Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Обучающие:
- способствовать формированию знаний о базах данных, о типах данных;
- формировать навыки создания таблиц.
- Развивающие:
- создать условия для развития познавательных
способностей, способностей самоконтроля,
взаимоконтроля и самоанализа;
развивать интерес к предмету.
- создать условия для развития познавательных
способностей, способностей самоконтроля,
взаимоконтроля и самоанализа;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
- Общеучебные умения:
- работа с конспектом.
- умение применить полученные знания для создания БД.
- Специальные умения:
- создание структуры таблицы
- задание имен полей;
- правильное определение их типов данных.
- создание структуры таблицы
Оборудование:
- программное обеспечение: СУБД Microsoft Access;
- мультимедийный проектор;
- карточки с тестами (Приложение 1);
- шаблоны для заполнения результатов работы для каждой группы (Приложение 2);
- карточки для домашнего задания (Приложение 3);
- карточка для внесения результатов работы каждого ученика в течение урока (Приложение 4).
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний:
- тест;
- взаимопроверка.
- Практическая часть (создание Базы Данных):
- получение задания;
- групповая работа (создание проекта);
- представление проектов, обсуждение и выбор лучшего варианта проекта;
- реализация полученного проекта в среде программного продукта.
- Итог урока:
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
приветствие;
проверка готовности к уроку;
сообщение темы урока.
II. Проверка знаний
1. Тестирование
Вступительное слово учителя: Сегодня
у нас необычный урок, а необычен он тем, что мы
сейчас разделимся на две группы, которые будут
соревноваться между собой. Каждая группа должна
выбрать одного человека из своего состава,
который будет представлять всю группу.
А теперь представьте себе, что вы все работаете
программистами в некоторой фирме по созданию
программного обеспечения. В этой фирме
существует два отдела, которые постоянно
оспаривают друг у друга право участия в самых
интересных разработках. (выдать карточки с
номерами отделов каждой группе, а также карточки
для представителей).
Итак, сегодня к нам поступил заказ на создание
Базы Данных от директора крупной фирмы по
продаже аудио- и видеопродукции. Но прежде чем
доверить его нам он хочет проверить ваши знания и
умения. Итак, сейчас мы проведем небольшое
тестирование. В заданиях 1,2,3,4 необходимо
отметить галочкой тот ответ, который вы считаете
правильным; в заданиях 5 и 6 необходимо установить
соответствие между словом и его значением; в
последних двух заданиях в качестве ответа нужно
поставить число.
2. Взаимопроверка
Группы обмениваются готовыми к проверке тестами. Проверка проходит в виде опроса, где каждый из участников может заработать дополнительные баллы для себя и для группы. Задания в тесте оцениваются следующим образом: первые четыре задания – по 5 баллов, шестое, седьмое и восьмое – по 4 и пятое – 8 баллов.
Итого: за тест 40 баллов.
34–40 –“5”
29–35 – “4”
22–28 – “3”
< 22 – “2”.
Каждый проверяющий тест проверяет правильность ответа, расставляет баллы под руководством учителя и, по предложенной шкале ставит оценку.
III. Практическая часть (создание базы данных)
1. Получение задания
Директор (Ученик класса – помощник учителя) салона по продаже аудио- и видеопродукции делает заказ на создание Базы Данных для его фирмы.
2. Групповая работа (создание проекта)
Два отдела “программистов”, соревнуясь между собой, создают макеты таблиц с перечислением названий полей, которые будет содержать таблица. Также, для каждого поля они определяют тип данных в зависимости от предполагаемого содержания.
3. Представление проектов, обсуждение и выбор лучшего варианта проекта
Представитель каждой группы выходит к доске и делает презентацию о разработанном в его отделе проекте. В это время участники другой группы внимательно слушают его с целью высказывания в дальнейшем своего мнения об услышанном по следующим вопросам:
– Достаточное ли количество полей содержит таблица?
– Правильно ли определены типы данных для каждого поля?
В итоге обсуждения класс должен прийти к выводу
о том, какой проект лучше. В том случае, когда это
невозможно сделать весь класс под руководством
учителя составляет из двух проектов один,
который учитель воспроизводит на доске.
После того, как выбран оптимальный проект, дети
заносят его в специально приготовленные
карточки для домашнего задания.
4. Реализация полученного проекта в среде программного продукта
Принятый проект дети реализуют в программной среде Microsoft Access: создают структуру таблицы в режиме конструктора.
IV. Итог урока
1. Подведение итогов урока
По карточке, которая заполнялась в течение урока, подводятся результаты работы каждого ученика и, в соответствии с этим выставляются каждому оценка за урок.
2. Домашнее задание
Домашнее задание заключается в том, что созданную таблицу дети дома заполнят пятью записями.