Практические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине "Иностранный язык"

Разделы: Иностранные языки


Качество и инновации - путь к высоким стандартам жизни

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.

Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Переход России к “информационному обществу”, в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, требует от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому изучение иностранных языков – не только модное веяние, но и жизненная необходимость. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом нет.

Сертификация системы менеджмента качества техникума определила приоритетные направления и в деятельности преподавателей техникума по обучению иностранным языкам. Важным компонентом деятельности преподавателей иностранных языков является освоение передовых технологий обучения.

Основные направления работы преподавателей иностранного языка техникума по оптимизации преподавания иностранного языка:

  • реализация рабочей программы учебной дисциплины “Иностранный язык”;
  • реализация программы “Система контроля качества подготовки специалистов”;
  • мониторинг учебной деятельности как способ повышения результативности обучения;
  • выявление степени удовлетворенности студентов-выпускников уровнем знаний, умений, навыков, а также уровня мотивации изучения иностранных языков студентами I-IV курсов.

Анкетирование, проведенное преподавателями иностранного языка среди студентов показывает, что иностранный язык нужен им не столько для возможного общения с иностранцами, сколько для будущей профессиональной деятельности и для общего развития.

Так на вопрос “Для чего вам нужны знания иностранного языка?” Ответы распределились следующим образом:

I курс IV курс
Для возможного общения с иностранцами 54% 20%
Для профессиональной деятельности 26% 44%
Для общего развития 20% 26%

Студенты 4 курса на вопрос о значимости иностранных языков в профессиональной деятельности ответили:

  • 58% - поможет расширить профессиональные возможности;
  • 25% - поможет стать хорошим специалистом.

Несмотря на положительную мотивацию студентов, одной из проблем, характерной для процесса преподавания иностранных языков, является недостаточная степень усвоения предлагаемого учебного материала. Это происходит по разным причинам: малое количество часов, отводимых на изучение дисциплины в неделю, низкий уровень школьной подготовки, отсутствие специальной подготовки преподавателей по профилю специальности.

Следовательно, учебный процесс необходимо тщательно планировать: рационально выбирать методы, формы, средства обучения и формы контроля знаний.

Иностранные языки изучаются в техникуме в настоящее время на всех четырех курсах всех специальностей. Это потребовало изменений рабочих программ и совершенствования дидактического комплекса. Важной составной частью программ стало обучение техническому переводу. Преподавателями иностранного языка проведена большая работа по отбору, адаптации, систематизации материала для чтения по каждой специальности. Главным требованием при отборе материала является его целесообразность, актуальность, практическая ценность материала.

Главная задача – повысить качество обучения иностранным языкам. Поэтому актуальной проблемой обучения иностранным языкам в условиях сертифицированной системы менеджмента качества является управление обучением. Важнейшим элементом управления обучением является выполнение требований Положения о системе контроля качества подготовки выпускников. Контроль является неотъемлемым элементом и условием успешного усвоения содержания обучения. По результатам, полученным в ходе контроля, можно судить о состоянии уровня обученности студентов на определенном отрезке времени (входное, рубежное и промежуточное тестирование) и об их готовности для включения в учебно-познавательную деятельность. Поэтому контроль должен быть многоцелевым, многосторонним и многоступенчатым и базироваться на следующих принципах: планомерность, систематичность, объективность, комплексность, индивидуальность и педагогическая тактичность. Эффективность контроля зависит от того, насколько грамотно составлен план, обоснованы цели и способы контроля, насколько правильно определены наиболее эффективные методы и формы контроля.

Проведение контроля обеспечивает своевременную корректировку учебного процесса по иностранному языку с целью приведения его к уровню, заданному Программой и стандартом СПО, который регламентирует его требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Эти требования включают в себя знания фонетики, лексики, фразеологии, грамматики, профессиональной лексики, фразеологических оборотов и терминов, техники перевода со словарем профессионально-ориентированных текстов.

Содержание обучения иностранному языку включает в себя 4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Для выявления уровня владения каждым видом речевой деятельности разработаны критерии (в программе на момент завершения вводно-коррективного курса и развивающего курса).

Данные виды деятельности являются основой для реализации системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания обучения по иностранному языку.

