Использование подпрограмм при работе с графикой

Разделы: Информатика


ТЕМА: Использование подпрограмм при работе с графикой.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: научиться использовать операторы GOSUB – RETURN для создания модульных программ с элементами мультипликации (с имитацией движения)

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать и совершенствовать умение использования подпрограмм в создании модульных программ, развивать творческие способности учащихся, навыки совместной работы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать аналитическое мышление, ответственность за работу каждого члена коллектива (в группе), эстетическое воспитание.

ТИП УРОКА: комбинированный урок закрепления и совершенствования новых знаний.

ФОРМА РАБОТЫ: работа по группам (1 час) + практическая работа на ПК (1 час).

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

  1. Таблица “Операторы графики”.
  2. Карточки с заданиями (для группы).
  3. Схема решения задачи.
  4. Рисунок с примерным результатом выполнения задачи.
  5. Программа QBASIC.

ПЛАН УРОКА 1

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос (примерные вопросы и ответы):

  • назначение и правила работы операторов GOSUB … RETURN).
  • что такое подпрограмма?

(Это часть программы, к которой в процессе работы программа может обращаться много раз.

  • как на языке программирования Бейсик записывается вызов подпрограмм?

(GOSUB <номер >, где < номер> указывает начало подпрограммы.)

  • как в языке программирования Бейсик оформляются подпрограммы?

( GOSUB RETURN)

  • правила выполнения подпрограмм;
  • как на языке программирования Бейсик оформляется передача параметров – аргументов?

(50 X=50 : Y=70

60 GOSUB 100 )

3. Групповая работа.

а) постановка задачи;

б) деление класса на группы по 3-4 человека, назначение старшего в группе;

в) работа в группе: обсуждение идеи и способа ее реализации, возможное ее

деление на подзадачи, работа учащихся за столом (результат работы –

подпрограмма);

г) отчёт старшего о проделанной работе (на доске);

д) обсуждение каждой подпрограммы (выявление и исправление ошибок);

е) соединение отдельных частей (подпрограмм) в одной программе.

Задание: Составить сложную задачу “Зимнее утро.”. Основным требованием к программе является наличие в ней отдельных модулей (подпрограмм), позволяющих за счёт изменения входных параметров модифицировать весь рисунок.

Каждой группе выдано:

1. Персональное задание группам:

- написать подпрограмму, рисующую 3-4 ёлки в разных местах экрана.

Использовать подпрограмму, рисующую закрашенный треугольник.(Создание вложенной программы).

- написать подпрограмму “солнце”.

Лучи солнца выходят из точки (0 , 0) случайным образом, их длина ограничена координатами ( 150, 150 ).

- написать подпрограмму, рисующую “Горку” и “Санки”, движущиеся с горки вниз.

2. Схема решения задачи:

3. Рисунок (результат выполнения программы):

Результатом работы каждой группы является подпрограмма, которую представитель группы должен написать на доске и защитить.

Затем соединяем отдельные части (подпрограммы) в одной программе.

ПЛАН УРОКА 2 (практика).

1. Выполнение программы на РС.

Результат групповой работы.

REM Основная программа “Зимнее утро.”

CLS

SCREEN 12

GOSUB 10 : REM Солнце

GOSUB 100 : REM Лес

GOSUB 200 : REM Санки

END

10 REM Солнце

FOR i=1 TO 100

LINE ( 0 , 0 ) – ( RND * 150 , RND * 150), 14

NEXT i

CIRCLE ( 0 , 0 ) , 30, 14

PAINT ( 1 , 1 ) , 14 , 14

RETURN

150 REM Лес

X = 420 : Y = 160 : L = 50 : H = 30

GOSUB 150 : REM Ёлка1

X = 150 : Y = 120

GOSUB 150 : REM Ёлка2

X = 100 : Y = 280

GOSUB 150 : REM Ёлка3

RETURN

150 REM Ёлка

FOR i=1 TO 3

LINE ( X , Y) – (X + L/2, Y – H), 2

LINE – (X + L, Y ), 2

LINE -- ( X , Y) , 2

PAINT (X + L/3, Y – H/3), 2, 2

Y = Y + H

NEXT i

RETURN

200 REM Дорога

LINE ( 250, 10) – ( 200, 430 )

LINE ( 350, 10) – ( 370, 440 )

REM Санки

LINE ( 270, 20 ) – ( 350, 35 ) , 1, BF

X = 270

Y = 20 : Y1 = 35

FOR i=40 TO 4 STEP .1

LINE ( X , Y ) – ( X +80 , Y1 ) , 1, BF

LINE ( X , Y ) – ( X +80 , Y1 ) , 0, BF

Y = Y + .1 : Y1 + .1

NEXT i

LINE ( 270, 390 ) – ( 350, 405), 1, BF

RETURN

2. Подведение итогов.

Обсуждение полученного на ПК рисунка.

Выставление оценок (руководитель группы оценивает каждого члена группы).

Чему мы сегодня научились.