Контроль и оценка курсов вариативной части учебного плана в инновационном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Цели, записанные в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой Министерством образования РФ, определены следующим образом: “углубленно изучить”, “создать условия для дифференциации”, “способствовать доступу к образованию”, “подготовить к освоению программ высшего образования”. Рассмотрим, какие цели ставят перед собой обучающиеся гимназии №1 г. Нерюнгри. Для этого были опрошены студенты первого курса, бывшие гимназисты, приехавшие на каникулы в январе 2005года. На вопрос “Что являлось целью вашего обучения в гимназии?” ответы были такими:

  • “поступить в вуз” - 63 %;
  • “быть образованным” - 12 %;
  • “добиться цели (какой - неизвестно)” - 16 %
  • затруднились ответить - 9 %.

Здесь необходимо отметить, что в основном цели гимназистов в получении высшего образования и быть образованными обеспечиваются в образовательном пространстве гимназии №1. Вместе с тем не всегда удаётся удовлетворить все запросы обучающихся.

Сочетание личных интересов с общественными – вот проблема, которую необходимо решить. В Концепции дважды упоминается задача необходимости обеспечения преемственности между общеобразовательной школой и вузом. А как ее обеспечить, если профессий тысячи, а профилей предлагается ввести всего несколько. Причём эти профили не всегда связаны с существующей классификацией профессий. Мы считаем, что помочь гимназистам адаптироваться в социуме после окончания гимназии и найти своё место в жизни помогут курсы вариативной части учебного плана.

В современных условиях меняется сущность взаимоотношений гражданина и государства. Вариативные курсы приобретают характер образовательных услуг, а гражданин - налогоплателыцик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг и личной ориентированности в них. В результате активизируется, так называемая, маркетинговая деятельность, имеющая своей целью удовлетворение дифференцированных образовательных запросов потребителей.

Постоянно меняющаяся социальная ситуация требует новых подходов к изменению и расширению образовательных услуг с учетом потребностей детей и родителей.

Исследования, проводимые администрацией и психологической службой в гимназии, предполагают оценку мотивации, познавательных интересов, нравственных ценностей, места семьи, досуга и их основных форм, представлений о человеке, его облике в сложившемся гимназическом образовательном пространстве.

Объектами оценивания являются: образовательные услуги, сопутствующие услуги (информационные, консультативные), интеллектуальная собственность, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, профессиональная деятельность педагогов, потребители образовательных услуг и т.д.

Предметом исследования является определенный аспект объекта, на изучение которого непосредственно направляются усилия администрации и всего педагогического коллектива, поставившего перед собой цель: способствовать выявлению, формированию и эффективному удовлетворению потребностей отдельных групп потребителей образовательных услуг. Главной особенностью организации процесса образования в гимназии №1 является реализация принципа системного подхода к идее профильного обучения:

1-5 классы: образовательное пространство, в котором ребёнок осуществляет самостоятельные действия в предмете и развивает универсальные умения, необходимые для осознанной практической деятельности через самостоятельный выбор мастерских;

6-7 классы: образовательное пространство, в котором ребёнок осуществляет практико-ориентированную деятельность, получает первичный практический опыт в интеллектуальной сфере через самостоятельный выбор лабораторий;

8-е классы: образовательное пространство, в котором ребёнок получает предпрофильную подготовку через комплекс элективных курсов, профессионально-ориентированную систему дополнительного образования;

9-11 классы: образовательное пространство, в котором учащиеся получают профильное образование по индивидуальному учебному плану через выбор уровня обучения и набора элективных курсов.

Удовлетворение потребностей обущающихся в гимназии возможно при выполнении следующих условий:

  • “завоевание” потребителей посредством оказания дифференцированных образовательных услуг;
  • влияние на совершенствование образовательной среды города Нерюнгри;
  • формирование образовательных потребностей социума;
  • совершенствование профессионального мастерства преподавателей;
  • усиление мотивации педагогов к улучшению качества работы.

В целях выявления основных моментов образовательного процесса проводятся исследования, под которыми понимается системный сбор, упорядочение, анализ и оценка данных о различных образовательных проблемах.

При проведении исследований для оценки сложившейся ситуации необходимо учитывать следующие принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • объективность;
  • экономичность;
  • регулярность;
  • оперативность;
  • тщательность;
  • точность.

Любое исследование опирается на определенную совокупность методов и приемов.

Среди них выделяются:

  • общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование);
  • аналитико-прогностические методы (экономико-статистические, экспертиза);
  • методические приемы из разных областей знаний (психологии, социологии, экологии, эстетики).

Для успешного проведения исследований необходимо структурирование этого процесса по этапам.

