Использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У учителя появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.
Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству является использование компьютерных программ как средств создания узоров для бисероплетения, вышивания и вязания.
В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для бисероплетения, вышивания и вязания. Примерами таких программ являются Beads Wicker, Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work.
При ознакомлении с работой вышеперечисленных программ у автора родилась идея создания небольшого учебного пособия “Использование компьютерных программ в декоративно-прикладном искусстве”.
Данный материал посвящен использованию графического редактора BeadsWicker при создании узоров для бисероплетения, вышивания и вязания является лишь первым шагом на пути осуществления задуманного.
Графический редактор BeadsWicker является одним из наиболее доступных и удобных средств создания узоров для бисероплетения, вязания и вышивки. Программа позволяет создавать схемы в техниках “ткачество”, “мозаика”, “кирпичный стежок”, а также ажурные схемы самостоятельно или из готовых изображений формата BMP, JPEG, GIF. Она имеет стандартный набор инструментов графического редактора. Схему можно отображать, в зависимости от материала, прямоугольниками или эллипсами (кружками). Готовую схему можно распечатать, в том числе с условными обозначениями цвета или сохранить как рисунок в форматах BMP, JPEG, GIF. Правильное отображение схемы достигается путем задания размеров бисера или петли.
Дистрибутив BeadsWicker доступен для бесплатного скачивания по адресу: http://www.vdagroup.ru/beadswicker/programs/bwf15.zip и использования в течение 15-дневного периода (или 30-и запусков), после чего копию программы следует зарегистрировать. Стоимость лицензии – 5.4$. После чего появляется возможность использования всех функций программы, бесплатного обновления, бесплатной технической поддержки.
Установка и запуск программы
После того, как вы скачали дистрибутив программы с сайта, разархивируйте его, затем дважды щелкните по нему. Появится диалоговое окно, в котором предлагается выбрать каталог, куда будет установлена Программа. По умолчанию это C:\Program Files\ BeadsWicker\. Если Вы хотите изменить эту папку назначения, то нажмите кнопку Browse и затем выберите нужную папку, или просто введите путь. Затем нажмите кнопку Далее, затем Готово, произведите перезагрузку компьютера.
Познакомимся с интерфейсом программы. Программа русифицирована, что существенно облегчает работу с ней.
Для запуска программы нажмите кнопку Пуск, в меню Программы выберите пункт BeadsWicker.
Окно редактора BeadsWicker
На рисунке 1. представлено окно редактора BeadsWicker после загрузки в него одного изображения и создания одного нового документа.
Рис. 1. Окно редактора BeadsWicker
Основные элементы окна редактора BeadsWicker:
1 – строка заголовка;
2 – строка меню;
3 – панели инструментов;
4 – панель свойств;
5 – окно документа;
6 – линейка;
7 – палитра цветов;
8 – строка состояния.
Рассмотрим подробнее меню редактора
Меню Файл содержит следующие пункты (рис.2).
Рис. 2. Меню Файл
Создать – создать новую схему. При создании новой схемы появляется диалоговое окно Атрибуты (рис. 3), в котором нужно установить соответствующие параметры.
Рис. 3. Диалоговое окно Атрибуты
Размер рисунка – Ширина и Высота задается в миллиметрах или штуках (рядах и петлях (бусинках)). Последующее изменение размеров рисунка возможно исключительно в рядах и петлях (бусинках).
Размер петли (бусинки) – Ширина и Высота задается в миллиметрах.
Цвет фона – задает цвет, которым будет закрашен рисунок после создания.
Расположение – позволяет создавать схемы в стиле ткачество (рисунок выводится без смещения рядов), мозаичное плетение (рисунок выводится со смещением рядов) и ажурные схемы.
Пункт Открыть – открыть существующую (ранее созданную) схему (файл с расширением *.fnk).
