Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что, оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования.
Единственным законодательным документом в данной сфере в настоящее время является Закон Российской Федерации “ Об образовании”, который позволяет в качестве школьного компонента включать в учебный план школ экономические дисциплины.
Данный курс предназначен для учащихся 9классов. Занятия проводятся с учащимися с группой до 25 человек. Программа рассчитана на 16 часов.
Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь и поэтому цель данного курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и категориями экономики,
- закономерностями экономических процессов;
- дать начальные понятия о цивилизованном бизнесе и рыночных отношениях.
Задачи: развитие интереса к новому предмету, освоение основ знаний о современной экономике и самое главное – расширение кругозора у учащихся.
Учащиеся также получат возможность разгадать тематические кроссворды, проверить себя в тестах, принять участие в бизнес-играх, экономической викторине.
В результате учащиеся должны знать:
- значение понятий “экономика” (наука) и “экономика” (хозяйство);
- существо законов спроса и предложения;
- принцип установления равновесной цены;
- экономические причины безработицы;
- существо категории “инфляция” и знать социально-экономические последствия;
- роль государства в экономике.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Содержание | Практические работы |
1 | Вводное занятие. Экономика как наука и сфера деятельности. |
Цели и задачи экономической науки. Общая информация о профессии экономиста, бухгалтера, брокера и менеджера. | |
2-3 | Принципы функционирования рыночной экономики. Виды рынков; рынки товаров и услуг, факторов производства. | Определение рыночной экономики. Основные виды рынков и их функции. Функции экономических агентов в экономической системе. Товарно-денежные потоки. | Практическая работа №1. Дать определение понятиям “экономика” (наука) и “экономика” (хозяйство). |
4 | Механизм установления равновесной цены. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя или потребителя. | Механизм установления равновесной цены, используя графическую интерпретацию. Сектора дефицита и изобилия товара, а также выигрыша производителя и потребителя. | Практическая работа №2. Решение логические задач с такими понятиями, как “выгода”, “затраты”, “цена” и др. |
5-6 | Основы потребления. Суверенитет потребителя. Информация и реклама. Страхование. |
Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Экономическая культура потребления, основанная на рациональном выборе и умении использовать дополнительные факторы дохода. Суть понятия “суверенитета”. Получение дополнительных возможностей от системы страхования и использования рекламы. | Практическая работа №3. Составление рекламных объявлений. |
7 | Предпринимательство. Своё дело. Бизнес-план. | Возможности человека реализовать себя. | |
8 | Деньги и сущность денег. Виды денег. Рынок валют (национальная валюта и её стоимость). | Сущность денег, выполняющих функцию всеобщего эквивалента. | Практическая работа №4. По материалам периодической печати определить курсы валют по отношению к рублю. |
9 | Центральный банк, коммерческие банки и их функции. | Структура банковской системы. | Практическая работа №5. Начисление процентов на разные банковские вклады. |
10 | Инфляция. Номинальные и реальные доходы граждан. | Причины возникновения инфляции. | Практическая работа №6. Сравнить стоимость потребительной корзины в разных регионах России и Хакасии. |
11 | Государство и экономика. Доходы и расходы государства. Налоги, виды налогов. | Необходимость государственного регулирования экономики. Как складываются доходы и расходы государства. | |
12 | Рынок труда. Безработица. | Особенности рынка труда. Причины возникновения безработицы. | Практическая работа №7. Дать оценку социальным последствиям безработицы. |
13 | Экономический рост и развитие. Валовой внутренний продукт. | Факторы экономического роста. ВВП. |
|
14 | Международное разделение труда. Внешняя торговля. |
Основные принципы и преимущества международной торговли. | Практическая работа №8. Экспорт и импорт России, отдельных стран. |
16 | Итоговое занятие. | Презентация бизнес-планов учащихся. |
Литература для учащихся
- Райзберг Б. А. Введение в экономику. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей. М.: МП “Новая школа”, 1992.
- Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. М.: Начала-пресс.1993.
- Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс, 1999.
Литература для учителя
- Экономическая теория в школе. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, издательство “Феникс”, 1996.
- Азимов Л.М. Преподавание курса “Введение в экономику”. М.: Вита-Пресс, 1999.
- Учебно-тематическое планирование курса “Введение в экономику”.9-10 классы: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
- Симоненко В.Д. потребности в экономике. Брянск, 1996.