Цель - реализовать на практике основные идеи и принципы:
- воспитание ребенка на общечеловеческих ценностях;
- воспитание Ребенка на основаниях духовных ценностей : Добра, Истины, Красоты;
- Облагораживание души и сердца Ребенка;
Преимущество концепции для школы:
- Для учеников - окончив школу выпускник становится гражданином, человеком культуры и нравственности;
- Для педагогов – в возможности саморазвития и развития школы.
“Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее”.
В выборе стратегического направления воспитательной работы педколлекти школы руководствовался идеями педагога- гуманиста, директора Павлышской средней школы, члена – корреспондента Академии педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского.
“Подлинная школа- это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник обьединены множеством интересов”.
(В.С. Сухомлинский)
Мы так начинали! 1 сентября 1990года школа приняла своих первых учеников. Какой быть школе? Этот вопрос волновал всех педагогов школы, стоящих у ее истоков. И мы решили начать делать хорошую школу!
Для того, чтобы создать такую школу, в которой педагоги, ученики и их родители испытывали бы радость от творчества, школу для нравственного и гражданского воспитания, школу совместной деятельности для педагогов, учащихся и их родителей основанной на гуманно – личностной педагогике и педагогике сотрудничества.Так, мы стали создавать Школу Радости и Творчества.
Основателем школы был В.И.Арыков – гуманист, заслуженный ветеран войны и педагогического труда, выдающийся человек и почетный член коллектива.
Этапы развития школы.
Чтобы осуществить замыслы мы начали с создания единого коллектива учителей, учеников и родителей.
1 этап. Коллективно – творческий.
На этом этапе создается гуманно – демократическая воспитательная система, основанная на общечеловеческих ценностях, разработанная доктором педнаук, директором Московской школы №825 В.А.Караковским. Воспитательная работа строилась по программам ориентирам:
1. Земля – общий дом человечества.
2. Малая Родина.
3. Семья – естественная среда развития личности.
4. Труд – основа человеческого бытия.
5. Культура – великое богатство человека.
6. Человек – абсолютная ценность.
Одним из основных компонентов воспитательной системы являлись КТД, праздники, сборы, походы, экскурсии. В этот период стали складываться школьные традиции, которыми гордимся, в их числе самая главная традиция – Праздник школы. На этом же этапе мы стали организовывать самоуправление. Органы самоуправления специально не придумывали и не искали работу для них, мы шли от обратного: от необходимости решить проблему к функционированию органа.
Такой была структура самоуправления:
Для нас было и есть важным не управление, а самоуправление – управление собой: управление своими чувствами, мыслями, поступками, а не командовать окружающими.
Для нас важно, чтобы самоуправление в первую очередь было организовано в классных коллективах, где происходит обучение актива, где каждый может побывать в роли командира – лидера, где ребята учатся быть ответственными, где формируется их активная жизненная позиция. И тогда работа парламента и других органов самоуправления будет эффективной, потому что самоуправление начинает функционировать, как система.
Воспитательная работа по программам ориентирам позволила осуществлять в комплексе экологическое, патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, формировать развитое самосознание и личность. На первой ступени реализовывалась программа “Малая Родина”, для подготовки младших школьников к более полному пониманию того, что является жизненно – ценным для человека. По программе “Этическая грамматика”, автор Шемшурина, проводились часы общения.
Результатом 1 этапа явилось то, что был создан единый дух коллективизма и творчества, отзывы о школе родителей и благодарность учеников – это лучшая оценка нашей работы.
90-ые годы – это период перестройки в стране, период когда стали рушиться традиционные культурные ценности, когда большинство хотело хлеба и зрелищ, тогда мы стали говорить, что образованный но невоспитанный человек – это страшный человек! Такая реальность перестроичного времени подвела нас к пониманию того, что необходимо выстроенную воспитательную систему наполнить очень важными компонентами: философического и культурологического воспитания, цель которого в создании условий для развития Ребенка на основаниях духовных ценностей: Добра, Истины, Красоты. Известно, что культуролоческий и философский подход к организации воспитания строится на принципах Высокой культуры и морали, поэтому мы определили приоритетные направления воспитания в школе:
– создание условий для самореализации
и саморазвития личности
– изменение форм и методов воспитательной
работы, внедрение игровых технологий
– ориентация на вечные абсолютные ценности
– формирования чувства патриотизма, сознания
активного гражданина
– эстетизация школьной среды
– развитие клубной и досуговой деятельности
учащихся.
Отправной точкой в деятельности педагогов стали воспитательные принципы:
1 принцип – ориентация на социально-ценностные отношения.
2 приинцип – принцип субьектности, который предоставляет возможность выбора, для ребенка.
3 прнцип – принятие ребенка, как данности, педключом в подходе к этому принципу является действующий закон 3-хП – принять таким каким он есть, понять, помочь.
Для этого мы начали развивать клубную и досуговую деятельность учащихся, создавая кубы старшеклассников, маленьких интеллектуалов, шахматный клуб, клуб веселых и находчивых, гитаристов, музыкально-литературный клуб Муза”, более активно стали сотрудничать с музеями и театрами, домами культурами города: ДК “Нефтехимиков” и “Строитель”.Интересно работает школьная радиостудия, издается школьная газета “Большая перемена”, участвуем в городских конкурсах и становимся победителями областного конкурса “Лучшая молодежная радиопередача”, которая прозвучала в городском эфире.
