Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемые в работе дошкольных учреждений.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  • Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “Театральная неделя”).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;
  • межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
  • творческие: “Мои друзья”, “У нас в Нескучном саду”, “Любим сказки”, “Мир природы”, “Рябины России”;
  • групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Уральские самоцветы”, “Подводный мир”, “Веселая астрономия”;
  • индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”, “Сказочная птица”;
  • исследовательские: “Мир воды”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество А.С. Пушкина” - на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1 . Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IV этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Творческий проект “Поговорим о любви”

Участники проекта: библиотекарь, социальный педагог, воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Проблема: “Что такое любовь?”.

Цели:

  • определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т.п.);
  • формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, эгоистичная, “слепая”, безрассудная);
  • рассматривание различных ситуаций при взаимоотношениях: дети - дети, дети - взрослые, взрослые - взрослые.

Задачи:

  • формировать у детей представления о чувстве любви на основе произведений устного народного творчества и сказок классиков русской литературы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения;
  • развивать толерантность (способность к пониманию, принятию точки зрения собеседника).

Предварительная работа:

  • знакомство с русскими народными сказками “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Царевна-Лягушка”, “Никита Кожемяка”, сказками классиков русской литературы: А.С. Пушкина - “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях...”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане...”; А. Аксакова - “Аленький цветочек”;
  • составление кроссвордов по указанным сказкам и разгадывание их;
  • знакомство с культурой Западной Европы (празднованием Дня Святого Валентина), изготовление “валентинок”;
  • словесные игры “Кто тебе нравится”, “Слово на ладошке”, “Расскажи о своем друге”;
  • знакомство с семейными альбомами.

Ход занятия

1. Вхождение в проблему “Что такое любовь?” (Это чувство, сопровождающее человека всю его жизнь. Любить можно родителей, друзей, дом, в котором родился, родину, природу, животных, погоду, предметы окружающего мира, люди любят друг друга.)

Социальный педагог: Сегодня, в День Святого Валентина, мы будем говорить о любви.

- Что это за праздник? (День всех влюбленных.)

- А что значит быть влюбленным? (Ответы детей: стараться быть красивым, стараться понравиться человеку, заботиться о нем. Ответы взрослых: быть преданным, уметь жертвовать во имя любви, стараться делать все красиво, доставлять радость тому, кого любишь, заботиться о нем, обеспечивать его спокойствие, благополучие.)

Детям и родителям предлагается разместить на Дереве пожеланий записочки с пожеланиями любимым людям.

Социальный педагог: А что вызывает чувство любви?

Ответы детей: Люди стараются красиво одеться, причесаться, красиво двигаться, петь, танцевать.

Социальный педагог включает в диалог взрослых: сначала обращается внимание на внешнее обличье, а затем на душевные качества; чувству любви сопутствует доброта, забота, внимание, преданность, душевное равновесие.

Социальный педагог: Любовь! Это чувство бывает разным. Преданная любовь, эгоистичная, неразделенная, любовь и зло, любовь и агрессия... А разобраться в этом нам помогут сказки.

Библиотекарь предлагает детям выбрать карточки с текстом из различных сказок. Дети читают их самостоятельно.

Первый ребенок: “А царевна молодая, тихомолком расцветая...” (Дети угадывают сказку.)

Педагог: Какова же эта любовь? Нам помогут ответить на этот вопрос взрослые. (Ответы взрослых: взаимная, верная.)

Библиотекарь: Но это чувство было подвергнуто серьезному испытанию. Скажите, пожалуйста, Кто мешал этой взаимной любви? (Ответы детей: злая царица.)

Библиотекарь: Какие чувства руководили царицей? (Ответы детей: злость, зависть, хитрость. Но царица была красивая.)

Педагог: Да, но эта красота не во благо. Здесь зло пытается разрушить любовь.

Библиотекарь: Как поэт характеризует царицу? Дети читают отрывок по памяти:

“Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но за'то горда, ломлива, Своенравна и ревнива...”

Библиотекарь: К сожалению, царь не разглядел этих черт, был ослеплен ее красотой и на внутренние качества не обратил внимания. А почему так получилось?

В разговор включаются родители: прошло мало времени со дня их знакомства и сватовства.

- А в чем проявилось чувство любви царевны к Елисею? (Читает отрывок ответа царевны семи богатырям.) Какое это чувство? (Любовь.)

- Но она же богатырям говорит:

“Всех я вас люблю сердечно, Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей...”

- Какие чувства она испытывает? (Дети просят родителей помочь им ответить.)

Взрослые: Верность, преданность, ожидание счастья.

- А как же любовь к семи богатырям?

Ответ ребенка: Ее душу наполняет чувство благодарности.

- А это тоже один из видов любви. А как Елисей доказал свою любовь?

(Ответы детей: он отправился на поиски, а ведь мог бы сидеть дома и найти себе невесту еще краше.)

- Какие же чувства пробуждаются в его душе, когда он узнает о смерти царевны?

Диалог детей и взрослых: сожаление, грусть, горе; но в его душе теплится искорка надежды. Он преодолевает страх, идя в темную пещеру, разбивает гроб; им руководит огромная сила любви, которая побеждает смерть.

- Переходим к другой сказке (Читает отрывок из сказки “Аленький цветочек”.)

“Полюбила ты меня в образе Чудища...” (Дети отгадывают сказку.)

- Здесь тоже преданная любовь, но чувства другие. Чудовище, Чудище... Но чем он привлек внимание девицы-красавицы?

(Ответы детей: заботой, вниманием, добротой, щедростью.)

- А в чем проявилась любовь красной девицы? Родители вместе с детьми обсуждают ситуацию.

Вывод: она пожалела его, очень хотела помочь, сочувствовала ему, а затем и полюбила. Она вернула его к жизни своими горючими слезами. Здесь так же, как в сказке Пушкина, сила любви сотворила чудо.

Читает отрывок из следующей сказки.

“Что я вижу? Что такое? Как!” - и дух в нем занялся... Царь слезами залился. Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу...”

(Дети угадывают сказку.)

- Здесь много героев, разные отношения.

(Дети определяют: царь Салтан и девица, мать и сын, Лебедь и Гвидон.)

- Но в царя влюблены и сестры-красавицы: одна бы наткала полотна, а вторая бы на весь мир приготовила пир. Смотрите, какая сложная ситуация: три любят одного, а он выбирает младшую. Что же происходит? Они продолжают любить царя, но какой теперь стала любовь?

(Ответы детей: злой, завистливой, агрессивной; сестры подменивают письма, обманывают царя, хотят убить царицу и малыша.)

- Какое чувство сопровождает их действия? Дети обсуждают ситуацию с родителями.

Вывод: чувство злой, жестокой, мстительной радости. Эта радость недобрая - она никому не приносит счастья.

- А посмотрите, сколько людей невольно задействованы в этом! И хотя их душа противится, содрогается, но они вынуждены покориться приказу. Можем мы принять такую любовь? (Ответ детей: нет\)

Читается отрывок следующей сказки:

“Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей... И потом, неделю ровно,

Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен, Пировал у ней Дадон...”

(Дети угадывают сказку.)

- Какие чувства овладели царем, когда он увидел убитых сыновей?

(Ответы детей и взрослых: горе, отчаяние.)

- А когда увидел царицу?

(Ответы детей и взрослых: радость, что нет соперников.)

- Какая же это любовь? (Эгоистичная и глупая: царь не понимает, что царице нужны только деньги и власть.)

2. Вниманию взрослых и детей предлагается кроссворд, ключевое слово которого - ЛЮБОВЬ.

Кого спас князь Гвидон? (Лебедь.)

Для кого скорлупка грецкого ореха служила колыбелью? (Дюймовочка.)

Для кого был выстроен под высокой елью хрустальный дом (Белка.)

Какой предмет помог Мартынке получить в жены царскую дочь? (Кольцо.)

Кто правил столицей с разрешения царицы (Гвидон.)

Кого послал Бог царице в Сочельник? (Дочь.)

Социальный педагог организовывает игру взрослых и детей - “Скажем друг другу ласковые слова” (ребенок и родитель поочередно говорят друг другу ласковые слова).

Дети под музыку Леграна из к/ф “Шербургские зонтики” преподносят родителям сделанные ими “валентинки”.

3. Подведение итогов встречи:

- Какую любовь мы выбираем? (Преданную, взаимную.)

- Что нужно сделать, чтобы это чувство стало таким? (Нужно доверять тому, кого любишь, заботиться о нем, жертвовать собой ради любимого.)

Любовь - это благо, любить надо с надеждой, хранить любовь, как драгоценный дар.

4. Постановка новой проблемы: создать энциклопедию сказок о любви (красная страница - любовь преданная, благородная и т.п.; серая страница - любовь агрессивная, глупая, расчетливая).

Цель: через работу с литературным текстом формировать добрые чувства и эмоции, закладывать нравственные основы, умение видеть себя в окружающем мире.

Список литературы

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители .: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова , Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.