Опыт взаимодействия начальной школы и семьи в создании единого образовательно-культурного пространства

Разделы: Работа с родителями


Сегодня, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, “сегодняшние” младшие школьники, станут “завтрашней” опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу ребенка из влияния семьи”. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В данной ситуации, необходимо использовать все возможные формы и методы продуктивного взаимодействия семьи и школы, повысить педагогическую культуру родителей, найти механизмы совместного воздействия и сотрудничества, учитывая интересы и специфику жизни современных детей. Сегодня, школа, взяв сегодня курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в “единой плоскости” с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство, в которой живет и развивается школьник. Педагогам школ надо осознать и принять семью – базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.

Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями. За 11-летнюю практику педагогических взаимодействий с семьями наших учащихся коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №14 города Новый Уренгой тоже накопил определенный опыт, которым и желает поделиться с читателями.

Наша школа открылась 1 сентября 1994 года в приспособленном здании детского сада. Сейчас Муниципальное образовательное учреждение начальная школа № 14 соответствует современным требованиям к образовательному учреждению 1 ступени, работает в соответствии с реформами Российского образования. В школе 20 кабинетов начальных классов. Преподаются почти все существующие программы развивающего обучения: развивающая система Л.В.Занкова, Б.Д.Эльконина и В.В.Давыдова, “Школа 2100”, “Начальная школа ХХ1 века”, “Школы России”. В школе оборудованы 2 логопедических кабинета и кабинет психологии, кабинеты ритмики и хореографии, два спортивных зала, актовый зал, специализированный компьютерный класс, библиотека. Работают группы продлённого дня, учащиеся имеют возможность находиться в школе полный день. Широко развита и продуктивно работает система дополнительного образования, хорошо поставлена воспитательная работа, системно и целенаправленно организуется работа с родителями. Педагогический коллектив стремится создать в школе в первую очередь условия для эстетического, культурного, трудового и патриотического развития личности на уроках и во внеурочное время, используя такие формы, как кружковая работа, организация групп продлённого дня, внеурочная деятельность, работа в органах ученического соуправления, участие в коллективных творческих делах школы. Планомерно создаётся единое образовательно - культурное пространство, необходимое для успешной социализации учащихся.

При организации работы с родителями, мы пытаемся установить между родителями и учителями доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие разные стороны воспитания и обучения детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Родители учащихся начальной школы на первом и втором году обучения ещё принимают активное участие в школьной жизни своих детей, но к третьему, четвертому классу их активность постепенно угасает, они считают ребёнка самостоятельным, не требующим родительского внимания и поддержки. Поэтому первоочередной задачей нашей школы является необходимость активизации родительского участия, нахождение различных путей привлечения интереса родителей к школьной жизни своих детей. Именно в начальной школе необходимо сформировать стойкий интерес родителей к школе, воспитать в родителях потребность продуктивного взаимодействия с учителем, сделав это взаимодействие необходимостью “кислородом”, без которого дальнейшее существование невозможно. Большинство педагогов нашей школы приняли и строят свою работу на следующих принципах сотрудничества педагогов и родителей, поддерживаемых и проводимых администрацией:

  • отношения педагогов и родителей должны строиться на принципах равенства, уважения мнения друг друга;
  • одна из важнейших сторон взаимоотношений учителей и родителей этичность;
  • все общение педагога с родителями должно быть пронизано принципом взаимопомощи;
  • одна из важнейших составляющих успеха во взаимодействии учителя и родителей – это информированность, причем должен быть налажен регулярный обмен информацией.

Родители, несомненно, хотят знать информацию о своем ребенке, и мы обязаны предоставить им абсолютно достоверную информацию, но никоим образом нельзя сводить ее к жалобам и негативной оценке. Допустим, учитель сообщает родителям действительные факты и указывает на реальные недостатки детей. Правильно ли он поступает? С его точки зрения правильно, ибо, во-первых, он говорит правду, то есть то, что было в действительности, а, во-вторых, разве смысл воспитания не в том, чтобы совместными усилиями преодолевать отрицательное поведение детей. “Неблагодарные” родители при этом уходят от такого учителя в раздражении и больше не хотят бывать ни на родительских собраниях, ни на индивидуальных беседах. В чем же дело? А дело в том, что иная правда хуже воровства. Учитель сам не разобрался в мотивах и причинах поведения своего ученика, или не хотел это сделать вовсе, нагрузил родителя информацией негативного характера, с которой родители собственно не знают что делать. Отсюда следующий принцип:

  • высокая психологическая просвещенность учителя.

Педагог всегда должен точно знать, о чем информировать и как информировать родителей. Если успешно соблюдаются предыдущие правила, то есть большая вероятность привлекать многих родителей к сотрудничеству в ведении собственно школьного, общественного воспитания, и это очень полезно. Так появляются у учащихся общие интересы с родителями, общие темы для бесед, общие позитивные впечатления о школе. Положительный опыт такого сотрудничества накоплен нашим коллективом, конечно, он подлежит изучению, обобщению и развитию.

  • важность и необходимость организации работы по пропаганде педагогических психологических знаний.