Студент с самого начала обучения в техникуме должен знать, как будет оцениваться его работа, какие требования в обучении будут к нему предъявляться. В этом заключается и определенный стимул студента к повышению качества своих знаний.

Первым звеном в системе контроля по иностранному языку в техникуме является входной контроль, который проводится в разовом порядке с целью проверки базовых знаний и практических навыков по дисциплине, а также с целью выявления пробелов в знаниях вновь поступивших студентом и определения путей их устранения. Формы проведения входного контроля определяются предметно-цикловой комиссией и проводятся в форме тестирования. Материалы входных тестов составляются на основе школьной программы.

На данном этапе контроля особое внимание следует уделить отбору критериев оценки уровня подготовки, которые заключаются в следующем:

  • умение использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания;
  • языковая компетенция (правильность использования изученных лексических единиц, языковая догадка, отбор нужной информации и т.д.).

Уровень подготовки студента оценивается по следующим критериям в баллах:

  • глубина знаний;
  • осознанность знаний;
  • прочность усвоения знаний;
  • самостоятельность при выполнении заданий;
  • действенность знаний.

Итоги входного контроля анализируются преподавателями предметно-цикловой комиссии (ПЦК), выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля. В техникуме разработана единая форма отчетности. Итоги входного контроля обсуждаются на заседании ПЦК.

Вторым звеном в системе контроля является текущий контроль, который проводится систематически с целью установления правильности понимания студентами учебного материала и уровней овладения им, осуществления корректировки применяемых технологий обучения. Основная функция текущего контроля – обучающая. Вопросы, задания, тесты направлены на закрепление вновь изученного материала и повторение пройденного, поэтому индивидуальные формы целесообразно сочетать с фронтальной работой группы.

Третьим звеном в системе контроля является рубежный контроль, который проводится периодически с целью проверки уровня усвоения учебного материала в объеме учебных тем, разделов семестра и подтверждения результатов текущих оценок, полученных студентами ранее. Рубежный контроль проводится 2 раза в учебном году (ноябре и марте).

Формами рубежного контроля навыков сформированности устной речи в зависимости от уровня подготовленности студентов и с учетом дифференцированного подхода могут быть следующие:

  • подготовка и защита творческих проектов;
  • интервью;
  • описание фотографий, картинок;
  • уроки аукционы;
  • уроки-конференции;
  • дискуссия;
  • рассказ историй;

Формы рубежного контроля навыков письменной речи:

  • сочинение;
  • отзыв на текст, статью;
  • выражение собственного мнения и подтверждения его фактами;
  • реферат;
  • -запрос информации;
  • письменная контрольная работа;
  • письмо; письмо о приеме на работу, электронное письмо;
  • написание резюме, аннотации;
  • изложение краткого содержания текста;
  • тест (у преподавателей разработаны тесты разного уровня сложности).

Данные виды контрольных работ проводятся с целью:

  • контроля за полнотой и прочностью теоретических и практических знаний по иностранному языку за определенный период обучения;
  • формирования умений применять полученные теоретические знания по грамматике на практике, использовать их в устной речи;
  • контроля за самостоятельной работой студентов, за умением работы студентов с учебной и справочной литературой, словарями;
  • выявления пробелов в знаниях студентов и путей их устранения.

Задания для проведения рубежного контроля составляются на основе Рабочих программ, охватывают наиболее актуальные разделы и темы изученного материала, разрабатываются преподавателем с учетом уровня обученности студентов, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению студентов.

Заключительным звеном в системе контроля является промежуточный контроль, который определяет достигнутый уровень усвоения студентами основного учебного материала по иностранному языку в целом, качество сформированности базовых знаний, умений, навыков в области чтения и письма. Данный контроль проводится в виде:

  • маршрутных зачетов;
  • защиты проектов;
  • зачетных уроков;
  • подготовки рефератов по изученным темам;
  • экскурсионных занятий (заочное путешествие)

и формирует у студентов навыки нестандартного решения проблемы, развивает логическое мышление, формирует у студентов способность к научно-исследовательской деятельности, умение работать в команде, а также расширяет кругозор и повышает культурный уровень студентов.

Студент вправе выбирать задания для сдачи промежуточной аттестации разной степени сложности, что создает условия для максимального проявления творческих качеств личности.

