Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по ее графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Наблюдения психологов и свой личный опыт показали, что 4-5 лет является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Однако во многих случаях эту планку можно снижать до трех лет.
Учитывая возрастные особенности и цели обучения грамоте.
- Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
- Научить детей чтению и письму.
Мной была разработана “Система мероприятий по овладению основами первоначальной грамоты детьми младшего и старшего дошкольного возраста”.
При осуществлении своей работы беру за основу концепцию гуманно-личностного подхода (академик РАН Ш.А. Амонашвили). Как отмечают Ш.А. Амонашвили: “Ребенку нужна любовь, но любовь не обычная, не всякая любовь подойдет, нужна особая “Любовь”, нужно тепло, внимание, но не каждое тепло и внимание пригодится, нужно особое внимание и тепло”.
Главной целью своей работы считаю воспитание эмоционально благополучного, здорового и счастливого ребенка посредством формирования компетенции. Понятие “компетентность” включает в себя:
- Эмоциональное развитие
- Коммуникативные навыки (сотрудников с детьми и взрослыми)
- Развитие познавательной и игровой деятельности
- Поведенческая реакция на изменение привычной ситуации
- Интеллектуальное развитие
- Информационная (умение выбирать наиболее рациональные пути)
Исходя из цели, своими задачами в работе ставлю:
- Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
- Эффективное и свободное развитие способностей каждого ребенка.
- Развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске.
- Обучать детей слабых и сильных без принуждения.
Также главное – это любить Ребенка. Любить его таким, какой он есть. Верить в силы Ребенка и выявлять эту веру в него. Любить его тогда, когда он меньше всего этого заслуживает, то есть использовать личностно-ориентированный подход.
Моя работа осуществляется в трех направлениях:
- Развитие способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в соответствии с программой “Развитие” Л.А. Венгера.
- Формирование компетентности у детей дошкольного возраста по системе мероприятий по овладению основами первоначальной грамоты.
- Индивидуальная работа с родителями, для взаимодействия и учреждения связи учитель – ребенок – родитель.
В первом направлении я ставлю проблему развития способностей ребенка с учетом его индивидуальных способностей. Определяю особенности взаимоотношений воспитателей с детьми (“Анкета для воспитателей” - автор Л.А. Венгер, “Заповеди воспитателя” - автор Ш.А. Амонашвили).
С помощью диагностических методик и собственно разработанных тестов я определяю оценку уровня умственного развития (Приложение 1):
- Для трехлетнего возраста: диагностика по программе “Развитие” Л.А. Венгера.
- Для четырехлетнего возраста: большая книга тестов 4-5 лет – Гаврина С.Е. диагностика по программе “Развитие” Л.А. Венгер.
- Для пятилетнего возраста: “Включение в ряд” - автор А.Л. Венгер, “10 слов” А.Р. Лурия, “Самое непохожее” - автор Л.А. Венгер. Большая книга тестов – Гаврина С.Е. и др.
- Для шестилетнего возраста: Большая книга тестов 5-6 лет Гаврина С.Е., диагностика по программе “Развитие” Л.А. Венгер.
В дальнейшем провожу индивидуальные занятия с использованием “творческих тетрадок”. В них я отображаю результаты работы детей и даю рекомендации родителям
Во втором направлении, наряду с основной программой, я использую свою авторскую систему мероприятий по овладению основами первоначальной грамоты детьми дошкольного возраста.
Считаю, что дети более полно развиваются через практическую деятельность. Почему через практическую? Потому что только тогда, когда дети сами участвуют в процессе поиска, а не пассивно созерцают, становится возможным утверждать, что у детей есть понятие того, что они делают. И лучше всего, когда на занятиях создаются проблемные ситуации, организуется самостоятельный поиск. Проблемные вопросы вызывают у детей определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формировать выводы, строить диалог. Таким образом, я учу детей задавать вопросы, строить грамотные ответы, искать ответ на вопрос.
Для реализации практической деятельности использую приемы: индивидуальные занятия, работа в парах, четверках, коллективные формы работы, так как эта форма предполагает свободное деловое общение между детьми, с учителем, снимает стрессовые, ребенок не чувствует себя исполнителем чужой воли, а выступает ведущим в познавательном процессе, выводящим знания из собственного самостоятельного наблюдения, эксперимента.
В своей работе использую следующие методы: эмоционально-экспрессивный, наглядный, поисковый, исследовательский, метод проб и ошибок.
Большое внимание на занятиях уделяю игре, так как игровая деятельность является преобладающей у детей дошкольного возраста. Это такие игры как: “Найди пару”, “Назови вкусные слова”, “Живые звуки”, “Найди свой домик” и т.д.
Через игру дети изучают звуки, учатся общаться, запоминают новый материал, делают выводы. В игре дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность. Добиваются порой самых высоких для себя результатов. Мной разработаны конспекты занятий и игры. Через игровую деятельность обучаю детей и чтению. Очень осторожно ввожу ребенка в “науку читать”. А потому стараюсь, чтобы книга была не только частой гостьей, но и хозяйкой на занятиях по обучению грамоте. Тем самым у детей появляется мотивация чтения (желание найти, принести, показать, прочитать, рассказать о прочитанной книге), т.е. книга и занятия становятся потребностью.