Типовая схема поэтапного проведения исследования и оценивания:

  • 1 этап - обоснование целесообразности проведения исследования;
  • 2 этап - описание и постановка проблемы исследования;
  • 3 этап - определение конкретной цели и задач исследования;
  • 4 этап - формирование плана на основе определяющих его факторов;
  • 5 этап - проведение исследования и сбор первичных данных;
  • 6 этап - систематизация и анализ полученных данных;
  • 7 этап - обработка результатов, формирование выводов и результатов;
  • 8 этап - подготовка и представление отчета с окончательными результатами исследования;
  • 9 этап - использование результатов исследования;
  • 10 этап - оценка результатов осуществленных мероприятий, предпринятых на основе проведенных исследований (“обратная связь”).

Мы проводим различные исследования: исследование потребительских мотиваций, побудительных мотивов, факторов, формирующих предпочтения потребителей. В конце прошлого учебного года обучающимся была предложена анкета, в которой были перечислены мастерские и лаборатории и направления их деятельности:

№ п/п Название лабораторий Направленность Класс Кол-во часов Ваш выбор

1

Основы красноречия. Знакомство с наиболее известными деятелями истории, науки и культуры. 6-7 15  

Из 28-ми мастерских, предложенных обучающимся 2-5-ых классов, наиболее востребованными оказались: “Компьютерная графика”, “Компьютер в моей жизни”, “Раз-задача, два-задача”, “Оздоровительное плавание”, “Баскетбол”. Эти курсы наиболее удовлетворяют интересы детей данного возраста. Сегодня во 2-5-ых классах работает четырнадцать мастерских, в которых обучается 95% детей.

Для определения востребованности элективных курсов в 9-х классах, на родительских собраниях были представлены презентации элективных курсов.

Изучить и оценить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством представленных образовательных услуг нам удалось, сравнив количество предложенных и востребованных курсов вариативной части учебного плана.

  Мастерские Лаборатории Предпрофильные Элективные (9 кл.)
Предложено 28 29 18 32
Востребовано 14 14 15 12

Не всегда разработанные новые курсы для вариативной части учебного плана удовлетворяют запросы потребителей. И для предоставления потребителям образовательных услуг возможности удовлетворения их интересов необходимо создание банка курсов вариативной части. Это одно из направлений работы исследовательской лаборатории “Формирование элективного компонента субъектно-развивающего образовательного пространства”.

Так же в гимназии мы изучаем и оцениваем потенциал образовательных учреждений г. Нерюнгри для выяснения сильных сторон и налаживания взаимодействия с ними. Предполагаем сотрудничать со школой №19, в которой подробно разработаны курсы предпрофильной подготовки.

На основе изучения и оценивания социальных запросов обучающихся в гимназии определяется ассортимент предлагаемых образовательных услуг за счёт вариативной части учебного плана:

  • МАН;
  • олимпиадное движение;
  • индивидуальные консультации.

Малая академия наук охватывает три возрастные категории:

  • “ГНОМ” для 1-4-х классов;
  • “Эрудит” для 5-8-х классов;
  • “Учёные будущего” для 9-11-х классов.

Итоговое оценивание деятельности обучающихся происходит на конференциях различного уровня, начиная с гимназических и заканчивая всероссийским “Первые шаги”. В прошлом учебном году дипломантами всероссийского открытого конкурса “Первые шаги” стали обучающиеся нашей гимназии Ягода Мария и Хавроничева Ксения, которых подготовили учителя Сосновская Т.Г. и Поддельская В.Б.

Олимпиадным движением охвачены практически все обучающиеся гимназии. Эта работа носит системный характер. В октябре мы проводим “Интеллектуальный марафон”, по результатам которого определяем команды детей для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня. Каждый учитель, который взялся готовить обучающихся к олимпиадам, составил индивидуальную программу подготовки к предметной олимпиаде. Программы были разработаны на основании “Требований к индивидуальным программам по подготовке олимпиадников”. Такая предварительная работа дала возможность скоординировать и проконтролировать эту работу.

В конце каждого учебного года мы составляем аналитическую справку, которая даёт возможность оценить результаты деятельности учителей в этом направлении и определить потенциальные возможности обучающихся.

Особое значение придаём выявлению целевых групп потребителей, досконально изучаем запросы потребителей образовательных услуг. Для этого в течение трёх лет проводили изучение мотивов выбора элективных курсов.

Мотивы выбора элективных курсов.

