Название. “Этикет общения: формальное, неформальное и повседневное общение”.
Образовательная область. Филология.
Предмет. Английский язык.
Вид элективного курса. Углубляющий.
Пояснительная записка
“Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”. (“Примерные программы по иностранным языкам”)
Таким образом, иностранные языки способствуют формированию культуры общения и помогают общему речевому развитию и воспитанию учащихся.
С одной стороны, 15-летний подросток испытывает потребность в общении. С другой стороны, к 9 классу у учащихся формируется устойчивый интерес к определённым учебным предметам, в том числе, и к иностранному языку.
На основании вышесказанного, элективное обучение предусматривает углубление и расширение базовой программы предмета “Английский язык” за счёт выделения коммуникативного модуля с доминированием говорения.
Программа рассчитана на 20 часов и 10 недель при 2-х часах в неделю, плюс 2 часа для проведения анкетирования на начальном этапе и собеседование при завершении курса.
Цель элективного курса: Расширить и углубить знания учащихся о правилах речевого поведения на иностранном (английском) и родном языках.
Задачи.
Учащиеся смогут:
- расширить фоновые историко-культурные знания;
- различать формальный и неформальный стили общения в зависимости от применяемых вербальных и невербальных средств общения;
- определять адекватную линию речевого поведения;
- употреблять некоторые вербальные и невербальные средства общения сообразно предлагаемой ситуации;
- решать различные коммуникативные задачи для социальной адаптации и достижения взаимопонимания в процессе общения;
- применять и совершенствовать основные общеучебные умения и навыки при организации учебного труда, работе с различными источниками информации и в устной речи.
Содержательный материал курса. Устное общение англо-говорящих собеседников.
Средства общения: вербальное и невербальное.
Отличие данного курса от базового. В базовом курсе не расставлены акценты на стилях и средствах общения, и данный содержательный и учебный материал представлен только для ознакомления.
Обеспечение учебными и вспомогательными материалами. Учащиеся используют материалы, разрешённые к копированию; видеофрагменты и аудиозаписи для иллюстрации общения; справочную и учебную литературу, имеющуюся в учебном кабинете.
Вид деятельности учащихся:
- анализ стилей общения;
- трансформация формального стиля в неформальный и наоборот;
- составление этикетных карт;
- составление и презентация диалогов по заданной теме;
- составление учебных заданий по аналогии;
- инсценирование видео и аудио сюжетов.
Успешность ученика и доля его самостоятельности. Ученик выбирает любые два вида работ из перечисленных выше для итоговой отчётности и пользуется при этом любым источником информации из рекомендованного учителем списка.
Форма отчётности ученика. Презентация своих работ на итоговом творческом занятии. Итоговая оценка “зачёт”.
Фиксирование динамики интереса к курсу и, возможно, к будущему профилю происходит путём анкетирования на начальном этапе и собеседования по вопросам анкеты на конечном этапе.
Тематическое планирование курса
Темы занятий | Количество часов |
Некоторые особенности британского менталитета. Нормы речевого поведения в англоязычной культуре. | 2 |
Основные формы вежливости. Формальная и неформальная речь. Типичные ошибки. | 2 |
“Будьте вежливы!” Функции: прерывание собеседника, нравится – не нравится, согласен – не согласен. | 2 |
Стратегия вежливости: дистанцирование | 2 |
Стратегия вежливости: предположение | 2 |
Стратегия вежливости: смягчение | 2 |
Стратегия вежливости: поддержание беседы | 2 |
Практикум. Диалог-табу | 2 |
Практикум. Small Talk (обмен репликами) | 2 |
Итоговое занятие. Презентация учащимися своих работ | 2 |
Анкетирование на начальном этапе. Рефлексия на завершающем этапе. |
2 |
Итого: | 22 |
Список литературы
- Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачёва И.П., Лытаева М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе, 2003, №6. - с.2р гической р., Лытаева М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовкиеты на конечном этапе.юбым источником информац
- Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.
- Кузьменкова Ю.Б. ABC’s of Effective Communication. Азы вежливого общения. – Обнинск: Титул, 2001.
- Приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) образования” от 5 марта 2004 г. №1089.
- Роботова А.С., Николаев И.Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
- Учитесь говорить по-английски: Коммуникативный курс разговорного английского языка / Дэвид Мендельсон, Роуз Лофер, Юра Сескус; Русск. предисл. Т.Б. Назаровой. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002
- Келлер Э., Уорнер С. Разговорные клише в английском языке: Учебное пособие. – Обнинск: Титул, 2001.
- Martinez R. Conversational Lessons: The Natural Language of Conversation: An Intermediate Course. – England: Language Teaching Publications, 1997.