Создать из рисунка – создать новую схему из готовой картинки (фотографии или рисунка). При создании новой схемы появляется диалог выбора графического изображения Атрибуты (рис.2). Рекомендуется использовать рисунки с небольшим количеством цветов (*.gif). Для этого следует предварительно оптимизировать их с помощью любого графического редактора (например, Adobe Photoshop или CorelDRAW), преобразовав нужное изображение в gif и задав количество цветов (от 2-х до 256-и) добиться приемлемого качества изображения при наименьшем использовании цветов.
Сохранить – сохранить текущую схему с расширением *.fnk.
Сохранить как – сохранить текущую схему под другим именем.
Сохранить рисунок служит для сохранения схемы в виде графического изображения в одном из форматов (*.gif, *.jpg, *.bmp).
Предварительный просмотр – позволяет прежде, чем распечатать изображение, предварительно посмотреть, как оно будет выглядеть на бумаге. В этот момент размер изображения и его положение на листе можно отредактировать. Изображение будет выведено в том масштабе, с тем цветом линий и формой ячеек как оно отображено в главном окне программы. Слева и сверху будут располагаться линейки с указанием количества ячеек в сетке. При выборе масштаба 5х дополнительно будет выведена шкала цветов и в каждой ячейке схемы будет показано условное обозначение цвета.
Пункт Печать позволяет выводить изображение на печать.
Выход – выход из редактора BeadsWicker (закрыть программу).
Меню Правка содержит следующие пункты (рис. 4).
Рис. 4. Меню Правка
Отменить – эта команда позволяет отменить действия. Если Вы ошибочно отменили действие – нажмите Повторить. Команда Вырезать удаляет предварительно выделенный фрагмент, помещая его в буфер обмена. Команда Копировать тоже помещает выделенный фрагмент в буфер обмена, не вырезая его из документа. Команда Вставить позволяет вставить содержимое буфера. Команда Очистить выделение – удаляет выделенный фрагмент, не помещая его в буфер обмена.
Меню Рисунок содержит два пункта (рис. 5).
Рис. 5. Меню Рисунок
Команда Показать рисунок – отображает эскиз рисунка. Эта команда вызывает диалоговое окно Выбор отображения рисунка (рис. 6). В котором можно выбрать один из вариантов отображения рисунка: Без разметки, Одноцветная разметка, Адаптивная разметка. В случае выбора одноцветной разметки, следует определить цвет разметки.
Рис. 6. Диалоговое окно Выбор отображения рисунка
Команда Изменить размер – изменяет размер рисунка, вызывая диалоговое окно Изменение размеров, в котором нужно установить соответствующие параметры (Верхний ряд, Нижний ряд, Петли слева, Петли справа) изменения размера рисунка. Положительные значения увеличивают рисунок, отрицательные уменьшают. В том случае, если изменять размеры не требуется, следует оставить 0. В данном диалоговом окне размер рисунка изменяется в рядах и петлях (бусинках).
Цвет заливки – позволяет закрасить добавленную область выбранным цветом.
Рассмотрим основные Инструменты графического редактора BeadsWicker (рис. 7).
Основные Инструменты графического редактора BeadsWicker
Рис. 7. Панели инструментов BeadsWicker
Инструмент Выделение – позволяет выделять прямоугольные фрагменты рисунка для перемещения, а также точно определять области рисунка, которые требуется изменить. Выделенный фрагмент можно скопировать, перетащить на другое место или удалить. Чтобы снять выделение, щелкните за пределами выделенной области.
Инструмент Заливка – заливка области или объекта. Чтобы залить область или объект цветом в наборе инструментов выберите Заливка. Затем, если текущий основной цвет или цвет фона требуется сменить, выберите нужный цвет на палитре правой или левой кнопкой мыши, далее щелкните левой или правой кнопкой мыши область или объект, который требуется залить. Для изменения цвета существующего объекта или фона в наборе инструментов выберите Заливка, выберите другой цвет на палитре и щелкните на линии, цвет которой требуется изменить.
Инструмент Замена цвета – позволяет заменить выбранный цвет рисунка на текущий. Для этого можно использовать левую и правую кнопки мыши: левая кнопка – основной цвет, правая кнопка – дополнительный (второй цвет).
