ снесём нули ). Давайте попробуем.
3250 8510
х 1900 х 4030 . 2925 2553 . + 325 + 3404 . 7175000 34295300
5) Закрепление.
– И снова в путь по городу. Жемчужина Казани – Кремль, где совсем недавно была восстановлена мечеть Кул – Шариф.
“Ты символ стал моей Казани Ты так велик и так любим. В тебе краса и нежность лани. О, Кул – Шариф, легенду оживим!”
– Решив примеры, узнаем: когда мечеть была разрушена, а когда восстановлена. (На карточках записаны ответы, а с обратной стороны следующее – 1. КУЛ-ШАРИФ; 2.Разрушена – 1552 год ; 3.Восстановлена – 2004 год. )
1) Решение №1 (а) с объяснением.
а) 3450х5100 41300х506 2580х1430
2) Решение №1 (б), самостоятельно(работа в парах).
б) 4150 х 7600 9230 х 804 12800 х 3560
Физминутка.
– Вышли из автобуса. Немного потанцуем наш национальный татарский танец. (Под музыку дети танцуют танец, а у доски двое учащихся в национальных костюмах показывают движения)
2) Продолжим путь по нашей любимой всеми улице Баумана, где рядом с Богоявленским собором недавно поставлен памятник великому певцу. А кому именно и когда памятник появился, мы узнаем если решим задачи
6) “Блиц-турнир” :
а) Из одного посёлка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода была акм/ч., другого – вкм/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 4 часа? | Ответ: ( а+в) . 4 км Фёдору Ивановичу |
б) Из двух посёлков , расстояние между которыми с км, вышли одновременно навстречу друг другу два лыжника. Первый из них шёл со скоростью 12км/ч, а второй –13км/ч. Через сколько часов лыжники встретились? | Ответ: с : 25 ч Шаляпину |
в) Два самолёта летели с одинаковой
скоростью. Один самолёт был в воздухе 3 ч,
другой 5 ч. Первый самолёт пролетел меньше
второго на а км. Какова средняя скорость самолётов? |
Ответ: а : 2 км/ч
в 1999 году. |
(Первые решившие два ученика идут к доске, записывают решения). Сравниваются решения.
3) Богоявленский собор – это великий памятник архитектуры и сколько лет его строили, мы выясним, если решим уравнение:
3600 : ( 24 – Х ) – 120 = 280 ( с объяснением ученика)
Да, действительно он строился 15 лет с 1741 по 1756 г.г.
“Мирно стоят рядом храмы и мечети. Культура одного народа тесно связана с культурой другого.
“На берегах великой Волги, Как два родимых рукава, Живут лишь в дружбе, без тревоги Татары, русские всегда!”
4) –Далее мы едем на знаменитую улицу Татарстан. Много красивых зданий есть в нашем городе и одно из них – здание Татарского государственного драматического театра имени Галиаскара Камала. Составив программу действий и вычислив значение числового выражения, мы узнаем, когда был построен этот театр:
4500 : 90 х 7 + 3608 : ( 16 : 4 ) +734 =
(Ответ: 1986 год)
– Здравствуй, столица, здравствуй, Казань! Здравствуй казанское небо! В театры, в музеи, от нас не отстань! Здесь ведь ты долго так не был!
– Работа актёра трудна! Но мы, как и артисты не боимся трудностей. Поработаем с задачей, выберем ту, с которой сможем справиться.
7) Работа по уровням.
I уровень. Ширина комнаты 5м, длина 6м. Найти P и S.
II уровень. Длина прямоугольника 10 дм, а ширина на 3 дм меньше. Найти P и S.
III уровень. Площадь квадрата 20 см. Найди P.
№6
Пять товарищей спускались с горы на санках. Костя проехал дальше Романа, но ближе, чем Олег. Миша проехал меньше, чем Роман, а Илья – дальше Олега. Кто из ребят проехал дальше всех, а кто – меньше всех?
– Заглянем перед обратной дорогой в книжный магазин – купим подарки на память. А заодно и порешаем.
8) Работа с учебником:
1вариант: №250 (1 столбик)
2 вариант: №250 (2столбик)
Дополнительно: №253, 330 стр.49.
Итог урока. Оценки. Вот и подошло к концу наше путешествие, но впереди у нас с вами ещё много дней за которые мы успеем узнать и вспомнить о городе самые интересные факты и с радостью ими поделимся с нашим батыром, ведь мы надеемся, что он ещё не раз заглянет к нам на урок.
Над какой темой работали на уроке? (Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями)
Почему было легко умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями? (Т.к. мы использовали правила умножения двузначных чисел и трёхзначных чисел)
а) На парте 3 цветных карандаша.
Оцените свою работу на уроке и покажите карандаш нужного цвета:
1. Работал в полную силу (красный)
2. Работал хорошо (зелёный)
3. Мог работать лучше (синий)
б) Домашнее задание: №14, №20, стр.47
– Спасибо вам, друзья! Сегодня на уроке я многое узнал нового не только о числах, но и о городе в котором вы живёте и понял, как дорог он вам.
– Да, действительно – дорога нам наша земля, место, где мы родились и живём. Сделать наш край ещё прекраснее предстоит в будущем нам, и мы постараемся быть достойной сменой.
“Великую землю, любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём!”
– Приезжайте к нам в Казань! Здесь всегда вам рады! А какого только угощения не приготовят вам казанцы и главное – наш татарский чак-чак! Так пусть же будут чудесны наши встречи, как и это национальное блюдо. До свидания! До новых встреч!