Благодаря этому у детей подготовительной группы формируется достаточно высокий навык чтения. При этом отмечаю успехи каждого ребенка относительно самого себя, не сравнивая его ни с кем. “Ребенок осознает свое Я, позволяет ощущать себя субъектом своих физических и психологических состояний, переживать свою целостность и тождественность с самим собой” (Психологический словарь М., 1990 г)
Дети изучают звуки, буквы, слоги, мягкие и твердые согласные, имеют понятия гласных и согласных звуков, а также дети уже в средней группе овладевают механизмом чтения в более короткий срок, так как для этого создаются следующие условия:
- На занятиях обучения грамоте дети изготавливают буквы из пластилина, соленого теста, вырезают, обводят, штрихуют, с закрытыми глазами определяют буквы, находят букву по описанию, дописывают буквы, играют с “Гошей” (игрушка для детей с буквами). Эти упражнения помогают в развитии пространственного мышления, образной памяти, мелкой моторики, творчества детей.
- Дети постепенно, каждый в зависимости от своих индивидуальных способностей, учатся читать. Мной подбираются игры, материал, который бы удивлял детей, вызывал всплеск эмоций: приходят герои сказок, звери, которые просят помощи у детей. Этим самым я побуждаю детей взять тетрадь и почитать дома еще и родителям, где дети делятся новыми приключениями, а родителя, в свою очередь, приходят на занятия, чтобы вместе с ребенком порадоваться его успехами. Это позволяет осуществить тесную и плодотворную работу в сложившемся треугольнике: учитель – дети – родители. Чтобы ребенок учился хорошо, он должен заниматься с радостью. Эту радость от общения друг с другом, дети и получают на занятиях.
Хочу добавить, что дети в процессе обучения наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы.
Третье направление – это работа с родителями. На индивидуальных занятиях выясняем проблемы ребенка и совместно с родителями их решаем. Родители приходят на занятия, вместе проводим тесты, где родители видят рост ребенка. Мной разработаны “Творческие тетради” для работы с заданиями. В них я пишу задания детям, этим самым, помогая закрепить пройденный материал, а также сформировать предпосылки и учебной мотивации.
Особенности содержания
Особенностью содержания “Система мероприятий” является её построение по разделам.
Младшая группа
1 раздел направлен на развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка, так как речь детей трёх лет весьма несовершенна (нечеткая, неправильная и невнятная).
2 раздел направлен (как уже упоминалось) на развитие изучения звуков и их узнавание.
а) развитие у детей трёх лет возможности управлять своими руками и пальцами.
Средняя группа
1 раздел направлен на развитие возможностей детей в овладении звуковой культуры речи, значительно расширяется диапазон работы, что связано с решением специфических задач подготовки к обучению грамоте, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи.
2 раздел направлен на элементарную подготовку руки к письму.
Старшая группа
1 раздел – освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая её закономерности.
2 раздел – подготовка руки к письму.
Подготовительная группа
1 раздел – развитие способности ориентироваться в звуковой действительности нашего языка. Дети 6-7 лет, владея умственным действием звукового анализа и качественной характеристикой звуков, свободно оперируют условно-символическими моделями: составляют их из цветных фишек – заместителей, соответствующих обозначений (гласный ударных – просто красная фишка, согласный твёрдый – синяя и мягкий - зелёная), подбирают по заданным моделям различной звуковой конструкции трёх, четырёх и пяти звуковые подходящие слова. Они также знакомятся с анализом предложений, состоящих из 3-5 слов и его графическим моделированием.
2 раздел – введение детей в знаковую систему языка: дети узнают буквы русского алфавита, овладевают механизмом позиционного чтения, впоследствии послоговым и смежным чтением, составляют слова и предложения из букв разрезной азбуки, знакомятся с некоторыми грамматическими правилами.
3 раздел – подготовка руки к письму.
Игры: “Детский мир”, “Зоопарк”, “Магазин”, “Назови пару”, “Назови вкусные слова”, “Жуки”, “Телеграф”, “Улей”, “Получи телеграмму”, “Живые звуки”, “Кто внимательный?”, “Найди свой домик”, “Цепочка слов”, “Поищи слово”.
Принципы
Разработанная мною “Система мероприятий” опирается на ряд дидактических принципов.
Принцип доступности
Этот принцип предлагает знакомство детей 3-7 лет с основными грамматическими законами, в доступноё пониманию дошкольников форме, с учетом их возрастных особенностей и уровнем сформированности основных психических процессов: памяти, речи, мышления.
Принцип систематичности
Принцип систематичности способствует дальнейшему обобщению, формированию первоначальных понятий, (позволяет детям шире ориентироваться в окружающем мире), развитию у детей системы познавательных умений, таких как:
- умение анализировать;
- сравнивать, обобщать по выделенным признакам;
- делать выводы.
Всё это имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения в школе.
Принцип комплексного подхода
Он подразумевает включение в занятия различных видов деятельности (изобразительной, музыкальной), что позволяет ребенку испытывать эмоциональное удовлетворение от сделанного.
Принцип творческого подхода
Этот принцип определяет мою позицию учителя в процессе достижения цели системы разработанных мной мероприятий по обучению грамоте.
Моя позиция заключается в том, чтобы не являться пассивным исполнителем некоторой программы, а быть творческой личностью, которую отличают психологическая грамотность, личностно-ориентированный стиль общения с ребенком, умение использовать нестандартные ситуации, приемы, методы, придавать любой деятельности творческий характер.
Положительно-эмоциональный настрой, который я стараюсь создать на занятиях и в повседневной жизни должен способствовать быстрому и легкому усвоению знаний детьми и переносить их в свободную самостоятельную деятельность.