Настоящая программа представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Цели программы:
- Создание единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
- Сохранение, обогащение и развитие потенциала, накопленного на 1-й ступени школы.
Основные задачи:
- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
- Создание педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сконструированный в начальной школе “инструмент” (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях.
- Создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков.
- Повышение учебной мотивации учащихся в переходный период развития.
Принципы реализации программы.
Реализация программы строится на следующих принципах:
- Программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы.
- Информационной компетентности участников образовательного процесса о реализации программы.
- Включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.
Этапы действия программы:
1 этап (сентябрь-май) - Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы.
2 этап (сентябрь-декабрь) - Формирование единой образовательной среды.
3 этап (январь-май) - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов.
1-Й ЭТАП (сентябрь-май). Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы.
Задачи:
- Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в основной школе.
- Изучение личности выпускника начальных классов.
- Организовать разработку диагностических заданий для выявления уровня ОУУН, предметных умений учащихся 4-5 классов.
- Организовать обмен опытом работы.
Сентябрь.
Контрольно-методические срезы по русскому языку и математике.
Октябрь.
Классно-обобщающий контроль в 4-х классах.
Социологическое исследование классных коллективов 4-х классов.
Ноябрь.
Контрольно-методические срезы по русскому языку и математике.
Декабрь.
Предварительный подбор кадров для работы в 5-х классах.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками.
Январь.
Открытые уроки в 4-х классах.
Контрольно – методические срезы по русскому языку и математике.
Февраль.
Посещение уроков в 4-х классах.
Психолого-педагогический тренинг для педагогов 4-х и будущих 5-х классов.
Март.
Контрольные работы:
- анализ уровня обученности учащихся 4-х кл.;
- рекомендации по дополнительной отработке материала.
Формирование команды классных руководителей 5-х классов
Апрель.
Педагогический консилиум по выработке согласованных действий педагогов нач.школы при переходе уч-ся в среднюю; единства педагогических требований по оценке учебной деятельности школьников.
Анализ уровня ЗУН учащихся 4-х классов.
Психологическое тестирование:
- интеллект;
- работоспособность;
- эмоц.личностная сфера;
- групповая сплоченность;
- учебная мотивация.
Совещание при директоре
Май.
Педагогическое представление на ученика (учителя 4 кл.)
Общая характеристика класса с учетом внутренней дифференциации уч-ся (одаренные, группа риска. Нуждающиеся в реабилитац. работе).
Психолого-педагогический.консилиум по переводу уч-ся в среднюю школу.
Родительское собрание для будущих 5-х классов.
Комплектование параллели 5-х классов.
2 ЭТАП (сентябрь - декабрь). Формирование единой образовательной среды.
Задачи:
- Определить индивидуальные цели учителей 5-х классов в решении проблемы преемственности.
- Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-х классов на предмет его преемственности с начальной школы.
- Организация задачи психологического развития.
- Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. Соответствие образовательным стандартам.
Сентябрь.
Окончательное комплектование 5-х классов.
Психолого-педагогический консилиум в параллели пятых классов.
Родительское собрание совместно с учащимися.
Посещение уроков с целью изучения организации учебной деятельности с учетом особенностей периода адаптации.
Входные контрольные работы.
Октябрь.
Посещение уроков в 5-х классах администрацией.
Выделение учащихся группы риска и разработка мероприятий по работе с ними.
Динамическое наблюдение и текущее тестирование.
Психологические тренинги по групповой сплоченности и развитию коммуникативных навыков учащихся.
Независимая экспертиза по русскому языку и математике.
Ноябрь.
Малый пед.совет учителей, работающих в параллели пятых классов.
Псхолого-педагогический консилиум (разработка индивидуальной траектории учащихся на основе имеющейся информации).
Декабрь.
Установление связей внутри параллели 5-х классов с целью сплочения детей и развития коммуникативных навыков (КТД, спортивные мероприятия, тематические вечера).
3 ЭТАП (январь - май). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов.
Задачи:
- Изучить индивидуальные особенности и оценить уровень обученности пятиклассников.
- Теоретическая и практическая подготовка учителей к решению проблемы развития общеучебных умений и навыков учащихся.
- Изучение уровня готовности пятиклассников к обучению в основной школе.
Январь.
Работа групп педагогической поддержки (математика, русский язык, иностранный язык).
Мониторинг сформированности знаний, умений, навыков учащихся.
Малый пед.совет по итогам 1 полугодия.
Февраль.
Посещение уроков в параллели в 5-х классов администрацией.
Работа групп педагогической поддержки (математика, русский язык, иностранный язык).
Анкетирование учащихся на тему: “Мой пятый класс”.
Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.
Март.
Психологические тренинги по групповой сплоченности и развитию коммуникативных навыков учащихся.
Индивидуальная диагностика учащихся и консультирование по запросу педагогов и родителей.
Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.
Апрель.
Психологическое тестирование по проблемам группового взаимодействия и школьной тревожности.
Групповые занятия по развитию общеучебных умений и навыков.
Май.
Сравнительный анализ. Итоговые контрольные работы.
Пед.совет “Проблемно-ориентированный анализ решения вопроса по проблеме преемственности”. Принятие управленческого решения.
Список использованной литературы
- Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 3, 2001г.
- Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 3, 2002г.
- Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 4, 2002г.