Ведущий глаз.
Информацию
считывает 1 глаз, а второй служит для настройки
глубины, объёмности.
Если у ученика ведущим является левый глаз (40%
– Л поле, 43% – на центральное, 17% – на правое), то в
случае, если доска справа, ему нужно всё время
прикладывать усилие. Высока цена обучения, если
не учитывать соблюдение принципа
экологосообразности. Если учитывать – цена
обучения снижается. Низок фактор перегрузки.
Л глаз ведущий у 30%, П глаз – у 70% людей.
В США в 60-е годы обнаружили, что девочки с ведущим
Л глазом плохо учатся. Девочки и мальчики Л
глазые – эмоционально-чувствительные. Девочки Л
глазые учатся с трудом (зубрёжка). "Успехи
трудом даются".
Левоглазые – неорганизованны,
импульсивны (не любят организованную работу)
Правоглазые – легче дисциплинируются,
любят порядок.
Ведущее ухо.
85% – правоухие; 15% – левоухие.
Левоухие дети – группа риска по утомляемости в
школе от шума, т.к. правое полушарие очень
чувствительно.
Мальчики не выносят визга, им не желательно
просмотр ТВ с наложением текста, им нужна
санированная бытовая среда.
Левоухие дети дают высокую утомляемость,
особенно у педагогов с громким голосом. Если
делаем упор на левополушарное образование, то
теряем здоровье, чем более гибок педагог, чем
больше учитывает особенности ребёнка – тем
лучше будет результат.
Корреляция Глаз–Ухо.
Мальчики
Левоглазые и Правоухие.
Информация идёт на разные полушария.
Правоглазые и Левоухие – выше
память, выше внимание от природы, большой
потенциал в учёбе.
Информационные патологии.
Мальчики ПП –
энцефалопатия перинатальная; ЛЛ – дискинезии, гастро- и
вегетоневрозы; |
Девочки наоборот, хорошо, если
зрение и слух на одно полушарие. |
Коррекция энцефалопатии.
1-й класс.
Трудно письмо или чтение или счёт.
1) Увеличит ПП нагрузку.
2) Полноценная физическая нагрузка.
3) Кружки (ритмика, хореография, движении + музыка).
4) Ежедневные водные процедуры.
5) Цвет – оттенки жёлтого (если цвет
предпочитаемый следует НС утомлена).
6) Ручка + цвет.
7) Нежные цвета.
8) Одежда.
9) Строго собдюдать режим.
10) 3 строчки в тетради будет делать 2–3 часа
(никаких черновиков).
11) Домашнее задание чуть меньше (изменить форму, 2
строчки в тетради, 1 в воздухе, по коврику,
верёвочкой).
12) Правило по русскому языку. Вырезать слова на
правило в газете, т.о. правило + двигательная
активность.
13) Не разрешать сидеть на уроках в одной позе.
14) Создавать ситуацию успеха.
15) Почерк всегда плохой – не снижать оценку .
16) 8 часов вечера отдыхать.
17) Гуляя играть.
Тест аналитичности – синтетичности.
Тест сквозной со второго класса.
Задача: оценить размер предпочитаемого
кванта информации (единицы информации)
Исследуемый записывает 10 пар несвязанных друг с
другом двузначных цифр, причем обязательное
условие – второе число в паре должно быть меньше
первого.
Оценка результатов: I столбика / второго столбика
- 1,0–1,5 – аналитики (левополушарники);
- 1,5–… – синтетики (правополушарники);
- 1,0–1,2 – детализаторы.
Ребенок в группе риска по успеваемости и по цене обучения. Работает дробно, стремится воспроизвести любую, даже не очень важную деталь. Таким детям трудно обобщение ("застревают в анализе"), они хорошо перескажут текст но на вопросы сопоставления ответить не смогут. - 1,2–1,5 – дифференциаторы.
Большинство аналитики, но проблем с переключением на правое полушарие нет, обычно хорошо учатся, т.к. усваивают любой квант информации. - 1,5–1,8 – категоризаторы.
