Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изготовления сувениров-подарков

Разделы: Технология


Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, учителю важно наполнить слово “красивое” конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит “красиво”, ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.

На этой основе в процессе изготовления сувениров-подарков из разных материалов в различных техниках у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимает из окружающего мира. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах (жар-птицах, синей птице), рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц на различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.

В процессе конструирования сувениров ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

Характеризуя воображение детей, Л.С.Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. “Творческая деятельность воображения, — пишет Л.С. Выготский, — находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”. Эту мысль ученого следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, богатство которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.

Связь воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми. Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.

Итак, необходимое условие развития воображения — его связь с действительностью, в процессе восприятия которой накапливаются и уточняются представления, обогащается память “многоразличнейшими образами существующего”, по выражению Гегеля.

Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии. Исходя из этого, для развития художественного воображения детей мы в нашей практике наряду с занятиями обучающего характера выделяем занятия творческие по замыслу.

Изготовление поделок во внеурочное время – художественно-творческая деятельность, которая включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в поделке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике изготовления сувениров должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершения изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать тот сувенир, который он захочет.

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое движение дается ему с трудом, рука быстро устает, и процесс создания сувенира не приносит радости. Вместе с тем овладеть ножницами, иголкой и другими инструментами как средствами выразительности, научиться правильно их держать и рациональным способом использовать – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия от взрослого. Показ взрослого – образец действия, которому нужно следовать и усвоить который можно только благодаря обучению.

Покажем на конкретных примерах технологию изготовления сувениров-подарков, работа над которыми способствует развитию творческого воображения младших школьников.

1. Изготовление букета “Колокольчики”

(Приложение №1)

Цели:

  • обучающая: сформировать у учащихся умение выполнять работу по схемам;

  • развивающая: учить подбирать цвета для изготовления букета, развивать художественный вкус у детей.

Оборудование: бисер – голубой – 10 гр, синий – 10 гр, жёлтый – 5 гр, фиолетовый – 10 гр, лиловый – 10 гр, проволока, клеящиеся обои для изготовления вазы.

Последовательность выполнения работы

Цветок колокольчика состоит из 5 частей – лепестков, 3 жёлтых серединок, 5 зелёных чашелистиков. Колокольчики могут быть не только голубого цвета, но и розового и даже белого.

1. Лепесток выполняется в технике параллельного плетения по схеме. Длина проволоки каждого лепестка 50-60 см. Итак, для одного цветка-колокольчика нужно сделать 5 одинаковых лепестков, которые по бокам “ зашить” проволокой, оставив 4 ряда сверху.

Схема лепестка:

2. На проволоку длиной 10 см, набрать столбик бисера жёлтого цвета длиной 3 см. Один конец проволоки пропустить через все бисеринки, кроме первой (с края ).

3. Чашелистики. На середину проволоки длиной 30 см, набрать 8 зелёных бисеринок и пропустить проволоку через 3 бисеринки в обратном направлении, исключая последнюю бисеринку, набрать ещё 4 бисеринки и скрутить концы проволоки вместе 2-3 раза.

Схема чашелистика:

4. Лист колокольчика выполняется из зелёного бисера в технике параллельного плетения.

Схема листа

4. Сборка. Вставить жёлтую серединку в центр цветка. Вокруг цветка разместить чашелистики и скрутить вместе концы проволоки на 3-4см. Все готовые цветки соединить вместе в букет, отогнув верхние части лепестков колокольчиков и листиков. Букет вставить в подходящую “вазу”, которую можно вырезать из клеящихся обоев. Прикрепить букет на подходящую основу, оформить рамочкой.

2. Изготовление букета “Фиалки”

(Приложение № 2)

Цели:

  • обучающая: знакомство учащихся с особенностями изготовления изделий в технике объёмного бисероплетения;

  • развивающая: развитие творческой активности, развитие художественного вкуса, интереса к окружающему миру.

Оборудование и материал для работы: бисер фиолетовый – 20 гр, жёлтый – 1гр, зелёный -20 гр, проволока, горшочек, картон, ножницы.

Последовательность выполнения работы.

Цветок фиалки состоит из 5 фиолетовых лепестков и 2 жёлтых бисеринок – серединки.

  1. Лепесток. Нанизать 14 бисеринок на середину проволоки длиной 25 см и продеть конец проволоки через первую набранную бисеринку, образуя петельку. Нанизать 7 бисеринок и продеть конец проволоки через среднюю бисеринку петли. Нанизать ещё 7 бисеринок и скрутить концы проволоки под лепестки 2 раза.
  2. Серединка. На проволоку длиной 15 см набрать 2 жёлтые бисеринки и скрутить концы проволоки 2-3 раза.
  3. Сборка цветка. Разместить 5 лепестков равномерно вокруг серединки и скрутить вместе концы проволоки до необходимой длины стебля.
  4. Листья фиалки выполнить из зелёного бисера в технике кругового плетения по схемам:

7 бисеринок- 9 рядов, 3 листа,

7 бисеринок-11 рядов, 5 листа,

7 бисеринок- 13 рядов, 5-7 листов.

