Цель урока:
- учебная: расширение знаний учащихся о культуре и обычаях якутского народа.
- воспитательная: повышение интереса к истории якутского народа.
Оборудование:
- репродукция картины Афанасия Осипова “Ысыах” (Приложение 3),
- графика якутских художников,
- книги о Якутии,
- чороны,
- фотографии,
- видеофрагменты: “Праздник Ысыах”, я
- кутская музыка,
- акварельные краски,
- альбомы.
Межпредметные связи: история, якутская национальная культура, музыка.
На доске: тема урока, образцы орнаментов, схема выполнения рисунка.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный, с использованием видеофильма.
- Самостоятельная работа.
- Метод контроля и самоконтроля, выставка работ учащихся.
План урока:
- Вступительное слово учителя. (1 минута.)
- Рассказ учителя по теме урока с использованием видеофрагмента. (22 минуты).
- Закрепление темы: выполнение рисунка с натуры в красках. (20 минут.)
- Итог урока, выставка работ учащихся. (2 минуты).
1.Вступительное слово учителя.
Якутия моя родная -
Просторы поющие,
Леса изобильные,
Реки полноводные,
Долины золотые!
Как гимн якутской природе звучат эти поэтические строки. Но, прежде всего, славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, эвены, украинцы и т.д. Каждый народ носитель своей культуры. Сегодня мы посвятим наш урок экскурсу в историю якутского народа, познакомимся с народным праздником “Ысыах” и узнаем много нового об одном из классических видов якутских древних сосудов “ЧОРОНЕ”. Сегодня вы выполните рисунок чорона в цвете с натуры. Приложение 1, Приложение 2
2. Рассказ учителя по теме урока.
“Ысыах”- обрядовый и народный праздник. Он сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец, кумысопитие и конноспортивные состязания. Его истоки уходят в пласты древних культур. Ысыах в древности был “сезонным праздником древних скотоводов бронзового и раннего железного века”. Участник Северо-восточной географической экспедиции англичанин И.И. Биллингс, проезжавший через Якутск в 1788-м году сделал в своём дневнике ряд записей о жизни и быте якутов, об их верованиях.
Довольно подробно описал обряд жертноприношений белых шаманов Аар Тойону, изготовление и распитие кумыса “Празднества их бывают весной, начиная с июня месяца” - писал он.
Праздник совпадает с окончанием зимовки скота, с цветением летней природы. Обычно проводится перед началом сеноуборочных работ.
Суть праздника в бескровном жертвоприношении и восхвалении сверхъестественных существ (якуты считаются самым миролюбивым народом, так как их жертвы бескровны). Они старались угодить каждому божеству, духам земли. Их благородные песни должны раздобрить покровителей конного и рогатого скота, помощников жизни и быта людей. К каждому покровителю слагались свои посвятительные песни с обилием хвалебных слов.
Устроителем праздника был богатый представитель рода, на праздник приглашался весь род, гости и 3-4 шамана (если было меньше шаманов, праздник считался неудавшимся).
“Вот это умный человек. И слышать хорошо об этом. Ведь из стольких шаманов, хоть первый или второй, хоть с одной какой ни будь молитвой (заклинанием) будет услышан духом вселенной, духом растительности, духом священного огня, господом богом!”
Шаманы вычурными ритуальными ложками черпают кумыс, брызгают божествам и духам Земли. Затем пьют кумыс. Едят мясо. Танцуют хороводный “осуохай”
А теперь посмотрим видеофильм о празднике “Ысыах”.
Ребята, вы обратили внимание, какое большое количество праздничных родовых кубков было в сюжете.
Родовые кубки, как правило, были ёмкостью 8, 16 и 32 литра. Их украшали помимо резьбы, серебряными серьгами и верёвочками из конского волоса.
Чороны - это деревянные чаши, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:
мужские - на трёх фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади. | |
женские - кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. |
Искусство якутских мастеров достигло таких высот, что некоторые умельцы при помощи одного кривого ножа, могли вытачивать сосуд за 30 минут, возможно, это и преувеличение, но мы ведь знаем, когда работа увлекает, то время бежит незаметно.
Да, чорон поистине можно считать произведением искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. И названия у них разные: серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями на берестяных сосудах, цепочные, ромбовидные, арочные, сердечковые, сетевидные, треугольные, силуэтные. А как расположены все эти орнаменты? Вертикально, горизонтально, наклонно и главное — непрерывно. Это означает, что всему своё время и место, что время не обратимо и бесконечно.
Орнаменты выполняются поясами или ярусами. Сколько их? Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние я куты считали эти числа священными.
Три - три мира.
Семь - счастливое число у якутов.
Девять - священное число.
Чем больше поясов или ярусов, тем больше почёта. Самые большие праздники открывают девяти ярусными кубками. Из такого сосуда угощают самого почитаемого человека или самых старших гостей.
Резьба на чоронах бывает различная: гладкая - на сосудах повседневного пользования, глубокая - на традиционных сосудах, выпуклая - на ритуальных сосудах, например круговые кубки, применяемые на различных обрядах или торжествах, для угощения высоких гостей.
Вот перед вами Родовой кубок семьи Обутовых (Приложение 4), это сосуд ХIХ века, который передаётся от отца к сыну. Обратите внимание на форму ножки, это сделано специально, большие сосуды выполнялись с не устойчивой ножкой, так как это были круговые кубки, и остатки кумыса должны были достаться богам и кубок ставили на землю перевёрнутым, таким образом остатки напитка уходили в землю.
А вот этот кубок украшен медным поясом и четырьмя серёжками на нём. Серёжки обозначают стороны света. Они объединены одним поясом. Это символ дружбы. Из таких сосудов угощают на празднике, где много гостей, приехавших издалека.
3. Самостоятельная работа.
Сейчас вы выполните рисунки кубков, которые стоят перед вами. Но сначала скажите, какой знакомый вам предмет напоминает форма чорона, в частности женского? (Вазу).
Следовательно, и схема построения чорона будет схожа со схемой построения вазы.
А чтобы работа спорилась, давайте будем выполнять её под чудную якутскую мелодию.
4. Итог урока, выставка работ.
Сегодня мы приподняли один из пластов якутской культуры, я думаю, вы узнали сегодня много нового и это послужит для вас толчком в открытии новых тайн.