В последние годы очевидно возрастание внимания и изменение подхода к организации летних лагерей. Они выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Конструктивно помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности через ИКТ, научить понимать себя и других – вот основные задачи, которые мы попытались решить при проведении профильной смены по информатике в рамках городского лагеря.
Летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для работы городского лагеря. С другой стороны, именно во время летних каникул в рамках профильной смены по информатике можно создать комфортные условия для компьютерного творчества детей.
Летняя профильная смена по информатике – это отряд городского лагеря, который состоит из детей, проявляющих интерес к компьютерным технологиям. Профильная смена была организована в виде виртуального города - Байт-City, в котором воспитателям (учителя информатики) был присвоен статус “Мэрия города”, а ребятам – “Житель города”. Жизнь города была организована в соответствии плана мероприятий (таблица 1).
Исходная структура летней профильной смены по информатике, основанная на построении модели виртуального города, предполагает вовлечение ребенка в процесс активной деятельности, при котором утверждается его жизненная позиция, формирует условия самовыражению личности и раскрытию адекватных возможностей требованиям окружающей действительности и повышается мотивация к рациональному и творческому использованию ИТ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовка помещения
Для организации работы профильной смены лагеря предлагается использовать два кабинета:
1. Кабинет - город, который включает в себя зоны: информационное табло, сцена, демонстрационная зона (стол-компьютер), зона отдыха (спортивные маты, кушетки), нарисованные дома с почтовыми ящиками. На информационном табло (отрядный уголок) размещается вся необходимая информация для реализации карты дня, помещение объявлений, графика дежурств по газете и фотосессии.
2. Кабинет - компьютерный класс для проведения мастер-класов. Хочется сделать акцент на то, что имеет смысл в кабинете сделать необычную перестановку. Каждое рабочее место включает ПК и рабочий портфель жителя (папка или мультифора), которая выполняет накопительную функцию: миниброшюры по мастер-классу, наклейки-смайлы (награждение за активную работу).
Награждение
Награждение идёт за лучший проект, выполненный в мастер-классе и активное участие в жизни города. Форма награждения – наклейка-смайл, которая прикрепляется к рабочему портфелю жителя города. В конце смену жителю города, который набрал максимальное количество наклеек, вручается специальный приз (это может быть CD-энциклопедия).
Символика города
- Удостоверение личности жителя города, Мэрии (Приложение1).
- Значки (печать на плотной бумаге, можно заламинировать, крепится на обычную булавку).
Техническое оснащение
- Компьютерный класс с локальной сетью;
- Подключение к Интернет;
- Сканер;
- Цифровой фотоаппарат;
- Принтер.
Дополнительно: маркеры, краски, ватман, обои для домов, мячи, скакалки, цветной мел, театральный реквизит.
Цветная бумага для печати формата А4, пачка белой бумаги, визиточный картон, бумага на клейкой основе.
Организационное собрание
За один день до начала смены проводится организационное собрание, на котором кратко объясняются основные правила смены – проживание в виртуальном городе Байт-City и фотографирование будущих жителей (для подготовки удостоверений “Житель города” и первой фотосессии).
ПРОГРАММА РАБОТЫ В ЛАГЕРЕ
Остановимся подробнее на разных сторонах организации профильной смены по информатике, как развитой личностно-ориентированной информационной среды. Программа смены рассчитана на 9 дней, которым соответствует 9 модулей, 7 из которых (кроме первого и последнего) можно использовать в любом порядке (Таблица 1).
Каждый вид работы предполагал активацию внутренних резервов ребёнка и формирования определенного стиля мышления всех участников, связанные преимущественно с активным использованием вычислительной техники. Данный подход является современным и актуальным и провоцирует мотивацию учеников к самостоятельному опережающему обучению, способствует социальной декларации мобильности ребенка.
Карта дня
Каждый день в лагере подчинялся чётко построенному плану (Таблица 2).
Начало дня
Встреча в городе Байт-City, чтение прессы (городская газета Байт-City News, выполненная в форме буклета с помощью программы Microsoft Office Publisher; Приложение), просмотр слайд фильма. Приветствие мэрии, объявление Дня города.
Зарядка
Целью этого мероприятия является не дать нагрузку на все группы мышц, а просто проснуться, немного подурачиться при выполнении обычных упражнений с необычными дополнениями.
Лекции
После завтрака читается 40-минутная лекция на различные темы. Их названия, имена лекторов заранее оговариваются и вывешиваются на всеобщее обозрение.
