Учебный комплекс нестандартных уроков по русскому языку в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Психолого-дидактические основы комплекса:

  1. Информирующая функция, т.е. возможность использования той или иной информации по предметам: в русском языке – языкового материала, набора текстов, правил русского языка или иного справочника.
  2. Развивающая функция, т.е. использование в целях формирования необходимых навыков и умений, стимулирования и поддержки интеллектуального и личностного развития учащихся.
  3. Систематизирующая функция по отношению к предметам и материалу.
  4. Контролирующая функция. Речь идет о способах и приемах контроля за степенью и развитием усвоения материала, развития психических способностей детей.
  5. Мотивирующая функция. Здесь имеется в виду то, что возбуждает и поддерживает у учащихся интерес к предмету.

Цели комплекса:

  • Использовать потенциальные возможности младших школьников.
  • Развить у детей коммуникативные функции.
  • Разгрузить насыщенную программу по русскому языку 1 классов.

Задачи комплекса:

  1. Подготовить учащихся к организации учебной деятельности в нестандартных условиях.
  2. Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении с детьми, в разных ситуациях.
  3. Совершенствовать положительную мотивацию учебной деятельности.

Направления комплекса:

  • Изучение и обобщение изучаемого материала.
  • Общение детей в паре, группе в нестандартных условиях.
  • Уважительное, дружелюбное отношение друг другу и ко взрослым.
  • Планирование собственной деятельности.
  • Саморазвитие и самовоспитание.
Изучаемый раздел учебной программы по русскому языку Поставленные цели Название, модель нестандартного урока Нагрузка
І. Чего больше: согласных звуков или гласных? Обучение планированию своих действий.

Проверка знаний и умений на обобщающем уроке.

Развитие коммуникативных функций.

Урок исследование “Что такое слово”

Урок-путешествие (интегрированный) “Мы знаем звуки, мы знаем буквы”

3ч.

1ч.

II. Какими буквами обозначается звук [й]. Мотивация знаний и умений.

Сотрудничество учащихся – главная основа успеха.

Урок-исследование

Урок-соревнование

“Странная буква”

3ч.

1ч.

III. Что мы знаем об орфограммах?

 

 

Пробуждать интерес к языку.

Активизировать познавательную деятельность через групповые формы работы.

Урок-сказка “Жила-была орфограмма”

Урок-исследование

Урок-викторина “Что мы знаем об орфограммах?”

1ч.

2ч.

1ч.

IV. Как записать высказывание. Прививать интерес к предмету.

Снять напряжение учащихся.

Формирование компонентов учебной деятельности.

Урок-игра “Кто самый главный?”

Турнир-смекалистых “Что?Как?Почему?”

Урок-показ “Задачка про высказывание”

1ч.

1ч.

V. Обобщающий урок. Обобщение учебного материала.

Систематизация пройденного материала.

Урок-экскурсия в библиотеке.

 

1ч.

1ч.

Турнир смекалистых

“Что? Как? Почему?”

Выбираются 2 команды по 5-6 человек. Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами; игровой волчок со стрелкой, указывающей на номер вопросов, песочные часы или секундомер для ведущего.

Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится 1 минуту. Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.

Содержание вопросов

Карточка № 1. Разгадать ребус.

40  о  к  а

(Сороконожка.)

Карточка № 2. Назвать несколько имен существительных, которые имеют форму только множественного числа и не употребляются в единственном.

(Брюки, ворота, ножницы, чернила и др.)

Карточка № 3. Расставить ударение в словах: комбайнер, туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.

Карточка № 4. Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.

Карточка № 5. “Я родился более ста лет назад в солнечной Италии, где сразу завоевал любовь маленьких читателей. Прошло много лет, я получил новое имя, сменил автора книги, но меня по-прежнему знают и любят читать о моих приключениях”.

Вопрос: как звали этого сказочного героя раньше и как его зовут теперь? (К. Коллоди “Приключения Пиноккио”. 1883 г.; А. Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”. 1935 г.)

Карточка № 6. “Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слышали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз!”

Вопрос: как называется сказка и какой персонаж говорит эти слова? (Русская народная сказка “Морозко”, старуха.)

Карточка № 7. Вспомните и назовите несколько имен существительных, у которых при изменении ударения меняется и значение слова. (Белки - белки, замок - замок, стрелки – стрелки.)

Карточка № 8. Назовите несколько имен существительных, которые имеют форму только единственного числа и во множественном не употребляются.

Карточка № 9. Разгадать ребус.

И 100 ’ З я (История.)

Карточка № 10. Сколько раз в сказке А.С. Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она просила ее? (Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)

Карточка № 11.

Мой веселый,
Звонкий мяч, ты куда
Помчался вскачь?

Я тебя ладонью
Хлопал,
Ты скакал
И звонко топал.

А потом ты
Покатился
И назад
Не воротился.

Вопрос: слова какой части речи встречаются в данном отрывке чаще всего? (Глаголы.)

Урок-соревнование “Странная буква”

(1 класс, раздел “Какими буквами обозначается звук [й']”)

Цели:

  • Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
  • Развивать кругозор у учащихся.
  • Воспитывать культуру общения.

Ход урока

Объяснение темы урока.

Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный - “отлично, верный ответ”, желтый – “хорошо”, синий – “можно подтянутся”) в зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подведены итоги соревнования.

I этап:

1. В чем различие слов?

Сел и съел

Коля и колья

Вьюга и въехал

(Можно подобрать другие слова)

II этап. Каждая группа получает текст. Необходимо написать правильно слова в тексте.

Текст №1

Мы ходим [ноч,йу], и днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы [б,й,ом] исправно каждый час
Но вы, [друз,й,а], не бе[й,]те нас.

Текст №2

К зиме [зай,ка] надел новую шубу. Пушисту[й,у], белу[й,у]. А зачем така[й,а] шуба? Так врагам приметить за[й,]ца трудней.

Текст №3

Бра[т,й,а] [й,у]ра, Андрюша и Яша
Ели теплу[й,у]манную кашу.
Но пока они [сй,эли]до дна,
Стала каша совсем холодна.

Текст№4

Пригласил Андрей Мишу в гости. Стали дру[з,й,а] играть. Тут мама пришла. И охнула…смотрит на стены – картыны нет. Сту[л,й,а] упали. Вот так игра.

III этап. Ответы на вопросы.

  1. Какие работы может выполнять буква ь?
  2. С какой из этих работ связано название буквы ь?
  3. Для чего нужна буква ъ?
  4. О какой работе этой буквы напоминает ее название?
  5. Почему буква ъ перестали выполнять свою главную работу?

Подведение итогов.