Инструмент Карандаш – рисование произвольной линии. Чтобы нарисовать произвольную линию в наборе инструментов выберите Карандаш. При нажатии левой клавиши мыши используется основной цвет. Чтобы использовать цвет фона, нажимайте правую клавишу мыши.
Инструмент Выбор цветов осуществляет копирование цвета области или объекта. Чтобы скопировать цвет области или объекта в наборе инструментов выберите Выбор цветов, щелкните в области, цвет которой требуется скопировать, в наборе инструментов выберите Заливка и щелкните в области или по объекту, для которого требуется задать новый цвет. Копирование цвета при помощи инструмента Выбор цветов приводит к смене основного цвета. Использование правой кнопки мыши при копировании цвета с помощью инструмента Выбор цветов приводит к смене цвета фона.
Инструмент Линия – рисование прямых линий. В наборе инструментов выберите Линия для рисования прямых линий. Можно использовать левую (основной цвет) и правую (дополнительный (второй цвет))кнопки мыши.
Инструмент Прямоугольник служит для создания прямоугольной фигуры. Также можно использовать левую и правую кнопки мыши.
Инструмент Штамп для сетки используется для упрощенного создания ажурных схем. В открывшемся окне выберите нужный штамп из имеющихся в наборе.
Рассмотрим основные возможности программы BeadsWicker на примере выполнения схемы “Портрет друга”. Как известно, лучшим подарком является тот, что выполнен своими руками. А уж если это ещё и портрет друга – это приятнее вдвойне!
Создание схемы “Портрет друга”
Предварительно подготовьте нужную фотографию, оптимизируйте её с помощью любого графического редактора (например, Adobe Photoshop). Желательно преобразовать фотографию в gif, при наименьшем использовании цветов (до 256) добиться приемлемого качества изображения. Хотя можно использовать и файлы с расширением *.jpg, *.bmp.
Запустите графический редактор BeadsWicker.
В меню Файл выберите пункт Создать из рисунка, при этом вызывается диалоговое окно Открытие файла (рис. 8).
Рис. 8. Диалоговое окно Открытие файла
С помощью стандартных способов перемещения по файловой структуре Windows найдите папку с документами, дважды щелкните на имени нужного файла, в результате чего появится диалог выбора графического изображения Атрибуты (рис.9).
В диалоговом окне Атрибуты установите соответствующие параметры. Выберите единицы измерения – штуки, задайте размер рисунка (ширину и высоту) (в нашем случае это 40х80), размер бусинки (ширину и высоту в миллиметрах) (3х2), способ расположения (ткачество или мозаичное плетение) и нажмите кнопку ОК.
В окне документа фотография отобразилась в виде схемы (рис.1).
На панели свойств задайте масштаб, откорректируйте вариант отображения схемы прямоугольниками или эллипсами (в зависимости от материала).
Если результат вас не устраивает, то можно отредактировать схему с помощью инструментов графического редактора BeadsWicker.
Рис. 9. Диалоговое окно Атрибуты при создании схемы из фотографии
С помощью команды Сохранить сохраните текущую схему с расширением *.fnk. В дальнейшем этот файл можно открывать и редактировать.
Окончательный вариант схемы можно сохранить в виде графического изображения в одном из форматов (*.gif, *.jpg, *.bmp) для этого в меню Файл выберите пункт Сохранить рисунок
Эта команда вызывает диалоговое окно Выбор отображения рисунка (рис. 6). В котором следует выбрать один из вариантов отображения рисунка: Без разметки, Одноцветная разметка, Адаптивная разметка. Далее нажмите кнопку Далее затем кнопку Готово.
Полученную схему распечатайте.
На рисунке 10 представлено 2 варианта схем для различных техник: вариант (а) можно использовать для вышивания “крестом”, вязания, бисероплетения в технике “ткачество”; вариант (б) – для бисероплетения в техниках “мозаика” и “кирпичный стежок”.
а |
б |
Рис. 10. Схема для бисероплетения
а) техника “ткачество”;
б) техники “мозаика” и “кирпичный стежок”