Программа преемственности в обучении между 1-й и 2-й ступенями СОШ № 20 п. Чульман

Разделы: Администрирование школы


Настоящая программа представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Цели программы:

  • Создание единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
  • Сохранение, обогащение и развитие потенциала, накопленного на 1-й ступени школы.

Основные задачи:

  • Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
  • Создание педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сконструированный в начальной школе “инструмент” (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях.
  • Создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков.
  • Повышение учебной мотивации учащихся в переходный период развития.

Принципы реализации программы.

Реализация программы строится на следующих принципах:

  • Программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы.
  • Информационной компетентности участников образовательного процесса о реализации программы.
  • Включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.

Этапы действия программы:

1 этап (сентябрь-май) - Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы.

2 этап (сентябрь-декабрь) - Формирование единой образовательной среды.

3 этап (январь-май) - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов.

1-Й ЭТАП (сентябрь-май). Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы.

Задачи:

  • Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в основной школе.
  • Изучение личности выпускника начальных классов.
  • Организовать разработку диагностических заданий для выявления уровня ОУУН, предметных умений учащихся 4-5 классов.
  • Организовать обмен опытом работы.

Сентябрь.

Контрольно-методические срезы по русскому языку и математике.

Октябрь.

Классно-обобщающий контроль в 4-х классах.

Социологическое исследование классных коллективов 4-х классов.

Ноябрь.

Контрольно-методические срезы по русскому языку и математике.

Декабрь.

Предварительный подбор кадров для работы в 5-х классах.

Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками.

Январь.

Открытые уроки в 4-х классах.

Контрольно – методические срезы по русскому языку и математике.

Февраль.

Посещение уроков в 4-х классах.

Психолого-педагогический тренинг для педагогов 4-х и будущих 5-х классов.

Март.

Контрольные работы:

  • анализ уровня обученности учащихся 4-х кл.;
  • рекомендации по дополнительной отработке материала.

Формирование команды классных руководителей 5-х классов

Апрель.

Педагогический консилиум по выработке согласованных действий педагогов нач.школы при переходе уч-ся в среднюю; единства педагогических требований по оценке учебной деятельности школьников.

Анализ уровня ЗУН учащихся 4-х классов.

Психологическое тестирование:

  • интеллект;
  • работоспособность;
  • эмоц.личностная сфера;
  • групповая сплоченность;
  • учебная мотивация.

Совещание при директоре

Май.

Педагогическое представление на ученика (учителя 4 кл.)

Общая характеристика класса с учетом внутренней дифференциации уч-ся (одаренные, группа риска. Нуждающиеся в реабилитац. работе).

Психолого-педагогический.консилиум по переводу уч-ся в среднюю школу.

Родительское собрание для будущих 5-х классов.

Комплектование параллели 5-х классов.

2 ЭТАП (сентябрь - декабрь). Формирование единой образовательной среды.

Задачи:

  • Определить индивидуальные цели учителей 5-х классов в решении проблемы преемственности.
  • Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-х классов на предмет его преемственности с начальной школы.
  • Организация задачи психологического развития.
  • Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. Соответствие образовательным стандартам.

Сентябрь.

Окончательное комплектование 5-х классов.

Психолого-педагогический консилиум в параллели пятых классов.

Родительское собрание совместно с учащимися.

Посещение уроков с целью изучения организации учебной деятельности с учетом особенностей периода адаптации.

Входные контрольные работы.

Октябрь.

Посещение уроков в 5-х классах администрацией.

Выделение учащихся группы риска и разработка мероприятий по работе с ними.

Динамическое наблюдение и текущее тестирование.

Психологические тренинги по групповой сплоченности и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Независимая экспертиза по русскому языку и математике.

Ноябрь.

Малый пед.совет учителей, работающих в параллели пятых классов.

Псхолого-педагогический консилиум (разработка индивидуальной траектории учащихся на основе имеющейся информации).

Декабрь.

Установление связей внутри параллели 5-х классов с целью сплочения детей и развития коммуникативных навыков (КТД, спортивные мероприятия, тематические вечера).

3 ЭТАП (январь - май). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов.

Задачи:

  • Изучить индивидуальные особенности и оценить уровень обученности пятиклассников.
  • Теоретическая и практическая подготовка учителей к решению проблемы развития общеучебных умений и навыков учащихся.
  • Изучение уровня готовности пятиклассников к обучению в основной школе.

Январь.

Работа групп педагогической поддержки (математика, русский язык, иностранный язык).

Мониторинг сформированности знаний, умений, навыков учащихся.

Малый пед.совет по итогам 1 полугодия.

Февраль.

Посещение уроков в параллели в 5-х классов администрацией.

Работа групп педагогической поддержки (математика, русский язык, иностранный язык).

Анкетирование учащихся на тему: “Мой пятый класс”.

Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.

Март.

Психологические тренинги по групповой сплоченности и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Индивидуальная диагностика учащихся и консультирование по запросу педагогов и родителей.

Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.

Апрель.

Психологическое тестирование по проблемам группового взаимодействия и школьной тревожности.

Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.

Май.

Сравнительный анализ. Итоговые контрольные работы.

Пед.совет “Проблемно-ориентированный анализ решения вопроса по проблеме преемственности”. Принятие управленческого решения.

Список использованной литературы

  1. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 3, 2001г.
  2. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 3, 2002г.
  3. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 4, 2002г.