Возьмем, для примера, такой вид контроля, как маршрутный зачет.

Для проведения маршрутного зачета необходима хорошая предварительная подготовка студентов и соответствующее методическое обеспечение занятия. Зачет включает в себя несколько этапов, (количество может варьироваться и быть неограниченным). Число вариантов заданий на каждом этапе может также варьироваться (желательно по количеству студентов или больше, но не меньше). Рейтинг задания определяется с учетом его сложности. У преподавателей имеются ответы к письменным заданиям, ключи к тестам и шкала оценок выполнения каждого задания. Студенты самостоятельно выбирают для себя задания разной сложности и последовательность прохождения маршрута. Если задание выбрано очень сложное, то студент вправе поменять его на более легкое или сойти с маршрута.

Пример маршрутного зачета по теме “Страна изучаемого языка”:

1 этап – контроль лексики (задание-игра “Буквы рассыпались, выбор правильного варианта ответа, задания на словообразование, задание на установление соответствий, заполнение пропусков, определение слова по данному значению).

2 этап – контроль грамматических навыков. Употребление временных форм глагола (например, задание “Вчера, сегодня, завтра”).

Даны 15-20 предложений о стране изучаемого языка с глаголами в различных временных формах.

Задание:

сгруппировать предложения по глагольным временным формам и написать о стране в прошлом, в настоящее время и о перспективах на будущее.

Таким же образом можно проверять и другой грамматический материал. Здесь могут быть использованы различные подстановочные упражнения, задания на выбор правильного ответа, задания на исправление допущенных ошибок, задания на преобразование предложений.

3 этап – контроль чтения (задания разной сложности).

Задания:

  • “какие слова отсутствуют в предложении?” Даны предложения из текста с пропущенными словами. Надо вставить пропущенные слова.
  • логическое выстраивание предложений из текста;
  • соедините части предложений по смыслу;
  • пронумеруйте предложения в соответствии с их последовательностью в тексте;
  • расположите группы слов так, чтобы получились предложения и т.д.,
  • составьте план текста;
  • поставьте различные вопросы к тексту;
  • напишите аннотацию к тексту;
  • выразите свое мнение по содержанию текста;
  • кратко изложите содержание текста;
  • продолжите текст.

4 этап – контроль говорения.

Задания:

  • составьте высказывание, пользуясь предложенной лексикой;
  • сформулируйте вопросы;
  • расширьте текст за счет пересказа деталей;
  • ответьте на альтернативные вопросы;
  • опровергните данные высказывания;
  • дополните сообщение собеседника;
  • составьте диалог.

5 этап – творческое задание.

Задания:

  • составить кроссворд, используя лексику по данной тематике;
  • разгадать кроссворд;
  • составить рекламу туристического агентства.

Непременным условием выполнения этого этапа задания является ограничение по времени.

Маршрутный зачет является альтернативой формам традиционного контроля и позволяет:

  • разнообразить и комбинировать различные методы контроля на одном занятии;
  • стимулировать деятельность студентов;
  • активизировать их познавательную деятельность;
  • развивать креативные способности студентов;
  • формировать психологически комфортную обстановку во время зачета;
  • создавать ситуацию успеха.

Мониторинг качества обучения показывает, что использование нетрадиционных форм контроля повышает результативность контроля и позволяет использовать системную оценку знаний (комплексную оценку) при максимальной дифференциации уровня усвоения учебного материала.

Литература

  1. ГОС СПО второго поколения.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины “Иностранный язык” (базовый уровень). Новый Уренгой 2003г.
  3. Формат единого Государственного экзамена по иностранному языку. М.,2004г.
  4. Календарно-тематическое планирование по иностранному языку для студентов техникума.
  5. Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1998г.
  6. Л.И.Кравцова Учебник английского языка. М, Высшая школа 2002г.
  7. Н.В.Басова, Т.Г.Коноплева. Немецкий язык для колледжей Ростов-на –Дону, 2005г.
  8. Е.Н.Дубнова-Кольварская, Р.И.Котова. Учитесь читать литературу по специальности. Пособие для технических ВУЗов, 2005г.
  9. Н.Снегирева. Тесты по немецкому языку. М, 2003г.
  10. Приложение к журналу “Среднее профессиональное образование”, №6 2004г.