Формирование духовно-нравственного мира детей дошкольного возраста на основе культурологического подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.

Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Начиная с 1993 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Поэтому, выбор нашего ДОУ и включение его в областной эксперимент по теме “Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе” не случаен.

Свою работу мы строили, руководствуясь программой “Исток”, разработанной музыкальным руководителем ДОУ Л.В. Насоновой, и методическими пособиями по духовно-нравственному воспитанию С. Афанасьевой “Основы Христианской культуры” и “Храм души моей” Н.А. Андриевской.

В качестве основного направления мы выбрали музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса.

В необходимости использования этих форм в современной практике дошкольного воспитания нас убеждает непреходящая ценность их педагогических и психотерапевтических возможностей. Вся культура России, как народная, так и светская (имеются ввиду лучшие плоды классической культуры), имеет определенное религиозное, христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений.

В результате экспериментальной деятельности было разработано нормативно-правовое обеспечение, создан научно-методический и практико-методический фонд, организована предметно-развивающая среда, налажено сотрудничество с библиотекой Преображенской Церкви города Новокузнецка и кафедрой православного воспитания института усовершенствования учителей, накоплен библиографический видео и аудиоматериал.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников эксперимента: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др.

Анализируя работу за трехлетний период, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Чтобы дети – благословение Божие не стали для них “бедками”.

Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. При участии родителей создан лекторий духовной музыки, хор духовного песнопения “Серебряный колокольчик”.

Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях экспериментальной деятельности.

В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой).

Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.

  • Во-первых, это совместное посещение родителей с детьми Храма, экскурсия, знакомство с внутренним устройством, а в дальнейшем и совместные посещения богослужений;
  • Проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)
  • Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т.д.).

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

Для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении.

Проводимый на базе нашего ДОУ эксперимент показал, что воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.