Мероприятие или студия
Конкурсы представляют собой интеллектуально-спортивные мероприятия, которые позволяют проявить смекалку, ловкость и сноровку, артистические способности. Конкурсы могут быть личными и командными. Для каждого конкурса продумывается его описание и даётся время на подготовку (30 мин). Для каждого ребёнка создаются условия, чтобы проявить свою эрудицию, находчивость, творчество и умение дискутировать.
Творческая встреча
Встреча предполагает общение со взрослыми людьми – профессионалами в области ИТ или управления. С ребятами заранее обговаривается форма встречи (круглый стол, пресс-конференция), готовятся вопросы.
Мастер-класс
После мероприятия все дети направляются в компьютерный класс, где начинают работу над проектом, при создании которого используются различное программное обеспечение. Это может быть выпуск газеты, создание видеоролика, написание программы, рисование комиксов и другое. Заканчивается мастер-класс заполнением анкеты-рефлексии по прошедшему дню города.
Фотосессия
Каждый день смены завершается созданием фотосессии в форме слайдфильма и выпуском газеты. Выполняют эту работу дежурные редакторы (4 человека), из которых двое – верстают газету, двое создают слайдфильм. Активное участие в этом процессе принимает Мэрия города.
CD – памятный подарок
В последний день каждому жителю города вручается компакт-диск, который содержит:
- все фотографии смены;
- фотосессии каждого дня;
- все выпуски газет Байт-City News.
Профильная смена по информатике - это место, где удается совмещать плодотворные занятия и активный отдых. В результате занятий школьникам удается значительно повысить уровень своих знаний по ИТ, создать портфель творческих работ, а также создать базу для дальнейших факультативных или самостоятельных занятий в течение учебного года. Хочется заметить, что такую форму можно проводить не только на летних каникулах, но и на зимних.
Организация летней смены лагеря по профилю информатика – интересный и реальный проект для реализации в рамках городского лагеря школы или центра дополнительного образования детей, которые снабжены хотя бы одним компьютерным классом.
Конечно, реализации проекта “Профильная смена по информатике” требует со стороны педагогов полной отдачи сил, организованности, “горящих глаз” и нескончаемого энтузиазма. Но, это интересная работа, которая стимулирует, прежде всего, педагога к творчеству, изобретательности, компетентности.
Желаю удачи своим единомышленникам и новых творческих проектов!
Таблица 1.
Система мероприятий
День города | Мероприятие | Творческая встреча Гость дня | Учёба лекция | Мастер-класс | |
1 день | День города | Посвящение в жители компьютерного города | зам. директора по УВР ЦДОД | Получение цифрового изображения | Создание фотосессии MS Power Point |
2 день | День Internet | Телешоу “5 вечеров с Андреем Малаховым”. Тема “Интернет – прогресс или регресс?” | руководитель Интернет-центра ПФ ТГУ |
Поиск информации в сети Интернет | Дидактическая игра
“Человек-загадка” Internet Explorer |
3 день | День спорта | Спортивная эстафета | член клуба “Ролевые игры” | Обработка изображения в Adobe Photoshop | Создание коллажа “Я и спорт” Adobe Photoshop |
4 день | День театра | Театральные подмостки | преподаватель танца | История и виды рекламы | Создание театральной афиши Сorel Draw |
5 день | День детектива | Игра “Похищение мэра города” | начальник отдела ОВД | Кодирование информации | Дидактическая игра “Детективное агентство” |
6 день | День музыки | Конкурсная программа “Народный артист” | Творческая встреча с жителями города Байт-Сити | Новинки компьютерного мира | Дидактическая игра “Музыкальный драйв” MS Excel |
7 день | День журналистики | Интеллектуальный турнир “Биржа задач” | журналист городской газеты “Весь Прокопьевск” | Как взять интервью? | Создание гипергазеты. Получение и оформление интервью MS Word |
8 день | День мастера | Фотостудия (для детей городского лагеря) | психолог Центра здоровья “Тест на определение профориентации” |
Технологии мультипликации Flash | Создание м/ф “Житель города N” Macromedia Flash |
9 день | День вокзала | Игра “Бюрократия” | Итоговый проект “Виза на выезд” |
Таблица 2.
Карта дня
9.00 – 9.15 | Сбор в Городе. Чтение городской прессы. Приветствие Мэрией жителей Города |
9.15 – 9.30 | Просмотр слайдфильма по работе предыдущего дня. Зарядка. |
9.30 – 10.00 | Завтрак |
10.00 – 10.40 | Учёба (лекция) |
10.45 – 11.15 | Подготовка к мероприятию |
11.15 – 12.00 | Мероприятие |
12.15 – 13.00 | Творческая встреча |
13.00 – 14.00 | Практика. Рефлексия дня |
14.00 – 14.30 | Обед |
14.30 – 16.00 | Выпуск номера газеты, создание фоторепортажа |