Цели, записанные в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой Министерством образования РФ, определены следующим образом: “углубленно изучить”, “создать условия для дифференциации”, “способствовать доступу к образованию”, “подготовить к освоению программ высшего образования”. Рассмотрим, какие цели ставят перед собой обучающиеся гимназии №1 г. Нерюнгри. Для этого были опрошены студенты первого курса, бывшие гимназисты, приехавшие на каникулы в январе 2005года. На вопрос “Что являлось целью вашего обучения в гимназии?” ответы были такими:
- “поступить в вуз” - 63 %;
- “быть образованным” - 12 %;
- “добиться цели (какой - неизвестно)” - 16 %
- затруднились ответить - 9 %.
Здесь необходимо отметить, что в основном цели гимназистов в получении высшего образования и быть образованными обеспечиваются в образовательном пространстве гимназии №1. Вместе с тем не всегда удаётся удовлетворить все запросы обучающихся.
Сочетание личных интересов с общественными – вот проблема, которую необходимо решить. В Концепции дважды упоминается задача необходимости обеспечения преемственности между общеобразовательной школой и вузом. А как ее обеспечить, если профессий тысячи, а профилей предлагается ввести всего несколько. Причём эти профили не всегда связаны с существующей классификацией профессий. Мы считаем, что помочь гимназистам адаптироваться в социуме после окончания гимназии и найти своё место в жизни помогут курсы вариативной части учебного плана.
В современных условиях меняется сущность взаимоотношений гражданина и государства. Вариативные курсы приобретают характер образовательных услуг, а гражданин - налогоплателыцик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг и личной ориентированности в них. В результате активизируется, так называемая, маркетинговая деятельность, имеющая своей целью удовлетворение дифференцированных образовательных запросов потребителей.
Постоянно меняющаяся социальная ситуация требует новых подходов к изменению и расширению образовательных услуг с учетом потребностей детей и родителей.
Исследования, проводимые администрацией и психологической службой в гимназии, предполагают оценку мотивации, познавательных интересов, нравственных ценностей, места семьи, досуга и их основных форм, представлений о человеке, его облике в сложившемся гимназическом образовательном пространстве.
Объектами оценивания являются: образовательные услуги, сопутствующие услуги (информационные, консультативные), интеллектуальная собственность, методическое и материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, профессиональная деятельность педагогов, потребители образовательных услуг и т.д.
Предметом исследования является определенный аспект объекта, на изучение которого непосредственно направляются усилия администрации и всего педагогического коллектива, поставившего перед собой цель: способствовать выявлению, формированию и эффективному удовлетворению потребностей отдельных групп потребителей образовательных услуг. Главной особенностью организации процесса образования в гимназии №1 является реализация принципа системного подхода к идее профильного обучения:
1-5 классы: образовательное пространство, в котором ребёнок осуществляет самостоятельные действия в предмете и развивает универсальные умения, необходимые для осознанной практической деятельности через самостоятельный выбор мастерских;
6-7 классы: образовательное пространство, в котором ребёнок осуществляет практико-ориентированную деятельность, получает первичный практический опыт в интеллектуальной сфере через самостоятельный выбор лабораторий;
8-е классы: образовательное пространство, в котором ребёнок получает предпрофильную подготовку через комплекс элективных курсов, профессионально-ориентированную систему дополнительного образования;
9-11 классы: образовательное пространство, в котором учащиеся получают профильное образование по индивидуальному учебному плану через выбор уровня обучения и набора элективных курсов.
Удовлетворение потребностей обущающихся в гимназии возможно при выполнении следующих условий:
- “завоевание” потребителей посредством оказания дифференцированных образовательных услуг;
- влияние на совершенствование образовательной среды города Нерюнгри;
- формирование образовательных потребностей социума;
- совершенствование профессионального мастерства преподавателей;
- усиление мотивации педагогов к улучшению качества работы.
В целях выявления основных моментов образовательного процесса проводятся исследования, под которыми понимается системный сбор, упорядочение, анализ и оценка данных о различных образовательных проблемах.
При проведении исследований для оценки сложившейся ситуации необходимо учитывать следующие принципы:
- системность;
- комплексность;
- объективность;
- экономичность;
- регулярность;
- оперативность;
- тщательность;
- точность.
Любое исследование опирается на определенную совокупность методов и приемов.
Среди них выделяются:
- общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование);
- аналитико-прогностические методы (экономико-статистические, экспертиза);
- методические приемы из разных областей знаний (психологии, социологии, экологии, эстетики).
Для успешного проведения исследований необходимо структурирование этого процесса по этапам.
