ТЕМА: Использование подпрограмм при работе с графикой.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: научиться использовать операторы GOSUB – RETURN для создания модульных программ с элементами мультипликации (с имитацией движения)
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать и совершенствовать умение использования подпрограмм в создании модульных программ, развивать творческие способности учащихся, навыки совместной работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать аналитическое мышление, ответственность за работу каждого члена коллектива (в группе), эстетическое воспитание.
ТИП УРОКА: комбинированный урок закрепления и совершенствования новых знаний.
ФОРМА РАБОТЫ: работа по группам (1 час) + практическая работа на ПК (1 час).
ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:
- Таблица “Операторы графики”.
- Карточки с заданиями (для группы).
- Схема решения задачи.
- Рисунок с примерным результатом выполнения задачи.
- Программа QBASIC.
ПЛАН УРОКА 1
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос (примерные вопросы и ответы):
- назначение и правила работы операторов GOSUB … RETURN).
- что такое подпрограмма?
(Это часть программы, к которой в процессе работы программа может обращаться много раз.
- как на языке программирования Бейсик записывается вызов подпрограмм?
(GOSUB <номер >, где < номер> указывает начало подпрограммы.)
- как в языке программирования Бейсик оформляются подпрограммы?
( GOSUB RETURN)
- правила выполнения подпрограмм;
- как на языке программирования Бейсик оформляется передача параметров – аргументов?
(50 X=50 : Y=70
60 GOSUB 100 )
3. Групповая работа.
а) постановка задачи;
б) деление класса на группы по 3-4 человека, назначение старшего в группе;
в) работа в группе: обсуждение идеи и способа ее реализации, возможное ее
деление на подзадачи, работа учащихся за столом (результат работы –
подпрограмма);
г) отчёт старшего о проделанной работе (на доске);
д) обсуждение каждой подпрограммы (выявление и исправление ошибок);
е) соединение отдельных частей (подпрограмм) в одной программе.
Задание: Составить сложную задачу “Зимнее утро.”. Основным требованием к программе является наличие в ней отдельных модулей (подпрограмм), позволяющих за счёт изменения входных параметров модифицировать весь рисунок.
Каждой группе выдано:
1. Персональное задание группам:
- написать подпрограмму, рисующую 3-4 ёлки в разных местах экрана.
Использовать подпрограмму, рисующую закрашенный треугольник.(Создание вложенной программы).
- написать подпрограмму “солнце”.
Лучи солнца выходят из точки (0 , 0) случайным образом, их длина ограничена координатами ( 150, 150 ).
- написать подпрограмму, рисующую “Горку” и “Санки”, движущиеся с горки вниз.
2. Схема решения задачи:
3. Рисунок (результат выполнения программы):
Результатом работы каждой группы является подпрограмма, которую представитель группы должен написать на доске и защитить.
Затем соединяем отдельные части (подпрограммы) в одной программе.
ПЛАН УРОКА 2 (практика).
1. Выполнение программы на РС.
Результат групповой работы.
REM Основная программа “Зимнее утро.”
CLS
SCREEN 12
GOSUB 10 : REM Солнце
GOSUB 100 : REM Лес
GOSUB 200 : REM Санки
END
10 REM Солнце
FOR i=1 TO 100
LINE ( 0 , 0 ) – ( RND * 150 , RND * 150), 14
NEXT i
CIRCLE ( 0 , 0 ) , 30, 14
PAINT ( 1 , 1 ) , 14 , 14
RETURN
150 REM Лес
X = 420 : Y = 160 : L = 50 : H = 30
GOSUB 150 : REM Ёлка1
X = 150 : Y = 120
GOSUB 150 : REM Ёлка2
X = 100 : Y = 280
GOSUB 150 : REM Ёлка3
RETURN
150 REM Ёлка
FOR i=1 TO 3
LINE ( X , Y) – (X + L/2, Y – H), 2
LINE – (X + L, Y ), 2
LINE -- ( X , Y) , 2
PAINT (X + L/3, Y – H/3), 2, 2
Y = Y + H
NEXT i
RETURN
200 REM Дорога
LINE ( 250, 10) – ( 200, 430 )
LINE ( 350, 10) – ( 370, 440 )
REM Санки
LINE ( 270, 20 ) – ( 350, 35 ) , 1, BF
X = 270
Y = 20 : Y1 = 35
FOR i=40 TO 4 STEP .1
LINE ( X , Y ) – ( X +80 , Y1 ) , 1, BF
LINE ( X , Y ) – ( X +80 , Y1 ) , 0, BF
Y = Y + .1 : Y1 + .1
NEXT i
LINE ( 270, 390 ) – ( 350, 405), 1, BF
RETURN
2. Подведение итогов.
Обсуждение полученного на ПК рисунка.
Выставление оценок (руководитель группы оценивает каждого члена группы).
Чему мы сегодня научились.