Определение здоровья, которое приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году и которым принято пользоваться до сих пор трактуется следующим образом “здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие”.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.
Реализация важнейших положений Концепции, связанной с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий здоровьесберегающей работы в ДОУ.
Целью психологической службы ЦРР детский сад “Радуга” является создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка. Реализация этой цели положила основу для психокоррекционной и развивающей работы в нашем детском саду.
1. С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. К тому же четвёртый год жизни характеризуется периодом кризиса 3 лет, который может наслоится на период адаптации. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.)
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с одной стороны, и, повышение образовательной нагрузки – с другой, делают проблему привыкания младших дошкольников к условиям ДОУ особенно актуальной.
Уже четвёртый год в нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми впервые посещающих детский сад по программе работы ДОУ по “Повышению адаптивных возможностей детей младшего дошкольного возраста”. Она предусматривает создание условий в ДОУ в период адаптации, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, формирование навыков общения. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса и рассчитаны на 2 этапа.
1 этап – предварительная работа с родителями и педагогами;
2 этап – включение детей в режим ДОУ.
Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация, игры-драматизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включён весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты – логопед, психолог, музыкальный руководитель, Физинструктор, руководитель изостудии), родители детей впервые посещающие детский сад и старшие дети (средняя, старшая, подготовительная группы).
Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции).
2. С целью содействия развивающему образу жизни ребёнка в детском саду в учебно-воспитательный процесс были введены занятия с психологом во всех возрастных группах.
Младшая группа – час эмоциональной зарядки. Основная цель: развитие эмоций, сближение детей друг с другом.
Средняя группа – Психогимнастика. Основная цель: эмоциональное развитие, развитие коммуникативных навыков.
Старшая группа – Гимнастика Ума. Основная цель: развитие коммуникативных способностей, познавательное развитие – мышление, память, внимание, воображение.
Подготовительная группа – Гимнастика Ума. Основная цель: развитие познавательных способностей. Готовность к школе.
Занятия ведутся 1 раз в неделю по подгруппам (8-10 детей) в специально отведённом помещении для групповой работы, в утренний отрезок времени согласно временным и возрастным требованиям.
3. Одной из задач психологической службы ЦРР “Радуга” является усиление работы по обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ее решение послужило основанием для проведения семинара-практикума для педагогов по теме “Индивидуальный подход в воспитании ребенка”: По итогам семинара был доработан и утвержден дневник развития ребенка и введен раздел “Учет типа темперамента”. Анкетирование педагогов и родителей дало возможность определения типа темперамента каждого ребенка. Педагогам даны практические рекомендации необходимые в индивидуальном подходе к детям с разным типом проявления ВНД.
4. Оздоровительную направленность имеет так же коррекционная работа в ДОУ. По результатам диагностики формируется коррекционная группа для решения проблемы.
В ЦРР “Радуга” по результатам диагностики школьной готовности в подготовительной группе была набрана коррекционная группа для повышения мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Задачами работы коррекционной группы являются:
– созревание учебного мотива (желание учиться и посещать школу);
– способность к выполнению основных мыслительных операций;
– развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
– определенный уровень речевого и коммуникативного развития (социальный мотив);
– широкий круг знаний об окружающем мире (учебно-познавательный мотив);
– развитие мелкой моторики.
Для формирования мотивационной готовности необходима работа всего ДОУ включающая в себя:
- Организация экскурсий в школы, знакомство с основными атрибутами школьной жизни;
- Практика посещений детей школьников в детские сады с организацией концертов, совместных мероприятий;
- Развивающие и с/ролевые игры на школьную тематику “Собери портфель”, “Школа”, “Разложи по порядку” и др.
Задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
5. Следующий вид работы, способствующий улучшению эмоционального состояния педагогов и родителей, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам взаимодействия с детьми является тренинговая работа.
Тренинговые работа – модель групповой консультативной работы с педагогами и родителями, являющаяся часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Взрослые достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить проблемы. Анализ различных ситуаций помогает родителям и педагогам взглянуть на себя со стороны “глазами других” и тем самым как бы объектизировать своё поведение. Они начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, снимается напряжение, повышается уверенность в себе, своих возможностях как педагога и родителя, повышается их самооценка и создаётся возможность раскрытия собственного творческого потенциала.
Итак, в решении вопросов профилактики здоровья важное значение имеют различные пути его обеспечения. Здоровьесберегающие технологии психологического сопровождения в нашем ДОУ – это сложившийся системный подход. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания здоровьесберегающих технологий.