Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
I. Целенаправленное наблюдение
1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.
2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.
3. Сказку можно нарисовать.
Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Когда я начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому я с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов. После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.
4. Сказку можно сложить из ткани. Затем я стала на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.
А еще я обязательно рассказываю о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки.
5. Сказки имеют запахи. Следующий этап - проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки (можно из-под фотопленки) положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Эти запахи крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дается свой порядковый номер, составляется картотека. Что входит в нашу коллекцию? Корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, плесень, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко и др. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов. Для этого мы используем специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно сказать, что “нос”, т. е. развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато. Например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети совместно решают, из каких запахов можно составить “аромат” дома Бабы Яги.
6. А ещё сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др. ). Создавать звуки можно и с помощью голоса.
Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.
7. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д. ) и характера действия.
II. Сравнение.
1. Игра в сравнения (“Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?”).
2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?
III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей
1. Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок О. Пройслера — юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно так сказать, “реалистический”. Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольких юмористических отрывков.
2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.
З. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танцы. Это позволяет всем детям “протанцевать” не только своего героя, но и всех персонажей сказки.
IV. Эксперимент с художественным образом.
1. Рассказывание от имени одного из героев произведения.
Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
З. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, “вживание” в образ.
V. Оценка и суждение.
1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.
2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора — принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.
3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном (“О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?”).
4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации (“На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?”).
5. Беседа о жанре (“Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?”).
6. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках и зарубежных. Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой, и вместе с тем элементы новаторства.
7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод (“Какие еще смешные книжки ты помнишь?”). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод.
8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.
После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Как же проводить эти игры-беседы? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приему впервые, заранее, еще до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого “Топор”; лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; Буратино и Карабас-Барабас из сказки “Золотой ключик. . . ” и т. д.
Если куклы-персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становится момент “выхода” персонажей к детям.
Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.
Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. В связи с этим невозможно не вспомнить слова С. Я. Маршака: “Пуще всего надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым “указующим перстом”, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву”. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечет подобная беседа. Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам и т. д. Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.
В конце такой беседы группа приходит к единому мнению о персонажах, а воспитатель должен попытаться выявить тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводится индивидуальная работа. Можно повторить игру-беседу, но уже пригласив в партнеры к такому ребенку девочку или мальчика с устойчивым, искренним сочувствием к положительному персонажу. Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, следует подключить к игре-беседе и других детей группы, к которым будет “обращаться” персонаж. Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой “поддержки” ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием “общается” с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.
Итак, основной принцип проведения игры-беседы детей с персонажами-куклами состоит в следующем: воспитатель, представляя кукол детям, сначала напоминает основные моменты произведения, в которых эти персонажи выступали как нравственно полярные (причем персонажей озвучивает взрослый); затем в беседу постепенно втягиваются дети и разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношениям детей данной группы. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно, с возвратом к событиям сказки или рассказа, с обращением к поступкам самих детей, аналогичным событиям произведения. Воспитатель может подойти к такой игре-беседе творчески, изобретая самые различные способы вовлечения всех детей в игру, следя при этом, чтобы никто из ребят не был обижен или отстранен. Тогда игра-беседа пройдет весело и достаточно серьезно в плане воспитательных задач. Однако и после игры-беседы с персонажами работа воспитателя над книгой должна продолжаться. Это необходимо для более действенного влияния эмоционально-нравственного пафоса произведения на чувства детей и появления новых, глубоких переживаний. Дети подолгу не хотят расставаться с любимыми героями, стремятся пережить снова и трагические и радостные моменты любимой книги. Работа над книгой продолжается в новой форме, на новом этапе с помощью постановки творческого кукольного спектакля по сюжету произведения (с некоторыми изменениями и дополнениями).
9. Игры-драматизации.
Следующий этап в работе педагога над книгой — это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”1. Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.
Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.
Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей.
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В рекомендуемых нами играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.
После восприятия сказки и игр-драматизаций может провести с детьми и их родителями следующую работу:
1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со сказкой и игрой.
2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изображенные в сказочных ситуациях.
4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в этих ситуациях.
5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ранее.
6. Экскурсии старших дошкольников (подгруппами в 3—4 человека) в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.
10. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.