Цель урока: Проверка знаний учащихся, развитие их творческого потенциала и расширение кругозора.
Урок может проводиться и как внеклассное мероприятие после изучения темы “Тепловые явления”.
Задачи урока:
Образовательные:
- Углубить знания учащихся по теме: “Тепловые явления. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества”.
- Умение применять знания физики в нестандартных ситуациях.
- Связь физических теорий и эксперимента.
- Знание выдающихся ученых физики.
- Формирование навыков взаимоконтроля.
Развивающие:
- Показать разнообразие использования физических знаний в повседневной жизни;
- В игровой форме развивать у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;
- Развитие творческих навыков учащихся, логики, памяти;
- Развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
Воспитательные:
- Формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
- Умение учащихся прислушиваться к мнению друг друга.
- Поднять престиж учащихся, не всегда популярных в классном коллективе.
Оснащение:
Мультимедийный проктор для показа слайд-шоу. Приборы: термометр комнатный, калориметр, психрометр гигрометрический, кристаллы ( выращенные учащимися), пластилин, деревянная ложка, свеча, лёд, модель паровой турбины (изготовленные учениками), символическая банкнота, таблицы, портреты ученых.
Подготовка к уроку. Выбирается ведущий аукциона, помощник, секретарь может быть из учащихся старших классов. Готовятся номера участников, физические приборы, модели, портреты ученых, физические тела продеваемых лотов.
Ход урока.
Приветствие участников аукциона, зрителей “Физических знаний”. Сегодня у нас необычный урок, мы находимся на аукционе.
На экране показывается слайд-шоу: аукцион физических знаний по теме “Тепловые явления”.
Дана справка, что такое аукцион. Обратите внимание, что называется аукционом и правила работы на нем!
(Приложение 1.)
Аукцион – место продажи товаров с молотка.
Правила аукциона: товар продается участнику, который назвал наибольшее количество физических законов данного явления, объяснение было наиболее полное.
Правила игры.
Учащимся класса розданы номера с табличками, в ходе игры при знании правильного ответа, учащиеся их поднимают. Из учащихся класса выбран ведущий аукциона, который озвучивает номера лотов и следит за правильностью ответов учащихся.
Помощник аукциона выносит предметы продажи.
Секретарь аукциона ведет учет проданных лотов номерам участников.
Ведущий называет лот № 1, помощница выносит данный предмет продажи.
Участники поднимают карточки с порядковыми номерами, ведущий называет номер участника, который хочет дать ответ.
Участник аукциона если дает не полный ответ, то поднимает еще номера участники, которые хотят внести существенное добавление.
Лот продается после тройного удара молотка номеру назвавшему большее количество правильных ответов.
Учитель обращается к учащимся, поставьте перед собой цель на урок.
Например:
1) повторить тему количество теплоты.
2) использовать законы физики при объяснении различных физических процессах; применение в практике теорий изучаемых на уроках.
3) расширить свой кругозор.
Лоты разделены на 3 группы:
1 группа – Физические приборы.
2 группа – Наглядные пособия.
3 группа – Ученые изобретатели.
Ведущий аукциона называет лот № 1 и дает пояснение данному прибору,
помощник выносит предлагаемый прибор, на экране показывается слайд с изображением данного прибора.
Группа № 1.
Физические приборы.
Ведущий:
Лот № 1
Этот прибор необходимый в каждом доме. Без него порой трудно сориентироваться как тепло или холодно на улице или в помещении.
Примерные ответы учащихся:
Термометр.
Прибор показывает степень нагретости тела, используется для измерения температур от 0о С. до 50о С.
Так как температура кристаллизации спирта –390 С. Как уличный термометр его использовать не всегда будет возможно. Потому, что температура на улице зимой бывает ниже –390 С. И спирт в термометре замерзнет.
Лот № 2
Ведущий:
Этот прибор прообраз термоса.
Примерные ответы учащихся:
Калориметр.
Примерные ответы учащихся:
Прибор предназначен для работы с тепловыми явлениями.
Состоит: из двух сосудов, разделенные воздушным промежутком, устройство позволяет уменьшить теплообмен, содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.