№ п.п. Мотивы выбора элективного курса 2003год 2004год 2005год
1. Желание заняться любимым делом 65% 67% 69%
2. Желание развить свои способности 15% 10% 11%
3. Желание получить разностороннее образование 7% 8% 15%
4. Желание занять свободное время 20% 24% 22%
5. Желание найти друзей 52% 48% 55%
6. Получить помощь в учёбе 28% 19% 23%
7. Желание подготовиться к выбору профессии 30% 28% 31%
8. Преодоление недостатков обучения 26% 10% 8%
9. Развитие интересов 38% 21% 24%
10. Желание дополнить общее образование специальными знаниями 16% 20% 25%
11. Добрый педагог 45% 38% 40%
12. Узнать новое интересное 70% 73% 75%
13. Самореализация 28% 25% 30%
14. Духовно вырасти 15% 8% 9%

Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что дети выбирают элективные курсы с целью больше узнать нового интересного и меньше всего для того, чтобы вырасти духовно. Это печально, но это факт. Исходя из этого, строим свою дальнейшую работу.

Для реализации вариативной части учебного плана изучаем имидж педагога образовательного учреждения: анализируем и отслеживаем методические темы преподавателей, разработанные новые элективные курсы, работу в малой академии наук и с олимпиадниками, участие в педагогических чтениях, фестивалях, конкурсах и т.д.

Кроме этого в гимназии изучается социокультурный портрет потребителей образовательных услуг для способствования развитию педагогической культуры родителей на основе применения различных методов и форм работы с ними. Для этого мы используем родительские собрания и родительский всеобуч.

Все вышеперечисленные исследования, а также многообразие других маркетинговых исследований направлены на изучение рынка образовательных услуг, что способствует максимальному удовлетворению запросов потребителей - родителей и детей гимназии №1.

В течение нескольких лет в гимназии оценивается деятельность по использованию элективных курсов в профильном образовании.

Учителями гимназии разработано и защищено на экспертном совете 47 элективных курсов, которые обеспечивают вариативную часть учебного плана.

Экспертный совет в гимназии был создан в прошлом учебном году. В него вошли самые квалифицированные и опытные учителя гимназии. Его работа регламентируется Положением об экспертном совете, принятом на педагогическом совете гимназии.

Для создания новых программ были разработаны требования к ним и алгоритм написания, соответственно для 2-5-х классов (мастерские), 6-7-х классов (лаборатории), 8-х классов (предпрофильные курсы) и 9-11-х классов (элективные курсы).

Ожидаемый результат изучения любого элективного курса — это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в гимназии и успешной профессиональной карьеры по её окончании будут получены? Какие виды деятельности будут освоены? Какие ценности будут предложены для усвоения вариативных курсов?

Результаты обучения на элективных курсах могут быть сформулированы как в терминах “учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт”, так и в терминах компетентностей. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей — работа в группе, работа с информацией, решение проблем, — можно описать уровень достижении в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса. При преподавании элективных курсов обязательно предусматриваются формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Оценка может выставляться в форме “зачтено / незачтено” и по балльной шкале. Чтобы повысить шансы продвижения курса на рынке образовательных услуг, желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективных курсов согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам. Контролировать уровень достижений учащихся можно такими способами, как:

  • наблюдение активности на занятии,
  • беседа с обучающимися и их родителями,
  • экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных навыков и компетентностей),
  • анализ творческих и исследовательских работ,
  • анкетирование, тестирование.

Важно использовать оценку промежуточных достижений в качестве инструмента положительной мотивации, а также своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

Мы проводим итоговую аттестацию по результатам изучения курса как с помощью специальной зачётной работы (контрольная работа, проект, тест), так и с учётом портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчёты об исследованиях, эссе) и документально подтверждённых достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг. В этом случае конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.

Интересные итоговые способы оценивания предлагает кафедра физической культуры: по окончании обучения в мастерских обучающимся выдаётся свидетельство по “Оздоровительному плаванию”, “Аэробике” и “Баскетболу”. По окончанию курса “Спортивное плавание” выдаётся зачётная книжка, в которой предусмотрены записи об участии в гимназических и городских соревнованиях и разряды.

Сегодня мы можем предложить технологию отслеживания результативности ведения новых вариативных курсов:

  1. Защита элективного курса на экспертном совете.
  2. Административный контроль за ведением новых курсов: посещение занятий, подготовка аналитических справок по итогам посещения.
  3. Творческие отчёты учителей на педагогических советах и заседаниях МО.
  4. Проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их мнений об элективном курсе.
  5. Проведение интеллектуального марафона, проектных недель, конкурсов и т.д.

В конце учебного года анализируется результативность вариативной части учебного плана на заседаниях МО и итоговом педагогическом совете. Результаты оценочных исследований, проводимых в гимназии, позволяют сделать выводы, что управление развитием учреждения на основе этих исследований обеспечивает высокую эффективность результатов социо-образовательной деятельности, помогает определить оптимальный ассортимент вариативных образовательных услуг.

Литература

  1. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.
  2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М. – Белгород, 1995.
  3. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2000.