Цель: Формирование сознательной положительной Я – концепции учащихся (Я нравлюсь, я способен, я значу).
Задачи:
- Выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
- Развитие навыков коммуникативной культуры.
- Снятие эмоциональной напряженности.
Оборудование и оформление:
- Оформление доски – тема
таблички – “дар природы”, “ голова на плечах”, “умение работать над собой”, “уважение к людям”, “3%”, “97%” - 4 бланка с правилами “Мозгового штурма” (приложение 1)
- 4 бланка ответов для первого задания в группах (приложение 2)
- 4 бланка ответов для второго задания в группах (приложение 3)
- Звезды из бумаги по количеству участников
- Ручки
- Парты расставлены так, чтобы было удобно работать четырем группам
- Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Участники рассаживаются за парты по 6-7 человек по желанию.
- Сегодня мы будем работать в группах, индивидуально, как всегда много общаться и высказывать свое мнение. Давайте вспомним основные правила общения.
Не перебивать, не выкрикивать с места, не переходить на личность, каждый имеет право высказаться и мнение каждого – ценно. Если человек по какой – то причине не хочет говорить – это его право.
II. Психологическая разминка. Упражнение “Комплимент”
- Совсем недавно дарили мы друг другу подарки. Понравилось? Какой подарок был самым запоминающимся?
- А как давно каждому из вас говорили комплименты?
Задание: Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Все внимательно слушают, а тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить, а затем сделать свой комплимент соседу. Если кто – то не готов, он может пропустить ход и сказать комплимент после всех.
- Что вы чувствовали, когда получали комплимент?
Лучше всех
- А теперь сделайте комплимент своей группе, придумайте ей название и напишите его на табличках.
III. Актуальность темы.
- Все любят комплименты, каждый человек стремится к собственной значимости. Это очень важное свойство человеческой природы - страстное стремление человека быть оцененным по достоинству. Если бы наши предки не имели этого страстного стремления, то не было бы цивилизации. Без этого страстного желания мы недалеко бы ушли от животных.
- Именно это стремление заставляет нас носить одежды самых последних фасонов.
- Именно это стремление побуждает многих подростков становиться ворами и убийцами.
- Стремление к собственно значимости делает людей учеными, музыкантами, художниками, дизайнерами, писателями, поэтами.
- Но что же делать сейчас, когда хочется, чтобы тебя заметили, а до карьеры Аллы Пугачевой или Кости Цзю очень и очень далеко? И что выбрать - всю жизнь жить мечтой или жить, руководствуясь принципом “здесь и теперь”?
- Итак, Стремление к собственной значимости или Как стать звездой – тема нашего занятия.
IV. Мозговой штурм “Как я могу стать звездой? ”
- Суть проблемы, я думаю, понятна. А решать мы ее будем с помощью Мозгового штурма. У вас на столах есть бланки для работы, вы выбираете одного человека для записи идей, желательно с хорошим почерком и на работу отведем 7 минут. Это на первый этап, который называется “Генераторы идей”. А так как идей у вас всегда очень много, то на втором этапе мы передаем бланки по кругу и становимся “Аналитиками” - выбираем по три идеи. На эту работу отводим 4 минуты. Итак, каждая группа побывает в роли и Генераторов идей и в роли Аналитиков. После этого – зачитываем, что получилось. Памятки по ведению “Мозгового штурма” у вас тоже на столах. Удачи!
Работа в группах
Обсуждения, запись на доске идей.
V. Необходимые условия для популярности.
- Сейчас мы определили, в каком направлении можно идти. Но достаточно ли только желания? Что еще необходимо, чтобы стать звездой?
Ответы
- Когда про кого – то говорят: “Он нашел свое призвание, он покорил космос, совершил открытие”, мы видим лишь внешние приметы: успех, слава, деньги, аплодисменты – и не знаем, как человек этого добился. Что – то вроде айсберга, девять десятых которого скрыто от людских глаз.
- Продюсер Джонни Старк выделяет четыре качества, помогающие человеку стать популярным: дар природы, голова на плечах, уважение к людям, умение работать над собой. Думаю, в данном случае слово “популярность” можно употреблять не только по отношению к звездам эстрады, но и к нам, обыкновенным людям, стремящимся к признанию
- На ваш взгляд, в процентном соотношении какое качество лидирует?
Ответы
- По мнению продюсера, первые три качества составляют 3% в определении успеха, а последнее – 97%.
VI. Рецепт от “Звездной болезни”
- Вот научились мы танцевать, танцуем с утра до ночи, над неуклюжими одноклассниками подсмеиваясь. Или еще лучше – даже не здороваемся, что с неудачниками здороваться! Началось страшное – Звездная болезнь. Вот уже и друзья куда – то подевались, и самому не радостно от своей “звездности”.
- Представьте, что вы – врачи. И на прием к вам пришел пациент. Вы не знаете о нем ничего, только диагноз – “Звездная болезнь”. Ваша задача – выписать рецепт. В поликлинике на одного пациента отводится двадцать минут, а у нас – не более пяти.
Работа в группах
Обсуждения
Я – звезда
- А сейчас каждому из вас я дам звезду. У каждого будет возможность написать на ней о том, как стать звездой. Вам.
Самостоятельная работа
Прикрепление звезд на доску с озвучиванием
(По желанию)
VII. Итог
- Посмотрите, какое замечательное звездное небо у нас получилось! Я больше не буду ничего комментировать, оставлю вам на личные раздумья. Я просто прочитаю вам стихотворение Дмитрия Голубкова
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
- Мне было очень приятно с вами общаться. Удачи!