Видят текст в целом, как правило легко учатся, усваивают любой квант информации. - 1,8 и более – глобалисты.
Ребенок в группе риска по успеваемости и по цене обучения. Точные предметы не даются, хорошо успевает по литературе, истории и т. д.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности:
Соблюдать основные принципы
здоровьесберегающей технологии – индукцию
и дедукцию при построении урока.
При изучении нового материала – упор на сильную
сторону ребенка.
При закреплении учебного материала – упор на
слабую сторону ребенка.
Гипердинамический синдром.
Это связано с недостатком торможения в коре
головного мозга, перераздражённостью коры.
Опросник: если 8 положительны, то – ГДС.
1) Беспокойные движения в кистях и стопах.
2) Сидя извивается.
3) Очень легко отвлекается.
4) С трудом дожидается своей очереди.
5) На вопросы отвечает не задумываясь.
6) Характерны моторные неловкости.
7) С трудом сохраняет внимание.
8) Не завершив одно действие переходит к другому.
9) Не может играть тихо.
10) Болтлив.
11) Мешает другим.
12) Кажется, что он не слышит, если спросить –
отвечает.
13) Теряет свои вещи.
14) Часто допускает опасные действия: травмы,
аварии (случайно).
Интеллектуально сохранны.
Причины:
- гипоксия в перинатальный период;
- токсикоз второй половины беременности;
- семейный характер;
- сильные аллергии.
В США прошли исследования подтвердившие, что возбуждение на кору могут оказывать вещества салицилаты (добавки), интоксикация мозга свинцом (батарейки, хрустальная посуда).
Как работать с ГДС.
1) Игнорировать высокую подвижность, не делать
замечания т.к. таких детей нельзя сажать далеко.
2) Поощрять. Создать высокую мотивацию, т.к. у них
повышена тактильная чувствительность
("Потрогайте").
3) Не говорить "Нет!", "Нельзя!".
4) Задание дробное, обязательно с тактильной
нагрузкой.
5) Задание с наводящими вопросами, выполнять
постепенно.
6) Из палитры ребёнка убрать красный, оранжевый,
фиолетовый цвета. Предпочтителен зелёный и
голубой цвет.
7) Соблюдать распорядок дня.
8) Избегать скопления людей.
9) Никаких соревнований в классе (жюри).
10) Нельзя заниматься силовыми видами спорта, они
повышают эмоциональное возбуждение. Средние и
слабые физические нагрузки: плавание, лыжи,
велосипед.
11) Полезно играть в игры "Замри", "Стоп"
– регуляция движений.
12) Не видит поля (голубая или зелёная рамка).
13) Рисование: хорошо работает в другой технике.
14) Трудовое обучение: моделирование из полосок
бумаги; мозаика из пластилина – мелкие кусочки.
Межполушарный перенос.
Это нарушение можно отнести к незрелостям нервной системы. За межполушарный перенос отвечает мозолистое тело. У некоторых есть незрелости. Затрудняются в переносе информации из одного полушария в другое. Словесную информацию в картинку, образ в слова. Одним трудно задачу составить по картинке, другим наоборот.
Тест. Даем ребенку листок бумаги и
просим запомнить 5 букв в определенной
последовательности (ЕНРБК). Каждый ребенок
смотрит индивидуально, не ограничиваем его во
времени. Убираем, просим записать правой рукой
(независимо – левша или правша), если ребенок
забыл – показываем еще раз.
Даем листок бумаги, где изображены 5 фигурок (). Рисуем
левой рукой. Все убираем. А теперь вспомним какие
буквы мы запоминали до фигурок, но записать их
нужно левой рукой (она считывает с правого
полушария), если перенос нарушен, то ребенок не
воспроизводит, путает, меняет порядок.
Берем ручку в правую руку и вспоминаем фигурки.
Межполушарный перенос (коррекция).
- в ходе урока инициировать ребёнка в картинку, рисунок в образ;
- задачу реши в уме, а далее нарисовать;
- развивать звуковые и цветовые ассоциации (показываем цвет, что он тебе напоминает: образы, настроение, ассоциации)
- если ребенок старается рассказать текст дословно, следует приучать осмысливать текст – смысловое восприятие;
- особый шрифт словарных слов (слова распластаны);
- показаны творческие уроки;
- художественный кружок
Истощаемость нервной системы.
