Цели.
- Развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;
- Развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;
- Отрабатывать умение определять падеж имён существительных;
- Развивать орфографическую зоркость, воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.
Оборудование:
- карточки-телеграммы;
- толковый словарь русского языка под редакцией Т. Г. Рамзаевой,
- записи, таблица на доске.
ПАДЕЖИ |
|
И.п. | М |
Р.п. | |
Д.п. | Кому? Чему? |
В.п. | ? |
Т.п. | Не пером пишут, а умом. |
П.п. | Склонять во всех падежах. |
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель: Урок русского языка. Сегодня мы отправляемся в город Слов.
Цель путешествия: обобщить знания о падежах имен существительных. С собой возьмем багаж ваших знаний: логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.
В самом центре города Слов стоит высокий дом, в нем живут мама склонение и шесть ее сыновей падежей.
Живущие в городе слова, любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопрос или выполнить задание.
У. Вы готовы отправиться в путешествие?
2. Словарно-орфографическая работа
У. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочи- тает быть в предложении главным членом … помогите! подлежащим.
Правда как говорит мама Склонение, ему приходится соглашаться и на сказуемое.
Любимые вопросы этого падежа…? Кто? Что?
Именительный падеж предлагает выполнить словарно-орфографическую работу. Запишите дату нашего путешествия.
Выпишите буквы и сочетание, которые необходимо вставить вместо точек, соединив их в одно слово.
У. Назовите пропущенные орфограммы в словах.
Д. Парный согласный в корне слова, безударный гласный в корне слова, двойные согласные, сочетание ча, разделительный ь, непроизносимый согласный в корне слова.
У. Назовите несклоняемые существительные.
Д. Пальто, шоссе.
У. Почему существительные так называются?
Д. В любых падежах и с любыми предлогами несклоняемые существительные не изменяются.
У. Составьте предложение с любым из данных существительных, чтобы оно стояло в именительном падеже. Запишите это предложение.
- Назовите основные значения именительного падежа (ответы детей).
3. Упражнение в определении падежей имен существительных
У. Этажом ниже живет родительный падеж. Родился и стал родительный.
Скоро наступит долгожданное время года - зима. Прочитайте, как ярко описал зимний пейзаж В.Орлов. (1 ученик читает стихотворение выразительно)
Зимняя бахрома.
На сосне и на березе -
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
У. Объясните значение слова “ бахрома” (ответы детей). Если заглянуть в толковый словарь русского языка, то оно означает “отделка со свободно свисающими кистя- ми, шнурками”.
Родительный падеж предлагает списать текст данного стихотворения. У существи- тельных определить падеж.
У. Как определить падеж существительного?
Д. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.
Проверка:
- ученик называет существительное и падеж;
- если правильно, дети должны поднять левую руку.
У. Слова, какого падежа отсутствуют в тексте?
Д. Слова родительного падежа.
У. Назовите основные значения родительного падежа (ответы детей).
4. Выборочное списывание
У. Еще ниже живет дательный падеж самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы…..кому? чему?
- Скажите, в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?
Д. Имя адресата в дательном падеже.
У. Вам пришла телеграмма.
У учеников на партах – “телеграммы”.
У. Прочитайте строки из известных вам произведений.
Дательный падеж предлагает выписать словосочетания с существительными в да-
тельном падеже. Сначала назовите особенности дательного падежа ( ответы детей).
Самостоятельная работа.
“Уж сколько раз твердили миру…”
“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…”
“Плутовка к дереву на цыпочках подходи…”
“К муравью ползет она…”
“По улицам слона водили…”
“Случилось соловью на шум их прилететь…”
Проверка в парах:
1 ученик читает предложение.
2 ученик читает словосочетания с существительными в дательном падеже.
У. Строки, из каких произведений вы прочитали?
Д. Строчки из басен И.А.Крылова “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Слон и Моська”, “Квартет”.
5. Упражнение “Найди лишнее словосочетание”
У. А вот и винительный падеж. Он всегда и во всем всех обвиняет и даже своих братьев падежей в том, что они разобрали все вопросы, а ему пришлось заимство- вать вопросы кого?, что? у родительного и именительного падежей.
Винительный падеж предлагает работу по вариантам. Вопрос Почемучки.
Запишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
1 вариант 2 вариант Срубили б . резу, Пол . вает цветок, хв . лила внучку, зале . на дер . во, прыгнул в воду, подкрался к двери, тетрадь без обло . ки, перел . тел через д .рогу, рассказал про м . дведя. посадил ре . ку.
У. Прочитайте, какие словосочетания вы выписали.
Ученики 1 варианта читают словосочетания.
У. Почему словосочетание тетрадь без обложки лишнее? Ответ обоснуйте.
Д. Среди словосочетаний винительного падежа это словосочетание родительного падежа.
У. Прочитайте, какие словосочетания вы выписали.
Ученики 2 варианта читают словосочетания.
У. Почему словосочетание подкрался к двери лишнее?
Д. Среди словосочетаний винительного падежа это словосочетание дательного падежа.
У. Назовите особенности винительного падежа (ответы детей).
6. Упражнение “Составь пословицу”
У. Следующий брат - творительный падеж. Этот падеж мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает, чертит, творит.
Нам предстоит тоже построить, но не дом и не башню, а пословицу.
На доске.
Не, пишут, пером, умом, а.
У. Составьте пословицу.
Д. Не пером пишут, а умом.
У. Как понимаете ее смысл? (Ответы детей).
- Запишите пословицу. У существительных определите падеж.
-Докажите, что существительные пером, умом в творительном падеже.
У. Какие особенности творительного падежа знаете? (Ответы детей).
7. Упражнение “Крылатые слова”
У. Предложный падеж сообщает нам, что в русском языке существует крылатое выражение или фразеологизм склонять во всех падежах.
- Как вы его понимаете? (Ответы детей).
Устно составьте предложения.
У. Определить падеж существительного во падежах.
Д. Существительное в предложном падеже.
У. Назовите особенности предложного падежа (Ответы детей).
8. Итог
У. Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
Д. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.
У. Сколько падежей в русском языке?
Д. 6 падежей.
У. А у Г.Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.
9. Инсценирование стихотворения
У. Спросили Лежебокина:
1 ученик:
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:
2 ученик:
В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1 ученик:
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
2 ученик:
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
У. Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?
- Выполнили ли поставленную цель путешествия? Как?
Д. Обобщили знания о падежах имен существительных.