На представленном уроке предполагается изучение понятий: геометрическое тело, многогранник, выпуклые и невыпуклые многогранники, характеристика Эйлера. Гуманитарная направленность личности обучаемых учитывается включением вопросов истории математики, практического приложения геометрии, использованием разнообразных форм и методов обучения.
Триединая дидактическая цель.
Образовательный аспект:
формирование понятий геометрическое тело, многогранники,
виды многогранников, поверхность многогранника,
формирование умений изображать многогранники на чертежах,
формирование представления о мире многогранников.
Развивающий аспект
Развитие пространственного воображения,
учебно-интеллектуальных умений,
умения выделять существенные признаки геометрического объекта,
способности классифицировать, систематизировать, обобщать.
Воспитательный аспект:
развитие умения организовать учебную деятельность, диалектического мировоззрения.
Технологическая карта урока
1 | Целеполагание | Сообщение учителя |
Фронтальная | Знакомство с целями и планом работы | |
2 | Введение понятий: тело, многогранник, выпуклый многогранник. | Работа с учебными пособиями. Проблемный, частично-поисковый |
Коллективная | -находят в имеющихся учебных пособиях
определения вводимых понятий, находят различия; -среди всех фигур находят не тела, не многогранники, не выпуклые многогранники; -составляют классификацию геометрических фигур. |
Различные учебные пособия и
справочники Модели и изображения геометрических тел. |
3 | Организация учащихся по принятию познавательных задач | Эвристическая беседа | Фронтальная | -Участвуют в беседе, приводят примеры
многогранников в окружающем мире; -Ученик 1.: сообщение о том, как она выращивала кристаллы, какие бывают кристаллы, их форма-многогранник; -Ученик 2: сообщение о природных кристаллах, и об изучаемых в химии кристаллических решетках элементов и их соединений [ 2] |
Видеоролики, изображения архитектурных сооружений племени майя, египетских пирамид, православных и католических соборов. |
4 | Изучение свойств многогранников | Анализ | Индивидуальная Коллективная |
По чертежам вырезают развертки
различных многогранников, считают вершины,
ребра, грани полученных многогранников,
определяют выпуклый или нет, заносят полученные
результаты в сводную таблицу на доске.
Сравнение получившихся результатов, вывод характеристики Эйлера для выпуклых многогранников В-Р+Г=2; Ученик 3.: сообщение о жизни и деятельности Эйлера. |
Листы с чертежами разверток, ножницы, картон. |
5 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Выполнение с.р. | Листы с заданиями [ 7] стр.68-69 |
6 | Домашнее задание | Инструктаж учителя | Каждый учащийся выбирает изображение многогранника для построения дома чертежа развертки. | Набор изображений с описаниями многогранников [ 1] |
Литература
- В.Н.Литвиненко Сборник задач по стереометрии с методами решений.– М.: Просвещение, 1998.
- М.М.Смирнов В мире многогранников.– М.: Просвещение, 1995.
- Школьная энциклопедия. Математика. – М.: Научное издательство “Большая российская энциклопедия”, Издательский дом “Дрофа”, 1997.
- Учебники и учебные пособия разных авторов по стереометрии.
- Большой справочник по математике.– М.: “Издательство Астрель”, “Олимп”, 2000.
- И.Г.Зенкевич. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
- Мищенко Т.Н. Рабочая тетрадь. 10 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. Геометрия 10-11 класс.