Компьютер и дошкольник

Разделы: Работа с дошкольниками


Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком, знает какое большое место в его жизни занимает игра. Что же такое игра? Игра – это работа ребенка над самим собой. Мир вступил в третье тысячелетие. И уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время.. Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

Составив программу “Дошкольник и компьютер” по дополнительному образовательному циклу “Компьютерные игры” и используя ее в сотворчестве с воспитателями нашего ДОУ на протяжении многих лет, я заметила, что грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Первоначально использовались компьютерные развивающие и обучающие игры "КИД/Малыш" Ассоциации "Компьютер и детство". В настоящее время существует множество компьютерных игр, главное – правильно выбрать цель и поставить перед ребенком задачу её достижения.

Основными направлениями моей программы являются вопросы введения ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника. В ней представлены следующие разделы:

  • Введение
  • Среда организации обучения
  • Систематизация игр
  • Компьютер – друг и помощник в разных видах деятельности
  • Карта программных требований
  • Художник за компьютером (нерегламентированная деятельность)
  • Творческий поэтапно-перспективный план
  • Принципы реализации программы
  • Методика организации компьютерных игр
  • Педагогические условия применения игр
  • Санитарно-гигиеническое обеспечение компьютерной игровой
  • Модель выпускника
  • Диагностирование умственных и творческих способностей
  • Творческая тетрадь

Таким образом, предметом программы является расширение границ в области подготовки ребенка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ.

Благодаря особенностям устройства компьютера (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного "мозга" с помощью клавиатуры или "мышки") осуществляется интеллектуальная подготовка к обучению в школе.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень "школьной готовности" и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир.

У ребенка развивается:

  • восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
  • познавательная мотивация, произвольная память и внимание;
  • “знаковая функция сознания”;
  • произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

В нашем ДОУ осваивают компьютер дети старшего и подготовительного к школе возраста. Ежегодно провожу диагностику уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры. По способу решения компьютерных игр, по стилю игровых действий, практически индивидуальных игр (небольшие - по 3 - 4 ребенка - подгруппы) и раскрепощенности ( так как игра, а не занятие) можно многое узнать и сказать о ребенке. Часто встречаются такие случаи, что в группе ребенок показывает более низкий уровень усвоения программы, чем во время игры на компьютере. Некоторые педагоги считают, что это происходит потому что в играх повторяются действия. Ребенок, посмотрев как играют предыдущие дети, просто повторяет действия за ними, не осмысливая происходящих действий на экране. Но это не так.

С таким мнением можно согласиться только по части усвоения детьми управления компьютером. Здесь, действительно, ребенок может и должен запомнить какие клавиши используются. Но выполнить правильно, поставленную в игровой форме дидактическую задачу, нет, так как компьютерные игры составлены с учетом основного принципа дидактики – с постепенным усложнением последовательности игры. Каждый следующий эпизод отличается от предыдущего. Например: в игре по конструированию “Построй дом” игровой задачей предусматривается помочь котенку построить дом, а дидактическая – выделить конфигурацию плоскостных фигур с целью объединения их в одно целое (конфигурация каждый раз меняется – ребенок должен подобрать фигуру для своего варианта).

Я диагностирую усвоение разделов базовой образовательной программы. Как показывает многолетняя практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически.

Во время игры не акцентирую внимание ребенка на то, что его диагностирую, а перед ним ставлю определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он “просто играет”. Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы использую для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении образовательной программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её, предлагая в форме закрепления упражнения из творческой тетради “Собери разрезанную картинку”, “Прочитай зашифрованную записку”, “Расставь цифры в порядке убывания (возрастания)” и так далее.

Как показывает опыт – элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Анализ работы в комплексе игрового обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы:

  • развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель;
  • помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности;
  • развивают у детей положительные эмоциональные реакции;
  • выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;
  • обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

К каждой игре составлены конспекты, но в ходе игры, учитывая способности ребенка, подход к игре может меняться. По окончании игры с детьми провожу гимнастику для глаз.

Для закрепления программного материала предлагаю детям варианты заданий для самостоятельной деятельности (можно совместно с воспитателем, родителями) из творческой тетради.

Приложение