Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Разделы: Работа с дошкольниками


Идеи социального партнерства и гумманизации социкультурного пространства начинают все активнее завоевывать место в программах развития образовательных учреждений, озабоченных вопросами гармонизации отношений между всеми участниками воспитательного процесса и социальными группами в ближайшем окружении, в микрорайоне. Удовлетворение разнообразных интересов детей в эстетической, эмоциональной, интеллектуальной, трудовой и других видах деятельности в ДОУ приобщение к опыту содержательного досуга детей и их родителей, расширение социокультурного пространства – все это является факторами развития позитивного социума. В настоящее время в системе образования “прорастают” идеи социального партнерства, которые могут быть использованы в деятельности дошкольного учреждения.

Несогласованность действий семейного и общественного институтов, ослабление ответственности родителей за воспитание и образование детей повлекли неконструктивное взаимодействие между ДОУ и родителями.

В современных условиях реформирование образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации вышеуказанных функций всеми участниками педагогического воздействия, в том числе и родителей.

Разрешение данного противоречия возможно при условии единого управления и партнерского взаимодействия его участников (включая ближайший социум).

Признавая значимость разработанных подходов к данной проблеме, следует учесть, что управленческая деятельность по вопросу взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей) остается неразработанной, но максимально востребованной и представляет практическую значимость.

Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности дошкольника и взаимно обогащающим педагогов и родителей. Разнообразные формы работы с семьями, с учетом их особенностей, вносят в педагогический процесс атмосферу светского воспитания, где родителей уважают, а ребенка любят, бережно и с пониманием относятся к его интересам, потребностям, возможностям.

Презентация семьи

Презентация (лат.) – общественное представление чего-либо, нового, недавно появившегося, созданного.

Семья – форма организация совместной жизни людей в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта.

Целью “презентации семьи” является:

  • Улучшение взаимоотношений в семье;
  • Установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей;
  • Развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей, роли отца, матери, братьев, сестер, бабушки, дедушки и других членов и творческого восприятия семейных ценностей;
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

Новая форма работы с родителями “презентация семьи” была предложена автором валеологической программы “Здравствуй!” М.Л. Лазаревым и рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. “Презентация семьи – прием программы (ритуал), по которому каждому ребенку и его семье в течение двух лет посвящается две недели”.

Подготовка к презентации включает в себя:

  • Выставку семейных фотографий;
  • Контурный обвод тела ребенка;
  • Знакомство с любимой книгой и ее чтение;
  • Знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка;
  • Выставку совместных работ ребенка и членов семьи.

Алгоритм проведения презентации семьи.

  • Просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий членов семьи.
  • Проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми.
  • “Угадай-ка” – найти среди нескольких чужих фотографий, фотографию ребенка, когда он был маленький.
  • “Пресс-конференция” - вопросы детей к членам семьи.
  • Рассказ о традициях семьи.
  • Приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством мамы.

“Научная конференция “Мудрые совы и совята”

Наука – сфера человеческой деятельности, выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему.

Конференция – собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп.

Цели:

  • Развитие потенциальных возможностей ребенка, его способности к обучению и постижению мира через воспитание самостоятельности, добросовестности, творчества.
  • Вооружение детей разносторонней, доступной возрасту информацией с умением ее добывать и правильно интерпретировать.
  • Развитие коммуникативной деятельности с различными видами общения (со взрослыми, с детьми разного возраста и пола).
  • Установление тесного взаимодействия с родителями, ориентация их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком.

Как удовлетворить жажду познания маленьких “почемучек”? Как сделать, чтобы интеллектуальная деятельность и ее результаты вызвали активный отклик у детей, доставили им удовольствие и радость, чтобы дети испытали “палитру интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектом, интерес к нему, радость познания и открытий. Такая форма работы как “научная конференция” способна решить эту проблему.

Для детей и родителей старших и подготовительных групп предлагается выбрать тему “доклада”, с которым они могут выступить перед детьми, педагогами и родителями своей группы. Решением большинства голосов, 1 – 2 ребенка с группы выбираются участниками “научной конференции “Мудрые совы и совята”. После выступлений “докладчикам” задаются вопросы всеми присутствующими, на которые они отвечают вместе с родителями. Все участники “научной конференции” награждаются орденом “Мудрого совенка”.

Семейный кружок дизайнообразования “Журавлик”

Кружок – группа людей, объединившихся для совместных занятий.

Дизайнообразование – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды в процессе обучения.

Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Почему дети любят занятия по труду? Да потому, что у него появляется возможность побыть взрослыми, самостоятельными, проявить свои способности и собственными руками создать “ эксклюзивную поделку”. Работая по технологии “Художественное конструирование” дошкольники старшей группы осваивали основы бумагопластики, изонити и изготовления поделок из природного материала. И каждый раз выставки детских работ поражали родителей и вызывали желание сделать подобную поделку с ребенком дома. Но как часто бывает у взрослых: не хватает времени, терпения и знаний по их изготовлению, а дети, забыв последовательность хоть одного этапа работы, утрачивают интерес к деятельности. И поэтому для неравнодушных родителей и трудолюбивых детей старших и подготовительных групп один раз в неделю стал действовать кружок дизайнообразования “Журавлик”. Такая форма работы дает не только возможность научиться семье, как украсить дом и стол к празднику, сделать картинку и сувенир в подарок своими руками, но и лишнюю минутку побыть, вместе занимаясь интересным общим делом, оценить свои возможности и способности ребенка, а также создать дружный коллектив родителей и детей в детском саду.

Родители и дети первого года обучения знакомятся с искусством складывания бумаги – оригами. Вначале это изготовление несложных поделок из узкого листа бумаги, затем – более сложных методом складывания. Когда техника оригами освоена, кружковцы учатся оформлять стол к различным торжествам применяя специфичные для данного праздничного стола предметы, салфетки из бумаги и ткани разного цвета и фактуры. На втором году обучения начинается работа по созданию панно и картин в технике оригами, изонити, а также с использованием пластилина и изготовлению сувениров из природного материала.

День рождения группы

День – календарная дата, связанная с каким-нибудь событием.

Рождение – появится, возникнуть.

Группа – совокупность лиц объединенных по какому-нибудь признаку.

У каждого есть свой день рождения. В детстве мы ждем его с нетерпением, считая денечки, потому что знаем, будет веселый праздник с подарками и угощением и обязательно придет много гостей. А если двухлетние малыши пришли первый раз в группу, познакомились со своими “детсадовскими мамами”, у каждого появилась новая кровать, кабинка, свой стул, ну разве это не рождение? Да это рождение нового детского коллектива детей и взрослых.

Для каждой группы дата рождения своя. А определили ее родители вместе с воспитателями по разным причинам: в одной группе решили, что днем рождения будет тот день, когда в группе малыши во время утреннего приема уже не будут плакать, в другой – когда появился аквариум с золотой рыбкой, в третьей – когда вместе дети и родители собрались на вечерние посиделки. Даты рождения разные, а традиции одни. В этот день дарятся подарки, и взрослые вместе с детьми отмечают его песнями, танцами, играми.