Но работа эта не столь проста, потому что многие из них уверены, что и сами хорошо разбираются в том, как надо воспитывать собственных детей. Мы считаем, что родителей можно и нужно просвещать и обучать независимо от их образования и социального статуса, так как даже родителю с самым высоким образованием, порой не всегда под силу, правильно принять, понять и разобраться в существующих инновациях учебно-воспитательного процесса. У многих педагогов нашей школы накоплен немалый опыт поведения родительских лекториев в различных формах диалога, взаимной консультации, обмена мнениями на равноправной основе. А если приходится прибегать к монологу, то эти лекции построены интересно, содержательно, понятно, убедительно.

Работу с родителями, мы строим в разнообразных направлениях и формах:

1. Составление характеристик семей учащихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; социальные паспорта на каждого учащегося школы; личные дела учащихся).

2. Организация диагностической работы по изучению семей (тестирование будущих первоклассников; беседы специалистов; диагностика, в различных формах, эмоциональной сферы учащихся, показателей здоровья, уровня развития познавательной активности и эффективности воспитательной работы; работа социального педагога; индивидуальные и групповые консультации родителей специалистов школы; сотрудничество с базовыми дошкольными учреждениями).

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей (тематические общешкольные собрания; система родительских лекториев; тематические классные собрания; работа психологической службы школы; психологические тренинги и занятия для родителей; советы и рекомендации психолога, логопеда, социального педагога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, директора, завучей; психологическая, педагогическая и социальная поддержка, просвещение; дни открытых уроков в классах; дни открытых дверей школы).

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (мероприятия воспитательной программы “Твоя школьная планета”: КТД “Край мой северный!”, “Мой мир - моя семья”, “Славные сыны Отечества”, “По пути к Новому году!”, “День чести школы!”; оформления кабинетов к праздникам, выставки семейных тематических газет; разнообразные спортивные, художественные и игровые семейные конкурсы; совместные экскурсии на работу родителей; “День театра”, “День здоровья”, тематические концерты, выступления, праздники; выступления родителей на тематических классных часах; организация дней именинников, походов, праздников в классных коллективах силами родителей).

5. Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета (мероприятия: “Я и папа силачи”, “Мама, папа, я – дружная семья”, “ Алло, мы ищем таланты!”, “День здоровья”; проведение родителями в классах тематических, лекций о своей работе, о своих увлечениях, профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни; выставки семейных газет “Профессии родителей!”, “Генеалогическое древо семьи”, “ Моя семья”; выставка семейных поделок “ Мир увлечений!”; экскурсии на предприятия и организации, где работают родители).

6. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса, помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (работа родительских комитетов в классах; общешкольные и классные родительские собрания; работа общешкольного родительского комитета; участие родителей в работе педагогического совета, совета профилактики и малого педсовета; свободные консультации директора, завучей, социального педагога, психолога).

7. Активное включение, при необходимости, в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, педагога-организатора, воспитателей ГПД (индивидуальные и групповые консультации специалистами - тематические и по требованию родителей; контроль и поддержка жизнедеятельности социально неблагополучных семей; обеспечение родителей методической литературой; психологические тренинги; анкетирование; изучение родительского мнения для определения приоритетных направлений работы).

8. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг (функционирование группы продлённого дня; организация горячего питания и подвоза детей; расширение спектра услуг дополнительного образования: предметные кружки (информатика, математика, русский язык, иностранный язык); кружки эстетического цикла (вокальный, театральный, хореографический, изостудия), оздоровительная работа (спортивные часы, бассейн, СМГ). Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города: занятия экологического направления, художественное моделирование для девочек и мальчиков, декоративное творчество, кружок “ Мягкая игрушка”, спортивные секции (баскетбол, ОФП, дзюдо, волейбол, основы туризма). Разнообразие образовательных услуг, преподавание по различным программам).

9. Психологический всеобуч педагогов школы. (Психологические тренинги. Оказание методической помощи педагогам. Наличие в библиотеке специальной литературы. Обмен положительным опытом.)

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

При планировании работы, мы также учитываем статус семей, образование, средний возраст родителей. В 2004 - 2005 году в нашей школе было проведено социологическое исследование. В результате которого мы получили следующие статистические данные. Социальный статус родителей наших учащихся: средний процент руководителей – 9%; служащих - 26%; рабочих - 42%; педагогических работников – 8%; врачей - 5%; военных -3%; домохозяек - 5%; временно безработных - 2%. Средний возраст отцов учащихся – 37 лет; матерей – 34 года. В школе воспитывается 12% учащихся без отцов; 2% учащихся - без матерей. 47 % матерей и 38% отцов – имеют высшее образование, 37% матерей и 43% отцов – средне-специальное, 16% мам и 19% отцов – среднее. Как вы видите, основная масса родителей имеет средне-специальное образование и социальный статус рабочих и служащих, следовательно, и ориентироваться необходимо на эти категории родителей.

За годы функционирования школы коллектив добился определенных успехов в общении и работе с родителями, т.к. целевые установки, направлялись на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся, следовательно, на принципы демократизма и сотрудничества в общении с родителями. Но это не означает, что мы полностью избавились от общих для педагогов ошибок во взаимодействии с родителями. Для осуществления плодотворного сотрудничества с родителями, мы помогаем педагогам выделить и объяснить все изъяны и недостатки взаимоотношений с родителями и преодолеть их.

Уважаемые педагоги, вы - люди самой гуманной профессии на Земле. В Ваших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только Вы, имеете возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому крепко держите штурвал, чётко знайте маршрут, помогайте своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Помогите экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учитесь и учите других, не бойтесь признавать и исправлять свои ошибки, шагайте только вперед!