Психолого-дидактические основы комплекса:
- Информирующая функция, т.е. возможность использования той или иной информации по предметам: в русском языке – языкового материала, набора текстов, правил русского языка или иного справочника.
- Развивающая функция, т.е. использование в целях формирования необходимых навыков и умений, стимулирования и поддержки интеллектуального и личностного развития учащихся.
- Систематизирующая функция по отношению к предметам и материалу.
- Контролирующая функция. Речь идет о способах и приемах контроля за степенью и развитием усвоения материала, развития психических способностей детей.
- Мотивирующая функция. Здесь имеется в виду то, что возбуждает и поддерживает у учащихся интерес к предмету.
Цели комплекса:
- Использовать потенциальные возможности младших школьников.
- Развить у детей коммуникативные функции.
- Разгрузить насыщенную программу по русскому языку 1 классов.
Задачи комплекса:
- Подготовить учащихся к организации учебной деятельности в нестандартных условиях.
- Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении с детьми, в разных ситуациях.
- Совершенствовать положительную мотивацию учебной деятельности.
Направления комплекса:
- Изучение и обобщение изучаемого материала.
- Общение детей в паре, группе в нестандартных условиях.
- Уважительное, дружелюбное отношение друг другу и ко взрослым.
- Планирование собственной деятельности.
- Саморазвитие и самовоспитание.
Изучаемый раздел учебной программы по русскому языку | Поставленные цели | Название, модель нестандартного урока | Нагрузка |
І. Чего больше: согласных звуков или гласных? | Обучение планированию своих действий. Проверка знаний и умений на обобщающем уроке. Развитие коммуникативных функций. |
Урок исследование “Что такое слово” Урок-путешествие (интегрированный) “Мы знаем звуки, мы знаем буквы” |
3ч. 1ч. |
II. Какими буквами обозначается звук [й]. | Мотивация знаний и умений. Сотрудничество учащихся – главная основа успеха. |
Урок-исследование Урок-соревнование “Странная буква” |
3ч. 1ч. |
III. Что мы знаем об орфограммах?
|
Пробуждать интерес к языку. Активизировать познавательную деятельность через групповые формы работы. |
Урок-сказка “Жила-была орфограмма” Урок-исследование Урок-викторина “Что мы знаем об орфограммах?” |
1ч. 2ч. 1ч. |
IV. Как записать высказывание. | Прививать интерес к предмету. Снять напряжение учащихся. Формирование компонентов учебной деятельности. |
Урок-игра “Кто самый главный?” Турнир-смекалистых “Что?Как?Почему?” Урок-показ “Задачка про высказывание” |
1ч. 1ч. |
V. Обобщающий урок. | Обобщение учебного материала. Систематизация пройденного материала. |
Урок-экскурсия в библиотеке.
|
1ч. 1ч. |
Турнир смекалистых
“Что? Как? Почему?”
Выбираются 2 команды по 5-6 человек. Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами; игровой волчок со стрелкой, указывающей на номер вопросов, песочные часы или секундомер для ведущего.
Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится 1 минуту. Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.
Содержание вопросов
Карточка № 1. Разгадать ребус.
40 о к а
(Сороконожка.)
Карточка № 2. Назвать несколько имен существительных, которые имеют форму только множественного числа и не употребляются в единственном.
(Брюки, ворота, ножницы, чернила и др.)
Карточка № 3. Расставить ударение в словах: комбайнер, туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.
Карточка № 4. Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.
Карточка № 5. “Я родился более ста лет назад в солнечной Италии, где сразу завоевал любовь маленьких читателей. Прошло много лет, я получил новое имя, сменил автора книги, но меня по-прежнему знают и любят читать о моих приключениях”.
Вопрос: как звали этого сказочного героя раньше и как его зовут теперь? (К. Коллоди “Приключения Пиноккио”. 1883 г.; А. Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”. 1935 г.)
Карточка № 6. “Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слышали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз!”
Вопрос: как называется сказка и какой персонаж говорит эти слова? (Русская народная сказка “Морозко”, старуха.)
Карточка № 7. Вспомните и назовите несколько имен существительных, у которых при изменении ударения меняется и значение слова. (Белки - белки, замок - замок, стрелки – стрелки.)
Карточка № 8. Назовите несколько имен существительных, которые имеют форму только единственного числа и во множественном не употребляются.
Карточка № 9. Разгадать ребус.
И 100 ’ З я (История.)
Карточка № 10. Сколько раз в сказке А.С. Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она просила ее? (Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)
Карточка № 11.
Мой веселый,
Звонкий мяч, ты куда
Помчался вскачь?
Я тебя ладонью
Хлопал,
Ты скакал
И звонко топал.
А потом ты
Покатился
И назад
Не воротился.
Вопрос: слова какой части речи встречаются в данном отрывке чаще всего? (Глаголы.)
Урок-соревнование “Странная буква”
(1 класс, раздел “Какими буквами обозначается звук [й']”)
Цели:
- Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
- Развивать кругозор у учащихся.
- Воспитывать культуру общения.
Ход урока
Объяснение темы урока.
Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный - “отлично, верный ответ”, желтый – “хорошо”, синий – “можно подтянутся”) в зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подведены итоги соревнования.
I этап:
1. В чем различие слов?
Сел и съел
Коля и колья
Вьюга и въехал
(Можно подобрать другие слова)
II этап. Каждая группа получает текст. Необходимо написать правильно слова в тексте.
Текст №1
Мы ходим [ноч,йу], и днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы [б,й,ом] исправно каждый час
Но вы, [друз,й,а], не бе[й,]те нас.
Текст №2
К зиме [зай,ка] надел новую шубу. Пушисту[й,у], белу[й,у]. А зачем така[й,а] шуба? Так врагам приметить за[й,]ца трудней.
Текст №3
Бра[т,й,а] [й,у]ра, Андрюша и Яша
Ели теплу[й,у]манную кашу.
Но пока они [сй,эли]до дна,
Стала каша совсем холодна.
Текст№4
Пригласил Андрей Мишу в гости. Стали дру[з,й,а] играть. Тут мама пришла. И охнула…смотрит на стены – картыны нет. Сту[л,й,а] упали. Вот так игра.
III этап. Ответы на вопросы.
- Какие работы может выполнять буква ь?
- С какой из этих работ связано название буквы ь?
- Для чего нужна буква ъ?
- О какой работе этой буквы напоминает ее название?
- Почему буква ъ перестали выполнять свою главную работу?
Подведение итогов.