Тест:
1 | 2 | 3 | 4 |
8 | 7 | 6 | 5 |
Ставим максимальное количество точек в каждом
квадрате за 5 сек.
Подсчитываем количество точек в каждом квадрате
1.
Образец:2 п 3в 4с 5ч6 п 7с8 в
Если кривая куполообразная до 4 квадрата, то
есть количество точек не меньше чем в первом
квадрате – НС – сильная, если снижается после 3 –
средняя, если то больше, то меньше –
синусоидообразная то средняя, если синусоида
сразу вниз то ослаблена, если график вогнутый, то
слабая.
Высчитываем утомляемость (истощаемость) НС
max-min|max умножить на 100%.
Если больше 30% то НС истощена, наиболее трудный
день определяется по квадрату в котором
наименьшее количество точек.
Истощаемость нервной системы связано с
астенизацией.
Причины:
У ребёнка есть хроническое заболевание.
Воспаления опасны тем, что почки не справляются
со своей функцией следовательно интоксикация
мозга.
Если же органы дыхания – гипоксия – мозг не
дополучает кислород.
Астенизация проявляется:
- Нарушен эмоциональный фон (плаксивость, раздражительность, неуверенность в себе, впечатлительность, бурно реагирует на шум, яркий свет).
- Нарушение сна, сон поверхностный, днём сонлив.
- На фоне астенизации – функциональное нарушение периферических органов (уход в болезнь). Не нужно тепличных условий.
Как работать.
- Если не успевает, нельзя ругать иначе вторично разовьётся страх, тики, заикание. Не обращать внимание на перепады, работать ровно.
- Нужны творческие дни.
- От разговоров устают; необходимы цвет, звук.
- Уроки-беседы противопоказаны.
- Традиционные уроки – утомительны.
- Цвет сочетание красного, оранжевого, жёлтого тонизируют нервную систему; исключить синий, коричневый, фиолетовый, чёрный.
- Вытянутые буквы.
Учебное утомление и переутомление.
1 этап: Утомлённый ребёнок спешит выполнить работу (покраснев, мышечное напряжение, нажим усилился).
2 этап: Защитный характер, развивается торможение в рабочем участке мозга и увеличивается мышечная и речевая активность (начинает болтать), низкая способность анализировать, почерк (в первую очередь наклон, далее прыгают буквы), может вообще отказаться работать "мне не интересно".
Утомление – переутомление 62%.
Переутомление не компенсируется в течение суток, в связи с глубокими процессами в мозге. Возникает очаг застойного торможения.
У здорового появляются "застревания":
– читаем и не понимаем;
– падает активность ЛП;
– усиливаются оборонительные, протестные
реакции;
– возникает спазм сосудов в очаге;
– может нарушится рост, вес, сон.
Как работать.
- Хорошо физическая нагрузка – свободная.
- П.П нагрузка.
- Физминутки (глазные, мышечные).
- Массаж шейного отдела.
- Массаж, гибкость спины.
- Продумывать свой урок.
Заднетеменная затылочная агнозия (пространственное восприятие).
- Нарушено восприятие пространства.
- Зеркальное письмо.
- Больше–меньше.
- Выше–ниже.
- Долго учатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
- Нарушено узнавание букв.
- В течение всей жизни плохо узнают лица.
- По картинке рассказать сюжет не может, просто перечисляет.
- Путает буквы б – д, у – ц, з – д.
- Трудности в прочтении мелкого текста.
- Плохо понимает Т. и Р. падежи.
- Страдают окончания.
- Нарушен счёт через десяток.
- Во сколько? На сколько? – будет угадывать.
Как работать.
- мультисенсорность (дублирование анализаторов);
- только печатный текст – плохо понимает, чужой почерк;
- алгоритм;
- крупный текст;
- этапы работы в виде схемы.
Схема анализа урока (см. Приложение).