Урок черчения в 9-м классе по теме: "Тонкие стенки на разрезе"

Разделы: Технология


Задачи урока:

1. Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной практике.

2. Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа.

3. Научить самостоятельно создавать новое, конструируя и находя рациональные решения путем изменения формы детали на основе анализа прототипа.

Цели:

1. Социальные-ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.

2. Личностные-развитие и реализация своих способностей, приобретение веры в себя, навыков работы в микрогруппах.

3. Общеучебные-умение ставить перед собой цель и планировать свою деятельность,

Овладение навыками работы с деталями, ведение дискуссий.

4. Предметные-формирование положительного отношения к черчению, знание основных понятий, выработка умений ими пользоваться.

Оборудование:

– модель трехгранного угла,

– разъемная модель детали с ребром жесткости – тонкой стенкой,

– плакат с изображением детали, рассеченной плоскостью,

– изображение арбуза и яблока в разрезе,

-магнитная доска с моделями,

– отдельные геометрические тела для сборки новых деталей,

– кодоскоп,

– динамический плакат “Соединение вида и разреза”.

Для учащихся: инструменты, принадлежности, рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Повторение сведений о сечениях и разрезах.
  2. Решение проблемной задачи о рациональности построения разреза в конкретном случае.
  3. Анализ геометрической формы детали, имеющей тонкую стенку.
  4. Конструкторское задание –

А) аналитическая стадия;
Б) оперативная стадия;
В) синтетическая стадия.

  1. Выбор детали и выполнение чертежа на три плоскости.
  2. Закрепление материала, изученного на уроке.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя.

Конструктор – творец нового. Он превращает свой замысел в чертежи, по которым в цехах заводов строят станки, машины, механизмы. Чтобы внести в конструкцию что-то новое, ценное, оригинальное, конструктор должен знать начертательную геометрию, уметь пользоваться справочниками, таблицами, обладать конструкторской смекалкой.

При изучении естествознания, географии, биологии вы выясняли благодаря разрезам строение цветка, плодов, органов человека и животных, строение Земли.

1. Повторение сведений о сечениях и разрезах.

Демонстрация кодопозитивов.

Учащиеся отвечают на вопросы письменно.

  1. Что показывают в сечении, а что в разрезе?

  1. Как вид превращается в разрез?
  2. Правильно ли выполнено соединение вида и разреза?

                         

  1. Какой разрез изображен на чертеже?
  2. Рационально ли выполнен разрез данной детали?

                         

  1. Взаимопроверка тетрадей учащимися.

2. Решение проблемной задачи о рациональности построения разреза в конкретном случае.

3. Объяснение ответа на последний вопрос – у доски.

Спор учащихся – аргументированный.

Объяснение учителя с анализом геометрической формы детали, имеющей тонкую стенку. Сопоставление двух вариантов решения задачи.

– почему не следует засчитывать тонкую стенку?

– как воспринимаем мы изображение с заштрихованной треугольной призмой.

4. Сконструируем деталь с тонкой стенкой.

Двое учащихся на демонстрационном столе составляют из отдельных моделей геометрических тел разные детали.

Учитываем при этом следующее:

Должны быть отверстия, ребра жесткости, плоскость симметрии у детали.

Деталь не должна быть перегружена , мысленно осуществляя различные пространственные операции с предметами , нужно создать гармоничную модель;

Проанализируйте свою модель;

Определите конкретную цель работы, сформулируйте ее.

Поиск приемов решения конструкторской задачи, графическое отображение начальных этапов поиска.

5. Выполнение чертежа выбранной детали под музыку (Н.Римский-Корсаков “Полет шмеля”).

Работа учителя на доске над изометрической проекцией детали с отсечением половины .

Дети работают в тетрадях.

6. Актуализация знаний учащихся в процессе работы над тремя проекциями с применением рационального разреза.

– работа с моделями на магнитной доске,

– работа с динамическим плакатом.

Выполнить чертеж предмета в трех видах, если известны его главный вид и габариты двух других видов.

Выполнить технический рисунок.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание:

Выполнить чертеж детали, состоящей из следующих геометрических тел: двух четырехугольных призм, одной треугольной призмы и цилиндра. Применить рациональный разрез.