Цели урока:
- Способствовать формированию понятия конуса как геометрического тела.
- Рассмотреть способы получения конуса, элементы конуса.
- Ввести формулы для нахождения площадей.
- Создать условия для решения задач по теме.
- Проверить степень усвоения материала.
- Развивать наглядно-логические представления.
- Развивать общеучебные навыки.
- Работа с книгой.
- Работа со справочником.
- Работа на компьютере.
- Развивать навыки самооценки.
- Умение работать в коллективе.
- Умение вести диалог.
- Чувство ответственности.
Структура урока:
- Актуализация знаний учащихся.
- Объяснение нового материала.
- Решение задач.
- Групповая работа:
1 группа:
- Тест.
- Карточка.
- Решение задач.
2 группа
- Решение задач.
- Тест.
5. Итог урока.
На доске план урока:
- Проверка д.з.
- Изучение нового, № 548 (а).
- I гр. – работа по карточке.
- I гр. – тест на компьютере.
- Коллективное решение задач № 548(б), 550.
- Итоги.
- Д.з. п.55, № 547, 548 (в), самостоятельно изготовить конус.
II гр. – тест на компьютере.
II гр. – работа по карточке.
Оборудование: презентация (Приложение 1); плакат, который подготовил ребенок; справочные материалы (Приложение 2) (у каждого на парте); тест (Приложение 3); видеоролик (Приложение 4); карточки 2 видов по группам; мультимедийный проектор, компьютеры.
Ход урока
1. Орг. момент.
Проверка домашнего задания – ученик по плакату показывает и рассказывает какая фигура называется сектором, записывает формулы площади окружности, длины окружности, площади сектора, длины дуги сектора.
2. Актуализация знаний учащихся:
- Какое пространственное тело мы изучали на прошлом уроке?
- Сформулируйте определение цилиндра.
- Назовите элементы цилиндра.
- Назовите формулы для вычисления площади боковой поверхности, основания, полной поверхности цилиндра.
- Почему цилиндр называют телом вращения?
- Если вместо прямоугольника вращать прямоугольный треугольник, какое тело получится?
Видеоролик (Приложение 4)
3. Объяснение нового материала:Презентация по ходу объяснения (Приложение 1)
Определение: тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом. Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса, а круг – основанием конусом.
- Решить задачу по готовому чертежу (чертеж на доске): длина образующей конуса равна 10 см, а радиус основания 8 см., найдите высоту конуса.
Ответ: 6 см.
- Виды сечений: а)
Элементы конуса: (восстановить формулы из д.з.)
Развертка и круг, формулы площади боковой поверхности, основания. ; выразим , т.к. длина дуги равна длине окружности основания конуса , подставив это значение в первую формулу, мы получим:
, выведите сами формулу для вычисления полной поверхности конуса.
Задача оформлена на доске
Решить задачу: (№ 548) Образующая конуса, равная 12 см, наклонена к плоскости основания под углом . Найдите площадь основания конуса, площадь боковой поверхности, если:
а) =30°; б) =45°; в) =60°
- Групповая работа:
1. Группа “слабых”: на партах карточки.
1. Задача: Запишите формулу S п.п., сделайте необходимые измерения и найдите S п.п. (задачу подробно оформить в тетради).
2. Тест на компьютере. (Приложение 3)
2. Группа “сильных”:
3. тест на компьютере; Заполните таблицу, зная, что в ней говорится о конусе:
R |
H |
L |
Sп.п. |
12 |
5 |
||
3 |
5 |
||
6 |
10 |
- (№ 550). Осевое сечение конуса – прямоугольный треугольник. Найдите площадь этого сечения, если радиус основания конуса равен 5 см
4. Подведение итогов урока:
– Что нового мы сегодня узнали?
– Почему конус относят к телам вращения?
– Какие элементы конуса вы знаете?
– Что получается в сечении конуса?
– Как вычислить площадь боковой поверхности?
– .. основания?... полной поверхности?