Типовая схема поэтапного проведения исследования и оценивания:
- 1 этап - обоснование целесообразности проведения исследования;
- 2 этап - описание и постановка проблемы исследования;
- 3 этап - определение конкретной цели и задач исследования;
- 4 этап - формирование плана на основе определяющих его факторов;
- 5 этап - проведение исследования и сбор первичных данных;
- 6 этап - систематизация и анализ полученных данных;
- 7 этап - обработка результатов, формирование выводов и результатов;
- 8 этап - подготовка и представление отчета с окончательными результатами исследования;
- 9 этап - использование результатов исследования;
- 10 этап - оценка результатов осуществленных мероприятий, предпринятых на основе проведенных исследований (“обратная связь”).
Мы проводим различные исследования: исследование потребительских мотиваций, побудительных мотивов, факторов, формирующих предпочтения потребителей. В конце прошлого учебного года обучающимся была предложена анкета, в которой были перечислены мастерские и лаборатории и направления их деятельности:
№ п/п | Название лабораторий | Направленность | Класс | Кол-во часов | Ваш выбор |
1 |
Основы красноречия. | Знакомство с наиболее известными деятелями истории, науки и культуры. | 6-7 | 15 |
Из 28-ми мастерских, предложенных обучающимся 2-5-ых классов, наиболее востребованными оказались: “Компьютерная графика”, “Компьютер в моей жизни”, “Раз-задача, два-задача”, “Оздоровительное плавание”, “Баскетбол”. Эти курсы наиболее удовлетворяют интересы детей данного возраста. Сегодня во 2-5-ых классах работает четырнадцать мастерских, в которых обучается 95% детей.
Для определения востребованности элективных курсов в 9-х классах, на родительских собраниях были представлены презентации элективных курсов.
Изучить и оценить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством представленных образовательных услуг нам удалось, сравнив количество предложенных и востребованных курсов вариативной части учебного плана.
Мастерские | Лаборатории | Предпрофильные | Элективные (9 кл.) | |
Предложено | 28 | 29 | 18 | 32 |
Востребовано | 14 | 14 | 15 | 12 |
Не всегда разработанные новые курсы для вариативной части учебного плана удовлетворяют запросы потребителей. И для предоставления потребителям образовательных услуг возможности удовлетворения их интересов необходимо создание банка курсов вариативной части. Это одно из направлений работы исследовательской лаборатории “Формирование элективного компонента субъектно-развивающего образовательного пространства”.
Так же в гимназии мы изучаем и оцениваем потенциал образовательных учреждений г. Нерюнгри для выяснения сильных сторон и налаживания взаимодействия с ними. Предполагаем сотрудничать со школой №19, в которой подробно разработаны курсы предпрофильной подготовки.
На основе изучения и оценивания социальных запросов обучающихся в гимназии определяется ассортимент предлагаемых образовательных услуг за счёт вариативной части учебного плана:
- МАН;
- олимпиадное движение;
- индивидуальные консультации.
Малая академия наук охватывает три возрастные категории:
- “ГНОМ” для 1-4-х классов;
- “Эрудит” для 5-8-х классов;
- “Учёные будущего” для 9-11-х классов.
Итоговое оценивание деятельности обучающихся происходит на конференциях различного уровня, начиная с гимназических и заканчивая всероссийским “Первые шаги”. В прошлом учебном году дипломантами всероссийского открытого конкурса “Первые шаги” стали обучающиеся нашей гимназии Ягода Мария и Хавроничева Ксения, которых подготовили учителя Сосновская Т.Г. и Поддельская В.Б.
Олимпиадным движением охвачены практически все обучающиеся гимназии. Эта работа носит системный характер. В октябре мы проводим “Интеллектуальный марафон”, по результатам которого определяем команды детей для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня. Каждый учитель, который взялся готовить обучающихся к олимпиадам, составил индивидуальную программу подготовки к предметной олимпиаде. Программы были разработаны на основании “Требований к индивидуальным программам по подготовке олимпиадников”. Такая предварительная работа дала возможность скоординировать и проконтролировать эту работу.
В конце каждого учебного года мы составляем аналитическую справку, которая даёт возможность оценить результаты деятельности учителей в этом направлении и определить потенциальные возможности обучающихся.
Особое значение придаём выявлению целевых групп потребителей, досконально изучаем запросы потребителей образовательных услуг. Для этого в течение трёх лет проводили изучение мотивов выбора элективных курсов.
Мотивы выбора элективных курсов.
