Задачи урока:
1. Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной практике.
2. Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа.
3. Научить самостоятельно создавать новое, конструируя и находя рациональные решения путем изменения формы детали на основе анализа прототипа.
Цели:
1. Социальные-ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
2. Личностные-развитие и реализация своих способностей, приобретение веры в себя, навыков работы в микрогруппах.
3. Общеучебные-умение ставить перед собой цель и планировать свою деятельность,
Овладение навыками работы с деталями, ведение дискуссий.
4. Предметные-формирование положительного отношения к черчению, знание основных понятий, выработка умений ими пользоваться.
Оборудование:
– модель трехгранного угла,
– разъемная модель детали с ребром жесткости – тонкой стенкой,
– плакат с изображением детали, рассеченной плоскостью,
– изображение арбуза и яблока в разрезе,
-магнитная доска с моделями,
– отдельные геометрические тела для сборки новых деталей,
– кодоскоп,
– динамический плакат “Соединение вида и разреза”.
Для учащихся: инструменты, принадлежности, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Повторение сведений о сечениях и разрезах.
- Решение проблемной задачи о рациональности построения разреза в конкретном случае.
- Анализ геометрической формы детали, имеющей тонкую стенку.
- Конструкторское задание –
А) аналитическая стадия;
Б) оперативная стадия;
В) синтетическая стадия.
- Выбор детали и выполнение чертежа на три плоскости.
- Закрепление материала, изученного на уроке.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Вступительное слово учителя.
Конструктор – творец нового. Он превращает свой замысел в чертежи, по которым в цехах заводов строят станки, машины, механизмы. Чтобы внести в конструкцию что-то новое, ценное, оригинальное, конструктор должен знать начертательную геометрию, уметь пользоваться справочниками, таблицами, обладать конструкторской смекалкой.
При изучении естествознания, географии, биологии вы выясняли благодаря разрезам строение цветка, плодов, органов человека и животных, строение Земли.
1. Повторение сведений о сечениях и разрезах.
Демонстрация кодопозитивов.
Учащиеся отвечают на вопросы письменно.
- Что показывают в сечении, а что в разрезе?
- Как вид превращается в разрез?
- Правильно ли выполнено соединение вида и разреза?
- Какой разрез изображен на чертеже?
- Рационально ли выполнен разрез данной детали?
- Взаимопроверка тетрадей учащимися.
2. Решение проблемной задачи о рациональности построения разреза в конкретном случае.
3. Объяснение
ответа на последний вопрос – у доски.Спор учащихся – аргументированный.
Объяснение учителя с анализом геометрической формы детали, имеющей тонкую стенку. Сопоставление двух вариантов решения задачи.
– почему не следует засчитывать тонкую стенку?
– как воспринимаем мы изображение с заштрихованной треугольной призмой.
4. Сконструируем деталь с тонкой стенкой.
Двое учащихся на демонстрационном столе составляют из отдельных моделей геометрических тел разные детали.
Учитываем при этом следующее:
Должны быть отверстия, ребра жесткости, плоскость симметрии у детали.
Деталь не должна быть перегружена , мысленно осуществляя различные пространственные операции с предметами , нужно создать гармоничную модель;
Проанализируйте свою модель;
Определите конкретную цель работы, сформулируйте ее.
Поиск приемов решения конструкторской задачи, графическое отображение начальных этапов поиска.
5. Выполнение чертежа выбранной детали под музыку (Н.Римский-Корсаков “Полет шмеля”).
Работа учителя на доске над изометрической проекцией детали с отсечением половины .
Дети работают в тетрадях.
6. Актуализация знаний учащихся в процессе работы над тремя проекциями с применением рационального разреза
.– работа с моделями на магнитной доске,
– работа с динамическим плакатом.
Выполнить чертеж предмета в трех видах, если известны его главный вид и габариты двух других видов.
Выполнить технический рисунок.
7. Подведение итогов урока.
8
. Домашнее задание:Выполнить чертеж детали, состоящей из следующих геометрических тел: двух четырехугольных призм, одной треугольной призмы и цилиндра. Применить рациональный разрез.