Интегрированный урок по русскому языку и природоведению. (4 класс).
Тема: “Водоемы”
Тип урока: интегрированный (русский язык и природоведение)
Русский язык: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.
Природоведение: Охрана водоёмов.
Цели:
- Упражнять в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже; обобщить знания учащихся о водоёмах нашей страны; дать представление об охране водоёмов; обучать работать коллективом.
- Прививать интерес к предметам, любовь к родной природе.
- Развивать умение работать со словами-синонимами; развивать речь; расширять кругозор.
Оборудование: карточки со словами: _гонь, чистый, ко(н,нн)ица, прыгать, бр_сать, а(к,кк)уратный, скакать, пламя, кавалерия, к_дать; задания четырём группам; викторина; записи на доске; учебники, магнитофон, магнитофонная запись.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Скажи: “Родник” -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от дверей тут ни при чём!) (А. Барто).
--Разные слова “родник” и “ключ”, а называют одно и то же. Таких слов в русском языке очень много. Как их называют? (Ответ детей).
--Верно, называют их слова-синонимы – близкие по значению слова. Итак, игра “Найди друзей”. Выполни несколько заданий.
1). К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого столбика.
(Запись на доске)
_гонь | а (к, кк) уратный |
чистый | скакать |
ко (н, нн) ица | пламя |
прыгать | кавалерия |
бр_сать | к_дать |
2). Подберите проверочные слова к словам с безударной гласной. (Огонь— огненный, бросать—бросил, кидать—кинул).
3). В каких словах напишите удвоенные согласные? (Конница, аккуратный).
Дайте характеристику звукам [к], [н].
4). Работаем над написанием букв к, н.
3. Словарный диктант.
--Давайте вспомним синонимы из стихотворения. (Родник, ключ). Сейчас их запишем и продолжим писать словарный диктант. (Запись в тетрадях).
Родник, ключ, река, озёра, моря, охрана, водоёмы, океан.
--Составьте предложение с одним из слов (устно).
4. Объявление темы урока.
--Вы записали слова: родник, река, озёра, моря, океан – как можно назвать одним словом? (Водоёмы).
--Тема урока по природоведению: Охрана водоёмов.
--На какой вопрос отвечают слова из диктанта?
--Какая это часть речи?
--Что знаете о существительном?
--Тема урока по русскому языку: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.
5. Проверка домашнего задания.
--Проверим, как вы знаете водоёмы. (Класс разделён на четыре группы. Раздаются листочки с заданиями).
Первая группа:
Источник, который выходит из-под земли спокойно, а может бить фонтаном. (Родник).
Вторая группа:
Название русской игры и водоёма. (Ручеёк).
Третья группа:
Они могут быть горные и равнинные. (Реки).
Четвёртая группа:
Эти водоёмы соединены с океаном. (Море).
--А теперь запишите предложение. (Комментированное письмо)
Река начинается с ручейка. (Синтаксический разбор).
6. Физкультурная минутка.
--Где больше всего воды на Земле? (В океане). Где ещё находится вода? (Ответы детей). Снег это тоже вода и облака это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океанах и морях вода солёная. А чтобы умыться и напиться, нужна пресная вода, она должна быть чистой. Давайте и мы умоемся чистой водой.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
7. Работа над новым материалом.
--О какой воде говорится? (О чистой). Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь, Как? (Ответы детей).
(Рассказ ранее подготовленных учеников).
Первый ученик.
Я расскажу о грозной опасности, которая нависла над нашей планетой. Обо всех рассказать невозможно – их слишком много.
В 1960г. знаменитый учёный, путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке “Ра”. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: “Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут…. До самого горизонта поверхность океана оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину.
Со времени этого путешествия прошло более 30 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
Второй ученик.
В водоёмах нашей страны в 1999г. оказалось 40млн. тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1,4 сточных вод поступает в водоёмы без всякой очистки. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Чёрное море – это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озёра не только теряют чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
--Чтобы оставить нашу планету чистой нашим потомкам нужно просто-напросто “лечить” планету. “Лечить” её так, чтобы мы могли слышать голоса птиц, шелест листьев, журчание ручейка. (Включается магнитофонная запись с журчанием ручейка).
--Какая же работа проводится по охране водоёмов в нашей стране? Вы узнаете из учебника, стр. 63. (Работа по учебнику природоведения).
--Сделайте вывод, что вы узнали на уроке природоведения.
--Какая река впадает в Обь, вы узнаете, если правильно поставите пропущенную букву. (Запись на доске).
Р_дник, _зёра, м_ря.
о – Иртыш
а – Енисей
--Вернитесь к словарному диктанту и проверьте, как вы написали эти слова.
--Итак, река, которая впадает в Обь, называется Иртыш. О реках Иртыше и Енисее вы прочитаете в учебнике русского языка, упр.214, стр.96. (Учебник Т.Г. Рамзаева. Русский язык.)
Учащиеся работают над двумя предложениями.
8. Закрепление материала
(Проводится в виде викторины. Каждой группе раздаётся задание. Пятое задание – резервное.).
--Ответив на вопрос или продолжив предложение, выберите правильное окончание. Определите склонение, падеж.
1) Лимнологи – специалисты, которые занимаются изучением …
На рек_, на земл_
и – моря
е – озёра
2) Сколько на Земле океанов?
О дедушк_, о пап_
и – 6 океанов
е – 4 океана
3) Какое море самое солёное?
В город_, в ящик_, в гипс_
е – Мёртвое море
и – Чёрное море
4) Какой океан самый маленький?
На озер_, на мор_
е – Северный Ледовитый океан
и – Индийский океан
5) Сколько на Земле озёр?
На ладон_, в тетрад_
и – около 5 млн. озёр
е – около 1 млн. озёр
--Сделайте вывод о правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
9. Самостоятельная работа.
(Поуровневое задание).
1-й уровень
Вставь окончания имён существительных.
1скл. 2скл. 3скл.
Р.п.
Д.п.
П.п.
2-й уровень
Вставь пропущенные безударные окончания, определи склонение, падеж.
На мест_, на площад_, в чащ_, о школ_.
3-й уровень
Вставь пропущенные безударные окончания, определи склонение, падеж.
На улиц_, в дом_, от радост_, по тропинк_.
10. Итог урока.
(Подведение итогов, выставление оценок.)
Резерв.
1. Определите падеж выделенных существительных.
Вода необходима и дереву, и кустарнику, и траве. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов.