“Знания никогда нельзя дать в
готовом виде.
Они всегда усваиваются через включение
их в ту или иную деятельность”
Н. Ф. Талызина
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. Поэтому, главное в обучении неуспевающих по математике учащихся – кропотливая, систематическая работа по формированию у них приемов общих и специфических умственных действий.
Для организации процесса обучения математике с такими детьми мною были разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, активной работе руками с предметами, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. Необходимо также использовать мнемотехнические приемы с опорой на образы, знакомые детям.
Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
План урока-обобщения в нетрадиционной форме, а именно – игра, по теме “Совместные действия с дробями”. План урока опирается на учебник Виленкина Н. Я. Математика для 6 класса, 1996 год. В форме игры этот материал обобщается гораздо проще, быстрее и легче.
Структура урока:
Название урока: Точный адрес.
Форма урока: нетрадиционная (работа в парах или группах).
Обобщающий урок по теме: Совместные действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Цели: 1. Приведение в систему знаний учащихся по теме: “Совместные действия с обыкновенными дробями и смешанными числами”.
2. Отработка понятийного аппарата, определений, алгоритмов.
3. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
4. Повышение интереса к предмету.
5. Активизация слабых учащихся.
Игровой замысел: Ребята совершают путешествие в волшебную страну. Им предложена карта этой страны. Она состоит из 4 домов. В каждом доме живет своя семья, как в любой семье имеются свои проблемы. Задача состоит в том, чтобы при помощи математических знаний разрешить все проблемы жителей этой страны.
Правила:
1. За правильный ответ ребята получают подсказку;
2. Команды могут идти дальше, только если все выполнили задание (даже если неправильно).
Точный адрес.
Учитель: В 1 и 2 четвертях мы с вами изучали обыкновенные дроби, смешанные числа и действия с ними. Сегодня подведем некий итог изучения этой темы. Вы уже, наверное, успели заметить, что сегодня у нас с вами необычный урок: на столах лежит много карточек, конвертов, на доске висят красочные картинки – карты и конверты с номерами.
1. Необходимо узнать жителей нашей сказочной страны. (Лото)
7 * 8 = |
56 |
28: 4 = |
7 |
|
45: 9 = |
5 |
6 * 9 = |
54 |
|
8 * 3 = |
24 |
24 : 6 = |
4 |
|
42 : 7 = |
6 |
4 * 8 = |
32 |
Перед детьми лото, состоящее из 16 карточек. На 8 карточках написаны примеры, на 8 – ответы. Лото собирается на дневнике. Выполнив задание, дети поднимают руку, учитель сверху кладет любую тетрадь и переворачивает дневник, если все примеры выполнены правильно, то появится картинка.
Теперь откройте конверты и внимательно изучите жителей – это страшилки.
2. Наша задача помочь страшилкам найти свои дома. Давайте внимательно посмотрим на карту города, в котором живут страшилки, и ответим на вопрос: Где могут жить страшилки? (на дереве, в замке, в пещере, на горе) Мы с вами знаем, чтобы письмо дошло до адресата, нужно указать адрес: город, улицу, дом, квартиру.
3. На карте нет улиц, номеров домов, значит, нужны другие подсказки, вы внимательно изучили страшилок: Скажите они одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? (Различия: цвет тела, количество глаз, наличие или отсутствие носа) По этим отличиям мы и будем определять дом каждого страшилки, а чтобы ничего не забыть, то все подсказки будем заносить в таблицу:
Дерево |
Замок |
Пещера |
Гора |
|
Цвет |
||||
Глаза |
||||
Нос |
4. А где же взять подсказки? Найти при помощи наших знаний, так как они зашифрованы в задания при помощи математики.
Задания и подсказки лежат в конвертах. Вскрываем конверты по-одному.
Задания:
Конверт № 1
Подсказка: в замке живут страшилки синего цвета. |
Конверт № 2
Подсказка: в замке живут страшилки с желтым носом. |
Конверт № 3
Дерево. |
Будем определять, кто живет на дереве. Перед вами дерево, на котором написаны дроби. Какие это дроби? Какую операцию можем проводить с неправильными дробями? Выделить целую часть, найти соответствующие листочки (цвет листочков такой же, как цвет туловища страшилок) и посадить их на деревья. Какого цвета листочков больше? (Ответ: На дереве живут красные страшилки)
Конверт № 4
Гора. |
Будем определять, кто живет на горе. В каждой строчке найти лишнее число и вписать его в окошко. Используя таблицу замените число соответствующей ему буквой и прочитайте подсказку. (Ответ: На горе живут страшилки с двумя глазами)
Конверт № 5
Дерево. |
Будем определять, кто живет на дереве. Эта подсказка зашифрована в кроссворде. Ответьте на все вопросы кроссворда и прочитайте слово в выделенной области. (Ответ: На дереве живут страшилки с носами).
Вопросы: 1. Математическое действие. 2. Равенство, содержащее букву. 3. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называют… 4. ; 9 – числитель; 12 – … 5. Число, содержащее целую и дробную части называют … 6. Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют …
Конверт № 6
Подсказка: на горе живут страшилки красного цвета. |
Конверт № 7
Подсказка: в пещере живут страшилки с тремя глазами. |
Конверт № 8
Пещера. |
Последняя подсказка. Мы знаем только то, что в пещере живут страшилки с 3 глазами, но у нас есть синие и красные. Так как вы уже немного устали, и урок заканчивается, то последнюю подсказку я скажу вам сама. (Ответ: В пещере живут синие страшилки)
После выполнения всех заданий у каждой группы получилась следующая таблица:
Дерево |
Замок |
Пещера |
Гора |
|
Цвет |
Красные |
Синие |
Синие |
Красные |
Глаза |
3 глаза |
2 глаза |
||
Нос |
Есть нос |
Есть нос |
Теперь при помощи нашей таблицы будем определять дом каждого страшилки.
Итог урока: Какие число мы с вами изучали в этом году?
Какие бывают обыкновенные дроби?
Какую операцию умеем производить с неправильными дробями? И т. д.
Домашнее задание:
Для некоторых страшилок нет дома. На отдельном листе придумать и нарисовать дом, в котором они живут и одну из особенностей этих страшилок зашифровать с помощью математического задания.