Цель:
- Формировать умение составлять связный текст из
деформированных предложений.
Учить использовать знания детей о признаках предложения и текста в работе с деформированным текстом.
Проверить умения правильно оформлять на письме предложение , текст. - Учить прогнозированию, умению формулировать
цель урока , планировать свои действия.
Развитие психических процессов: внимания, мышлния, памяти. - Приобщать к чтению книг о птицах. Воспитывать
бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с текстом для слабоуспевающих учащихся (облегченный вариант текста), литература и иллюстрации о птицах, шаблоны человечков для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – о.с.
1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;
2 – локти вперед;
3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
II. Этап актуализации знаний.
1. На доске (справа) записаны признаки текста и признаки предложения.
- О каких понятиях идет речь?
- Наличие группы предложении.
- Смысловая связность.
- Единство темы.
- Наличие основной мысли.
- Заголовок.
6. Есть начало, середина, концовка.
- Группа слов.
- Слова связаны по смыслу.
- Есть законченная мысль человека.
- Правильно, ребята, это признаки текста и признаки предложения. Почему мы о них вспомнили, вы узнаете в процессе работы.
2. – Обратимся непосредственно к нашей работе. (На доске написан текст с деформированными предложениями).
Птицы под снегом.
по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.
косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.
громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.
заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.
в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.
вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.
опять, в, поклюют, снег, и.
заметит, снегом, кто, под, их.
- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?
- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.
- Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу?
(Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах, зимующих под снегом).
Учащиеся выступают с подготовленными заранее рассказами о птицах.
III. Упражнение на расслабление и напряжение мышц.
“Деревянные и тряпичные куклы”.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
IV. Этап целеполагания.
- Давайте вернемся снова к работе. Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом?
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Составить предложения, слова в которых связанны по смыслу).
- А этого будет достаточно, чтобы получился связный текст? (По ходу работы дети обращаются к признакам предложения и текста)
- Так какова же цель нашего урока, а значит цель каждого из вас? (На доске появляется запись цели, предложенной детьми).
Цель: я буду учиться составлять текст из деформированных предложений и грамотно их записывать.
V. Планирование предстоящих действий.
- Для того чтобы составить текст, что нужно сделать в первую очередь (Учащиеся предлагают свои варианты):
1. Собрать из слов первой строчки первое предложение.
- А как это сделать? (Понять, о ком или о чем говорится в предложении, и что он делает).
Например: По болоту скакал заяц. Заяц скакал по болоту.
- Какой вариант лучше? Желательно на первое место ставить слово, называющее того, кто действует.
2.Собрать все остальные предложения.
3. Проверить по признакам, является ли полученное предложением , текстом. (На черновике дети будут делать пометки: 1 –е предложение + или -, 2-е предложение +или – и т. д. )
4. Проанализировать имеющиеся орфограммы.
5. Записать текст.
VI. Выполнение составленного плана действий. (План записан учителем на доске по ходу работы).
VII. Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “ м-м-м”, одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).Выполнять стоя.
VI.1-3. В результате работы получился такой текст.
(Учащиеся зачитывают свои варианты).
Птицы под снегом.
Заяц скакал по болоту. С кочки на кочку, да и бух в снег. Косой чувствует, что под ногами что-то шевелится. С громким хлопаньем крыльев куропатки стали вырываться из-под снега.
До смерти перепуганный заяц кинулся в лес.
В снегу живёт стая куропаток. Они вылетают днем, ходят по болоту, выкапывают клюкву. Опять поклюют и в снег.
Заметит кто их под снегом?
- Получился ли у нас текст? Почему вы так считаете? Докажите.
- А чего так испугался заяц? Какое выражение использует автор, чтобы показать его испуг? Как можно сказать по-другому? (Душа ушла в пятки. Чуть не умер от испуга.)
- Так почему куропатки живут под снегом?
4. Орфографическая работа.
а).Гимнастика для глаз. (по методу Г. А. Шичко)
“Квадрат”. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
“Буратино”. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик носа. Учитель медленно начинает считать от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от восьми до одного, ребята следят за уменьшением носика.
б). – Какие знакомые орфограммы вы увидели в тексте? (Дети называют, анализируют).
- Обратите внимание на такие слова: чувствует, вырываться, шевелится, из-под, перепуганный, поклюют.
в). – Что надо помнить, чтобы правильно оформить предложение на письме?
- Начало предложения с большой буквы.
- Раздельное написание слов на письме.
- Знаки препинания в конце предложения.
- Будем ли мы после каждого слова ставить запятую? Почему? Сколько абзацев у вас будет? Докажите.
- Как абзац показать на письме?
- Если хотите, можете изменить заголовок.
г). Пальчиковая гимнастика.
На доске запись: | Б Бе М У С Б М У С Бе У |
! !!! !!!! !! !!! !! !! !! ! ! !!! |
Буквами обозначено название пальцев: Б-большой, Бе- безымянный, М-мизинец, У - указательный, С - средний, а линиями - количество ударов пальцем по столу.
5. Запись составленного текста.
Предлагаю дифференцированные задания:
1-я группа работает с предложенным текстом.
2-я группа-по карточкам с облегченным вариантом текста.
3-я – устно.
VIII Этап контроля и оценки.
После написания текста дети по плану определяют, верно или нет они действовали. Самооценка.
IX. Итог урока.
- Достиг ли каждый из вас цели? Что было самым трудным в работе?
X. Рефлексия эмоционального состояния.
На обратной стороне доски изображена лестница. На нижней ступеньке - крайне скверно, выше-плохо, затем - хорошо, еще выше - уверен в своих силах, на самой вершине - комфортно. Ребенок берет изображение человечка и прикрепляет на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
XI. Домашнее задание.
Нарисовать 2-3 картинки к тексту, подписать их предложениями из текста.
XII. Массаж биологически активных точек.