Классные руководители стали работать по программе Н.Е.Щурковой “Воспитание школьника”. Работа в педстудиях дала положительный результат, так как учащиеся стали понимать смысл и значимость достойной жизни достойного человека. Мы показываем детям, что есть другой способ прожить эту жизнь,что она строится по другим правилам. ПО каким правилам жить вне школы – решать им. Так как нам бороться с жизнью, которая за пределами школы, глупо, но то, что мы делаем в школе имеет глубокий смысл и значение в профилактике наркомании и антиобщественных явлений. Такая педпозиция и отношение к ребенку нам помогает работать по новому – по программе “Полезные првычки”, осуществлять социально-психологическую коррекцию, ориентировать на выбор лучшего, для этого мы создали городской киноклуб “Колокол” и проводили фестиваль по профилактике наркомании “Как прекрасен этот мир”.
“Воспитание должно опираться на две основы – нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного”. Р.Тагор.
Так выстроенная вопитательная система на основе адаптированных и интегрированных педтехнологий В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой помогала нам достигать высоких результатов в воспитательной работе. Но система не может находиться в статическом режиме, под воздействием мыслей, идей и поисков она переходит в другое состояние, меняется и развивается.Так с 1999 года в школе стала проводиться эксперементальная работа по гуманно – личностной технологии Ш.Амонашвили. Основой эксперемента явилась идея Ш.А.Амонашвили о гуманизации начальной школы. А идея и цель нашей школы в осуществлении еще одного педагогического восхождения, в создании единого гуманно- личностного пространства. Для каждого ребенка будет создан комфортный психолгический климат, условия для духовного восхождения и развития профессиональных задатков. Школа должна стать домом души и сердца Ребенка.
На этом этапе развития мы стали активно сотрудничать с научно – исследовательской лабораторией по проблемам гуманной педагогики при Иркутском государсвенном педагогическом университете и Главном управлнии образованием при администрации Иркутской области. Итогом этой работы было открытие на базе нашей школы филиала лаборатории по гуманной педагогике. Мы делимся своим опытом и обьединяем сторонников гуманной педагогики для совершенствования методической работы. Заседания лаборатории проходят раз в месяц, раз в год проходят выездные заседания областной лаборатории. Руководителем лаборатории в школе является зам. директора школы по научной работе Воронова О.А.
Установлена связь с эксперементальными школами Москвы № 200 и 1714.
Мы приняли участие в первой и второй международных педагогических чтениях по гуманной педагогике.
Для отслеживания результатов эксперемента был создан пакет диагностик по следующим направлениям:
- уровень тревожности( по отношению к школе, к учителю, к опросу на уроке);
- отношение к домашнему заданию;
- уровень учебной мотивации;
- межличностные отношения;
- роль содержательной оценки;
- развитие волевой организации личности школьника;
- отношение “учитель - ученик”.
Критерии оценки развития учащихся был разработан по схеме:
В учебный план внесен новый учебный предмет (школьный компонент) “Уроки духовности”. Составлена адаптированная программа “Урок духовности” на основе разработок по духовному воспитанию А.Лопатиной и М.Скребцовой. Разработаны принципы построения этих уроков. Сейчас эти уроки проводятся в 1-7 классах.
Создан пакет документов по технологии гуманного урока:
- положение гуманного урока;
- приемы гуманного урока;
- этика учителя (установление отношений сотрудничества и взаимодействия, создание атмосферы, опора на успех Ребенка).
Создана система работы с родителями. Это совместное проведение праздников, письма родителям, нестандартные родительскиие собрания, телефонная педагогика, родительский лекторий, заочные семинары. Создан диагностический инструментарий отслеживания отношений с родителями, который состоит из трех блоков:
1 блок – эффективность родительских собраний.
2 блок – родитель – школа.
3 блок – родитель – ребенок.
Итогом работы с родителями стала общественная организация “Родительская забота”.
В школе организовано обучение учителей проведению исследований по развитию личности учащихся и создана творческая по изучению аналитической деятельности учителя и классного руководителя.
Накопленный опыт и результаты нашей работы вывели нас на новый уровень развития, что позволяет нам быть школой равных возможностей:
Школа равных возможностей:
– самоуправление и социализация личности
ребенка;
– гуманно – личностный подход в построении
образовательного процесса;
– физико – математический профиль;
– обучение профессиям: водитель, швея, оператор
ЭВМ;
Самоуправление в школе направлено на социализацию личности ребенка – это одно из важных направлений в воспитательной системе, поэтому одной из методических задач школы является изучение передового опыта по организации самоуправления в классах и школе.Ее реализация достигается целенаправленной работой МО классных руководителей, через проведение семинаров по организации самоуправления, обучение диагностикам по определению уровня сформирванности коллектива, по оределению лидеров в классе, по отношению и оцениванию уровня самоуправления, педсовет “Ученическое самоуправление как форма государственно – общественного управления”.