При сборке композиции в центре размещают цветки, а листья распределяют вокруг цветов. Готовый букетик вставить в горшочек. Для этого можно использовать кусок пластилина, в который вставить готовый букет.

Картина из пенопласта “Бабочка”

(Приложение № 3)

Цели:

  • обучающая: научить изготовлению картины из пенопласта.

  • развивающая: развивать творческие способности, художественный вкус, умение подбирать цвет для рисунка.

Оборудование: пенопласт, цветные трикотажные лоскутки, набор для инкрустации, копировальная бумага, ножницы, карандаш, тупой нож.

Последовательность выполнения работы.

  1. Подготовить пенопласт соответствующего выбранному рисунку размера, подобрать трикотажные лоскутки по цвету рисунка.
  2. Рисунок перевести через копировальную бумагу на пенопласт.
  3. Вокруг рисунка нанести произвольные геометрические линии.
  4. Ножом для инкрустации по контуру рисунка и вокруг него прорезать вдоль линий бороздку глубиной 5 мм.
  5. Вырезать лоскутки ткани немного большего размера, чем образовавшиеся геометрические фигуры.
  6. Наложить лоскутки на контуры фигур и заправить края в прорези при помощи тупого ножа.
  7. По краю работы оформить рамочку.

Изготовление картины “ Лебедь” в технике “изонить”

(Приложение № 4)

Цели:

  • обучающая: научить приёмам вышивки нитками на картоне, умению подбирать цвет.

  • развивающая: развивать фантазию у ребёнка, самостоятельность при выполнении работ.

Оборудование: картон, цветная бумага, нитки “мулине”, “ирис”, иголка, карандаш, ножницы, клей, шило.

Последовательность выполнения работы.

  1. На подготовленную основу нанести контур рисунка “Лебедь” (или изображение любой другой птицы).
  2. Разделить рисунок на отдельные “полукружья”, “перья”, нанеся линии при помощи карандаша.
  3. Нанести на них точки в центре или ближе к одному из краёв (в зависимости от направления оперения птицы).
  4. По отдельным полукружьям (по контуру) нанести точки через 5 мм.
  5. Подобрать контрастные нитки, исходя из цвета основы, например, если фон тёмный, то “лебедя” нужно “рисовать” светлыми нитками.
  6. Вышивку начинать из центральной точки ко всем остальным, тем самым накладывая белые “паутины” на рисунок.
  7. Работу оформить рамочкой.

Изготовление картины “Букет” ( вышивка бисером)

(Приложение № 5)

Цели:

  • обучающая: обучать учащихся вышивке бисером на канве, разработке собственных схем,

  • воспитательная: формировать интерес к искусству; вырабатывать бережное отношение к окружающей природе, развивать умение наблюдать за ней, замечать прекрасное в природе и создавать, творить нечто своими руками.

Оборудование: канва размером 15х20 см, нитки белые, иголка тонкая, бисер цветной, клеящиеся обои для рамочки, картон.

Последовательность выполнения работы

  1. В качестве схемы выбрать любой рисунок для вышивки крестом.
  2. Подготовить канву, вырезав по размеру будущей картины.
  3. Подготовить бисер, ориентируясь на цвет рисунка.
  4. Вышивать по схеме в технике “вприкреп”: на нить набрать бисеринки согласно схеме, сверяя соответствие цветов по всей цепочке. После набора иголку с рабочей нитью вывести на изнаночную сторону, подтянуть нить, затем выкалывать иглу на расстоянии 2-3 бисеринок в обратном направлении, обхватывать связку и вновь выводить иглу на изнаночную сторону. Рабочая нить при этом плотно прижимает бисерины к поверхности. Так пройти до конца ряда.
  5. Изнаночную строну вышивки по краям наклеивают на картон.
  6. Готовую вышивку с лицевой стороны оформить рамкой при помощи клеящихся обоями “под дерево”.

Таким образом, изготовление поделок-сувениров способствует развитию творческого воображения младших школьников, порождает у них эмоциональный отклик, вызывает положительное отношение к художественной деятельности, что в конечном итоге рождает у ребёнка подлинное действенное желание “сочинять”.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления.

Сочетание разных материалов в одном сувенире не может быть случайным. Всякий раз ребенок должен пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение.

Обучение детей технике изготовления различных сувениров, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их творческую деятельность.

Список использованной литературы

  1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М., 1995.240 с.
  2. Выготский Л С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1967. С. 3 – 50.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства М., 1987. 344с.
  4. Выготский Л.С.Собр. Соч. Т. 2. М., 1982. 285 с.
  5. Голованова И. Л. Активизация творческих способностей младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. М., 1995 С. 2-16.
  6. Злотников В. Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореф. Канд. дисс. М., 1966.
  7. Карамзина У. А. Организация художественно – трудовой на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки. Я. 1997г. 159с.
  8. Комарова Т. С. “Дети в мире творчества” – Москва: Мнемозина, 1995- 160с.