Использовали: при проверке теплообмена горячей и холодной воды. При расчете удельной теплоемкости вещества.
Лот № 3
Этот прибор есть не у каждого дома, но после изучения данного прибора его многие захотели иметь в домашних условиях.
Психрометр гигрометрический.
Примерные ответы учащихся:
Прибор используется для определения относительной влажности воздуха.
Для определения влажности необходимо посмотреть на показания сухого и влажного термометров. Посмотреть по таблице показание сухого и разности влажного с сухим термометром и найти значение влажности в %.
Прибор используют в музеях, хранилищах, теплицах, научных лабораториях, в кондитерском производстве, в медицине, где влажность воздуха имеет значение.
Группа №2.
Наглядные пособия.
Лот № 4.
Кристалл.
Примерные ответы учащихся:
Кристаллы эксклюзивный экспонат выращенные учащимися.
Твердое состояние вещества сохраняет форму и объем.
Кристаллизация: переход из жидкого в твердое состояние.
Имеет четкую кристаллическую решетку.
Лот № 5
Пластилин. Вещество, используемое в детском творчестве.
Примерные ответы учащихся:
Аморфное тело, тело не имеющее четкого кристаллического строения.
Промежуточное состояние между твердым и жидким состоянием вещества.
Нет определенной температуры плавления.
Даже при небольших деформациях меняют свою форму.
Лот № 6
Деревянная ложка.
Необходимый предмет в хозяйстве, используемый для еды.
Примерные ответы учащихся:
дерево имеет по сравнению с металлом меньшую плотность.
Обладает плохой теплопроводностью. Теплопроводность – передача энергии, частиц от более нагретых участков тела к менее нагретым, в результате теплового движения.
Лот № 7
Свеча.
Купивший этот лот, предмет может пригодиться для праздника.
Примерные ответы учащихся:
Свеча, изготовленная из парафина, парафин имеет плотность 900 кг/м3
Относится к аморфным телам.
Используется при наблюдении излучения. Излучение – может осуществляется в полном вакууме передачи энергии во все стороны.
Лот № 8
Лед.
Данное твердое соединение не только красивое, но и полезное, например в кулинарии. Примерные ответы учащихся:
Твердое агрегатное состояние воды.
Кристаллическое соединение температура кристаллизации 00 С.
Имеет четкую кристаллическую решетку.
Лот №9
Модель паровой турбины.
Модель паровой турбины уникальная модель разработана учащимися.
Примерные ответы учащихся:
Модель теплового двигателя используется для превращения внутренней энергии топлива в механическую.
Состоит устройство: вал насажен на диск, по ободу которого закреплены лопатки.
Около лопатки расположены трубы – сопла, в которое поступает пар из котла. Струи пара, вырывающиеся из сопел, оказывают значительное давление на лопатки и приводят диск турбины в быстрое вращательное движение. Это и есть механическое движение. Имеет мощность 1200000 кВт и более.
Частота вращения вала турбин достигает 3000 оборотов в минуту. Постепенно находят все более широкое применение газовые турбины, в которых вместо пара используются продукты сгорания газа.
Лот №10
“Фюзикс-денежная единица по физике.”
Примерные ответы учащихся:
Используется как шпаргалка при решении задач по теме количество теплоты.
На банкноте представлен портрет Джеймса Джоуля, формулы процессов: сгорания топлива, нагревания и охлаждения тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, испарение жидкости и конденсация пара.
Лот № 11
Таблицы, необходимые для решения задач.
3 группа
Учёные и изобретатели.
Лот №12
Портрет знаменитого английского учёного (показывается портрет ученого без его фамилии)
Примерные ответы учащихся:
Портрет Джеймса Джоуля , ученый в честь которого названа единица измерения количества теплоты.
Лот № 13
Портрет знаменитого английского изобретателя (показывается портрет изобретателя без его фамилии)
Примерные ответы учащихся:
Джеймс Уатт изобрел и усовершенствовал паровую машину.
Проводится рефлексия. Достигли ли учащиеся своей цели?
Подводится итог, секретарь называет номера и фамилии участников, купивших лоты;
Фамилия учащихся, изготовивших приборы, участвующих в экспериментальной работе.
Выставляются оценки.