Комплексное занятие в подготовительном классе по теме: "Число "и" и цифра 5. Звери (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


На данном занятии и на всех своих занятиях я стараюсь, прежде всего, реализовывать принцип психологической комфортности.

“Ничему меня не научит, //То, что тычет, талдычит, жучит…”(Б.А.Слуцкий).

Основные задачи:

  1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость общения и творчества;
  2. увеличение объёма внимания и памяти;
  3. развитие речи, умения доказывать и аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;
  4. обогащать словарный запас;
  5. развитие образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  6. выработка умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами других (окружающих);
  7. формировать умения планировать свои действия;
  8. формировать навыки самооценки (способствует этому итог занятия; рефлексия.)

Тема занятия. Число и цифра 5. Звери.

Цель:

  • познакомить с образованием числа 5, с цифрой 5;
  • закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;
  • закреплять количественный и порядковый счёт;
  • развивать речь в процессе инсценировки сказки “Теремок”;
  • закрепить понятия длинные и короткие слова, части слова;
  • развивать мышление, память, мелкую моторику рук;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и любовь к природе и всему живому.

Форма работы: учебно-познавательная совместная деятельность.

Принципы и методы, применяемые на занятии: связь с жизнью, опора на личный опыт детей; овладения культурой развития; доступность; научность; креативный принцип (думаю, пробую, ищу ); объяснительно-иллюстративный метод. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода (поисковый метод ). Педагогика сотрудничества на протяжении всего занятия.

Средства: беседа, диалогическая и монологическая речь, иллюстрации, приём ответа “на ухо” Ш.А.Амонашвили.

В группе 18 детей. Есть дети, которые вообще не посещали детский сад. Двое детей с общим недоразвитием речи, 1 ребёнок заикается, 1- имеет слабый слух; у 5 – слабо развита моторика, 1- левша. В группе есть меланхолики, флегматики и сангвиники. Внимание преобладает непроизвольное, неустойчивое, рассеянное. Мышление наглядно-образное. Память эмоционально-словесная, кратковременная. Речь простая, ответы детей в основном, состоящие из одного-двух слов, но при этом деятельность детей отвечает их эмоциональным интересам.

ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • театр из бумаги “Теремок”,
  • картинки зверей лесных, цифры от 1 до 5,
  • счётные палочки,
  • картинки детёнышей зверей для штриховки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Календарь (день недели, месяц, время года).

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес.

- Какой сейчас лес? (изменения в природе)

- Кто живёт в лесу?

- Как называют зверей, которые живут в лесу? (дикие)

- Отгадайте по загадке-описанию, какие звери нам могут встретиться.

- Мордочка у неё хитрая, усы длинные, уши острые, шёрстка рыжая, мохнатая, лапки с ноготками, хвостик пушистый. (Лиса). На доску выставляется картинка лисы. Предлагается детям придумать и загадать загадки-описания о других животных.

ЗАГАДКИ.

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).

А как называются дети зверей? (Детёныши).

ИГРА “Назови детёнышей”.

- Кто детёныши у волка, лисы, зайца, медведя?

- Ребята, с ними приключилось несчастье. Они потеряли своих родителей. Помогите им их отыскать. Для этого нужно им раскрасить или заштриховать шубку таким цветом, как шубка у их родителей.

ФИЗМИНУТКА.

“Строгаем карандаш” Лошадки

Вот помощники мои.
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

- А каким цветом вы это будете делать, каждый из вас мне скажет “на ухо”. (У каждого ребёнка заранее приготовленный трафарет детёныша для штриховки). Самостоятельная работа детей.

- А теперь вспомните, как эти животные передвигаются?

ИГРА “Кто как передвигается?”

Медведь …(переваливается, лазает, бегает, плавает, ходит)

Заяц…….(прыгает, скачет, бегает).

Волк, лиса…( бегают, крадутся). Дети изображают движение зверей и относят детёнышей родителям.(Соотносят картинки и прикрепляют рядом).

ИГРА “Назови родителей”.

- Назовите “папу” и “маму” волчонка, лисёнка, медвежонка?

Шли мы с вами по лесочку, а на пути нам встретился …теремок (на доске открывается картинка).

- Как вы думаете, что это за теремок? (Сказочный). Каким вам представляется этот теремок?

- А если б в нём жили великаны? (Терем, теремище).

- Какие бывают слова? (Длинные и короткие).

- Определите слово теремок какое ? (Длинное. Доказывают почему). В слове 3 части.

- Вы знаете эту сказку? Сейчас я это проверю.

Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живет?

Я мышка….(норушка).
Я лягушка….(квакушка).
Я зайчик …..(побегайчик).
Я лисичка ….(сестричка).
Я волк …(зубами щёлк).

Открывается занавес. Дети выбирают героев и инсценируют сказку.

- А почему в нашем теремке нет лягушки? (Она уже в это время года спит).

4. - Посчитаем сколько зверей в нашем теремке? (4).

- Какой цифрой обозначим? (4). Выставляется на доску цифра 4.

- Какие цифры стоят впереди 4? (1,2,3). Расставляем по порядку и вспоминаем стихи о цифрах:

Вот один иль единица очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2, полюбуйся какова
Выгибает 2 шею, волочится хвост за нею.

Тройка 3 из значков, состоит из двух крючков.

Ставим стульчик вверх ногами и четвёрка перед вами.

- Кто пришёл последним в теремок? (Медведь)

- Сколько стало зверей? (5). Какой цифрой обозначим? (Цифрой 5).

Показываю цифру 5.

На что похожа цифра 5? Разучиваем стих о цифре

“А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

ЗАДАНИЯ:

Выложите столько палочек, чтобы их количество соответствовало цифре 5.

Выложи цифру “пять” из палочек.

Напиши цифру в воздухе под счёт “раз-и, два-и”.

5. Физминутка.

ЗАЙЧИК.

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайчик прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
НА разминку всех зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

- Что произошло с теремком? (развалился).

- Подберем синонимы …рухнул, рассыпался, покатились, развалился.

- Почему это произошло?

ИГРА “Сравни зверей”.

Лисята перепутали цифры. Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

- На сколько каждое следующее больше предыдущего? (на 1).

- Сколько в семье лис лисят, волков волчат, медведей медвежат, зайцев зайчат?( обозначение соответствующей цифрой).

- Почему у всех много, а у медведей мало детёнышей? (рождается только 2-3).

- Назовите пятый день недели. (повторение по порядку дней недели).

ИТОГ.

Наше прогулка по лесу подходит к концу. Пора возвращаться.

- С кем мы сегодня встречались ? Кому помогали? Что нового узнали?

- Ребята, у кого во время прогулки было вот такое настроение(на доску вывешивается портрет весёлого человечка), а у кого такое (грустное лицо). Прошу детей встать под портреты. Спрашиваю почему?

Все старались сегодня как-то себя проявить: слушали, отвечали, играли, думали, штриховали. Спасибо всем. Молодцы. (Раздаю медали).