№ п.п. | Мотивы выбора элективного курса | 2003год | 2004год | 2005год |
1. | Желание заняться любимым делом | 65% | 67% | 69% |
2. | Желание развить свои способности | 15% | 10% | 11% |
3. | Желание получить разностороннее образование | 7% | 8% | 15% |
4. | Желание занять свободное время | 20% | 24% | 22% |
5. | Желание найти друзей | 52% | 48% | 55% |
6. | Получить помощь в учёбе | 28% | 19% | 23% |
7. | Желание подготовиться к выбору профессии | 30% | 28% | 31% |
8. | Преодоление недостатков обучения | 26% | 10% | 8% |
9. | Развитие интересов | 38% | 21% | 24% |
10. | Желание дополнить общее образование специальными знаниями | 16% | 20% | 25% |
11. | Добрый педагог | 45% | 38% | 40% |
12. | Узнать новое интересное | 70% | 73% | 75% |
13. | Самореализация | 28% | 25% | 30% |
14. | Духовно вырасти | 15% | 8% | 9% |
Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что дети выбирают элективные курсы с целью больше узнать нового интересного и меньше всего для того, чтобы вырасти духовно. Это печально, но это факт. Исходя из этого, строим свою дальнейшую работу.
Для реализации вариативной части учебного плана изучаем имидж педагога образовательного учреждения: анализируем и отслеживаем методические темы преподавателей, разработанные новые элективные курсы, работу в малой академии наук и с олимпиадниками, участие в педагогических чтениях, фестивалях, конкурсах и т.д.
Кроме этого в гимназии изучается социокультурный портрет потребителей образовательных услуг для способствования развитию педагогической культуры родителей на основе применения различных методов и форм работы с ними. Для этого мы используем родительские собрания и родительский всеобуч.
Все вышеперечисленные исследования, а также многообразие других маркетинговых исследований направлены на изучение рынка образовательных услуг, что способствует максимальному удовлетворению запросов потребителей - родителей и детей гимназии №1.
В течение нескольких лет в гимназии оценивается деятельность по использованию элективных курсов в профильном образовании.
Учителями гимназии разработано и защищено на экспертном совете 47 элективных курсов, которые обеспечивают вариативную часть учебного плана.
Экспертный совет в гимназии был создан в прошлом учебном году. В него вошли самые квалифицированные и опытные учителя гимназии. Его работа регламентируется Положением об экспертном совете, принятом на педагогическом совете гимназии.
Для создания новых программ были разработаны требования к ним и алгоритм написания, соответственно для 2-5-х классов (мастерские), 6-7-х классов (лаборатории), 8-х классов (предпрофильные курсы) и 9-11-х классов (элективные курсы).
Ожидаемый результат изучения любого элективного курса — это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в гимназии и успешной профессиональной карьеры по её окончании будут получены? Какие виды деятельности будут освоены? Какие ценности будут предложены для усвоения вариативных курсов?
Результаты обучения на элективных курсах могут быть сформулированы как в терминах “учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт”, так и в терминах компетентностей. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей — работа в группе, работа с информацией, решение проблем, — можно описать уровень достижении в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса. При преподавании элективных курсов обязательно предусматриваются формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Оценка может выставляться в форме “зачтено / незачтено” и по балльной шкале. Чтобы повысить шансы продвижения курса на рынке образовательных услуг, желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективных курсов согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам. Контролировать уровень достижений учащихся можно такими способами, как:
- наблюдение активности на занятии,
- беседа с обучающимися и их родителями,
- экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных навыков и компетентностей),
- анализ творческих и исследовательских работ,
- анкетирование, тестирование.
Важно использовать оценку промежуточных достижений в качестве инструмента положительной мотивации, а также своевременной коррекции работы учащихся и учителя.
Мы проводим итоговую аттестацию по результатам изучения курса как с помощью специальной зачётной работы (контрольная работа, проект, тест), так и с учётом портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчёты об исследованиях, эссе) и документально подтверждённых достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг. В этом случае конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.
Интересные итоговые способы оценивания предлагает кафедра физической культуры: по окончании обучения в мастерских обучающимся выдаётся свидетельство по “Оздоровительному плаванию”, “Аэробике” и “Баскетболу”. По окончанию курса “Спортивное плавание” выдаётся зачётная книжка, в которой предусмотрены записи об участии в гимназических и городских соревнованиях и разряды.
Сегодня мы можем предложить технологию отслеживания результативности ведения новых вариативных курсов:
- Защита элективного курса на экспертном совете.
- Административный контроль за ведением новых курсов: посещение занятий, подготовка аналитических справок по итогам посещения.
- Творческие отчёты учителей на педагогических советах и заседаниях МО.
- Проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их мнений об элективном курсе.
- Проведение интеллектуального марафона, проектных недель, конкурсов и т.д.
В конце учебного года анализируется результативность вариативной части учебного плана на заседаниях МО и итоговом педагогическом совете. Результаты оценочных исследований, проводимых в гимназии, позволяют сделать выводы, что управление развитием учреждения на основе этих исследований обеспечивает высокую эффективность результатов социо-образовательной деятельности, помогает определить оптимальный ассортимент вариативных образовательных услуг.
Литература
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М. – Белгород, 1995.
- Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2000.