На данном занятии и на всех своих занятиях я стараюсь, прежде всего, реализовывать принцип психологической комфортности.
“Ничему меня не научит, //То, что тычет, талдычит, жучит…”(Б.А.Слуцкий).
Основные задачи:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость общения и творчества;
- увеличение объёма внимания и памяти;
- развитие речи, умения доказывать и аргументировать свои высказывания, строить умозаключения;
- обогащать словарный запас;
- развитие образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- выработка умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами других (окружающих);
- формировать умения планировать свои действия;
- формировать навыки самооценки (способствует этому итог занятия; рефлексия.)
Тема занятия. Число и цифра 5. Звери.
Цель:
- познакомить с образованием числа 5, с цифрой 5;
- закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;
- закреплять количественный и порядковый счёт;
- развивать речь в процессе инсценировки сказки “Теремок”;
- закрепить понятия длинные и короткие слова, части слова;
- развивать мышление, память, мелкую моторику рук;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и любовь к природе и всему живому.
Форма работы: учебно-познавательная совместная деятельность.
Принципы и методы, применяемые на занятии: связь с жизнью, опора на личный опыт детей; овладения культурой развития; доступность; научность; креативный принцип (думаю, пробую, ищу ); объяснительно-иллюстративный метод. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода (поисковый метод ). Педагогика сотрудничества на протяжении всего занятия.
Средства: беседа, диалогическая и монологическая речь, иллюстрации, приём ответа “на ухо” Ш.А.Амонашвили.
В группе 18 детей. Есть дети, которые вообще не посещали детский сад. Двое детей с общим недоразвитием речи, 1 ребёнок заикается, 1- имеет слабый слух; у 5 – слабо развита моторика, 1- левша. В группе есть меланхолики, флегматики и сангвиники. Внимание преобладает непроизвольное, неустойчивое, рассеянное. Мышление наглядно-образное. Память эмоционально-словесная, кратковременная. Речь простая, ответы детей в основном, состоящие из одного-двух слов, но при этом деятельность детей отвечает их эмоциональным интересам.
ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- театр из бумаги “Теремок”,
- картинки зверей лесных, цифры от 1 до 5,
- счётные палочки,
- картинки детёнышей зверей для штриховки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Календарь (день недели, месяц, время года).
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес.
- Какой сейчас лес? (изменения в природе)
- Кто живёт в лесу?
- Как называют зверей, которые живут в лесу? (дикие)
- Отгадайте по загадке-описанию, какие звери нам могут встретиться.
- Мордочка у неё хитрая, усы длинные, уши острые, шёрстка рыжая, мохнатая, лапки с ноготками, хвостик пушистый. (Лиса). На доску выставляется картинка лисы. Предлагается детям придумать и загадать загадки-описания о других животных.
ЗАГАДКИ.
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
А как называются дети зверей? (Детёныши).
ИГРА “Назови детёнышей”.
- Кто детёныши у волка, лисы, зайца, медведя?
- Ребята, с ними приключилось несчастье. Они потеряли своих родителей. Помогите им их отыскать. Для этого нужно им раскрасить или заштриховать шубку таким цветом, как шубка у их родителей.
ФИЗМИНУТКА.
“Строгаем карандаш” Лошадки
Вот помощники мои.
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
- А каким цветом вы это будете делать, каждый из вас мне скажет “на ухо”. (У каждого ребёнка заранее приготовленный трафарет детёныша для штриховки). Самостоятельная работа детей.
- А теперь вспомните, как эти животные передвигаются?
ИГРА “Кто как передвигается?”
Медведь …(переваливается, лазает, бегает, плавает, ходит)
Заяц…….(прыгает, скачет, бегает).
Волк, лиса…( бегают, крадутся). Дети изображают движение зверей и относят детёнышей родителям.(Соотносят картинки и прикрепляют рядом).
ИГРА “Назови родителей”.
- Назовите “папу” и “маму” волчонка, лисёнка, медвежонка?
Шли мы с вами по лесочку, а на пути нам встретился …теремок (на доске открывается картинка).
- Как вы думаете, что это за теремок? (Сказочный). Каким вам представляется этот теремок?
- А если б в нём жили великаны? (Терем, теремище).
- Какие бывают слова? (Длинные и короткие).
- Определите слово теремок какое ? (Длинное. Доказывают почему). В слове 3 части.
- Вы знаете эту сказку? Сейчас я это проверю.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живет?
Я мышка….(норушка).
Я лягушка….(квакушка).
Я зайчик …..(побегайчик).
Я лисичка ….(сестричка).
Я волк …(зубами щёлк).
Открывается занавес. Дети выбирают героев и инсценируют сказку.
- А почему в нашем теремке нет лягушки? (Она уже в это время года спит).
4. - Посчитаем сколько зверей в нашем теремке? (4).
- Какой цифрой обозначим? (4). Выставляется на доску цифра 4.
- Какие цифры стоят впереди 4? (1,2,3). Расставляем по порядку и вспоминаем стихи о цифрах:
Вот один иль единица очень тонкая, как спица.
А вот это цифра 2, полюбуйся какова
Выгибает 2 шею, волочится хвост за нею.
Тройка 3 из значков, состоит из двух крючков.
Ставим стульчик вверх ногами и четвёрка перед вами.
- Кто пришёл последним в теремок? (Медведь)
- Сколько стало зверей? (5). Какой цифрой обозначим? (Цифрой 5).
Показываю цифру 5.
На что похожа цифра 5? Разучиваем стих о цифре
“А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
ЗАДАНИЯ:
Выложите столько палочек, чтобы их количество соответствовало цифре 5.
Выложи цифру “пять” из палочек.
Напиши цифру в воздухе под счёт “раз-и, два-и”.
5. Физминутка.
ЗАЙЧИК.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайчик прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
НА разминку всех зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
- Что произошло с теремком? (развалился).
- Подберем синонимы …рухнул, рассыпался, покатились, развалился.
- Почему это произошло?
ИГРА “Сравни зверей”.
Лисята перепутали цифры. Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.
- На сколько каждое следующее больше предыдущего? (на 1).
- Сколько в семье лис лисят, волков волчат, медведей медвежат, зайцев зайчат?( обозначение соответствующей цифрой).
- Почему у всех много, а у медведей мало детёнышей? (рождается только 2-3).
- Назовите пятый день недели. (повторение по порядку дней недели).
ИТОГ.
Наше прогулка по лесу подходит к концу. Пора возвращаться.
- С кем мы сегодня встречались ? Кому помогали? Что нового узнали?
- Ребята, у кого во время прогулки было вот такое настроение(на доску вывешивается портрет весёлого человечка), а у кого такое (грустное лицо). Прошу детей встать под портреты. Спрашиваю почему?
Все старались сегодня как-то себя проявить: слушали, отвечали, играли, думали, штриховали. Спасибо всем. Молодцы. (Раздаю медали).