Тип урока: лекция с применением аудиовизуальных средств обучения.
Цели:
- Познакомить учащихся с предпосылками возникновения теории строения органических веществ, основными положениями теории А.М.Бутлерова. Уметь доказывать эти положения.
- Сформировать понятие об изомерии, изомерах, структурных формулах простейших органических веществ (полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи.
- Знать значение теории строения органических веществ и основные направления ее дальнейшего развития, причины многообразия органических веществ.
- Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве неорганических и органических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.
Оборудование: CD-Rom “Органическая химия. 10-11 классы” (1С, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002г.), компьютер, проектор, экран, таблицы “Изомерия”, “Гомология”, набор шаро-стержневых моделей, штатив с подсветкой и пробирками, растворы NaOH, HCl, H2O, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
Предварительная подготовка учащихся: за 1 неделю до начала урока учащиеся получили следующие задания:
- подготовить библиографическую справку об А.М.Бутлерове.
- составить модели молекул органических веществ из шаро-стержневого набора.
- творческое задание “Противоречия органической химии XIX века”.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
1 ученик у доски: Электронное строение атома углерода, возможные валентности и степени окисления.
2 ученик: обсуждение выполнения домашней работы (ст.149, зад.5).
3, 4 ученики: на листочках выполняют задание №5 стр. 149.
5, 6 ученики: работа по карточкам.
Карточка 1. Составьте структурные формулы следующих веществ: сероводорода, оксида углерода (IV), фосфорной кислоты.
Карточка 2. Составьте структурные формулы следующих веществ: хлороводорода, оксида углерода (II), серной кислоты.
Фронтальная беседа.
- Что такое органическая химия?
- Сколько органических веществ насчитывается на сегодняшний день?
- Какие элементы наиболее часто встречаются в составе органических веществ?
- Основные отличия органических веществ от неорганических.
- Основная мысль теории Витализма.
- Можно ли провести резкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?
Работа по содержимому CD-ROM
I. Основные положения теории химического строения.
1. Предмет органической химии.
1) Органическая химия как наука.
2) История органической химии.
Ученый И.Я.Берцелиус.
3) Синтез органических веществ.
Ученый Шееле
4) Успехи органического синтеза
Ученые Зинин, Бертло
5) Особенности органических веществ.
6) Гомология.
7) Изомерия.
8) Физические свойства органических веществ.
Учитель подытоживает: Итак, органических веществ число огромно! Значение их трудно переоценить. Органические вещества имеют много особенностей и отличий от неорганических веществ. И начнем мы наше знакомство с ними с теории строения А.М.Бутлерова.
Запишите тему лекции (Смотри Приложение 1. Презентация к уроку).
Слайд 1. Теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова.
Факты без теории – не наука! (А.М.Бутлеров)
Учитель: Какими же фактами обладала наука в XIX веке? Особенности развития органической химии в XIX веке.
Ученик выступает с результатами творческой работы “Основные противоречия химии XIX века” (Смотри Приложение 2. Презентация ученика).
Слайд 2. Предпосылки возникновения теории строения (Смотри Приложение 1. Презентация к уроку).
Учитель. Существовало несколько теорий, которые пытались объяснить отдельные факты, но целостной теории на то время не было.
Слайд 3. А.М.Бутлеров (1828 - 1886)
19 сентября 1861г., Германия, г.Шпейер, 36 съезд немецких естествоиспытателей и врачей.
Доклад “О химическом строении вещества”ю.
Далее снова работа по CD-ROM
Теория строения органических веществ.
- А.М.Бутлеров (параллельно уч-ся выступают с докладами о его жизни и деятельности)
- 1-е положение
- 2-е положение
- 3-е положение (показ демонстрационного опыта: влияние различных атомов на свойства веществ, содержащих водород: NaOH, HCl, H2O, c индикаторами)
- Строение органических веществ (параллельно – показ шаро-стержневых моделей)
- Изомерия (здесь показываем только изомерию углеродного скелета, положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая)
Работа с CD-ROM закончена.
Учитель: Так в чем же причина многообразия органических веществ?
Учащиеся высказывают предположения.
Слайд 4. Причины многообразия органических веществ:
- способность атомов углерода образовывать цепи (неразветвленные и разветвленные) и циклы;
- изомерия органических веществ;
- гомология органических веществ
Слайд 5. Значение теории для науки:
- подтвердила материалистическое понимание природы;
- углубила представление о веществе;
- объяснила и систематизировала накопленные факты;
- дала научную основу для классификации веществ
В конце урока – тестовая работа (тест раздается каждому ученику в отпечатанном виде).
Тест. Введение в органическую химию.
1. Что входит в состав всех органических веществ?
а) кислород;
б) водород;
в) углерод;
г) все перечисленные.
2. Ученый, сформулировавший основные положения теории строения веществ:
а) Семенов;
б) Бутлеров;
в) Фредерик;
г) Кекуле.
3. Простейший представитель углеводородов:
а) метаналь;
б) метан;
в) метанол;
г) метановая кислота.
4. Углерод в органических веществах имеет валентность:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
5. К органическим веществам не относится:
а) сероуглерод;
б) углеводород;
в) спирт;
г) эфир.
6. Основной тип химической связи в органических веществах:
а) ковалентная неполярная;
б) ковалентная полярная;
в) водородная;
г) донорно-акцепторная.
7. Гомологическая разность:
а) СН3;
б) СН4;
в) СН2;
г) С2Н6.
8. Термин “органическая химия” ввел:
а) М.Бертло;
б) Г.Кольбе;
в) А.Бутлеров;
г) И.Берцелиус.
9. Структурные формулы показывают:
а) общее количество атомов в молекуле;
б) количество атомов углерода в молекуле;
в) последовательность соединения атомов в молекуле;
г) расположение атомов в пространстве.
10. Принадлежность к органическим веществам часто можно установить:
а) по выделению СО2 при их горении;
б) по выпадению осадка при взаимодействии с водой;
в) по цвету;
г) по агрегатному состоянию.
Далее взаимопроверка тестов (учащиеся меняются тетрадями и на основании имеющихся правильных ответов осуществляют проверку тестов друг у друга).
Слайд 6. Ответы:
1 – в 2 – б
3 – б
4 – г
5 – а
6 – б 7 – в
8 – г
9 – в
10 – а
Далее учащиеся используя критерии оценок выставляют друг другу оценки за тест, которые учитель переносит в классный журнал.
Слайд 7. Критерии оценок:
- “5” – 10 ответов
- “4” - 8-9 ответов
- “3” - 6-7 ответов
- “2” - до 5 ответов
Слайд 8. Домашнее задание: выучить конспект, § 20.1 – 20.3, составить формулы возможных изомеров вещества С5Н12, творческие задания.
Слайд 9. Подведение итогов урока, выставление оценок.