Урок краеведения для 6-го класса.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с особенностями поверхностного строения Челябинской области и его причинами;
- с историческими этапами и процессами формирования поверхности Челябинской области.
Развивающие:
- продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями предлагаемых учебных пособий;
- способствовать развитию образного мышления, пространственного воображения.
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к объектам природы.
Оборудование: Физическая карта Челябинской области, таблица “Схематичный профиль рельефа Челябинской области”, геохронологическая шкала, коллекция минералов и горных пород Челябинской области.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Термины и понятия: Рельеф, равнина, горы, низменность, шкала высот, абсолютная высота, геологическое время, геологические процессы, горные породы.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
ХОД УРОКА
I. Повторение материала предшествующего урока.
II. Активизация знаний из курса физической географии за 6 класс.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление учебного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент; повторение учебного материала предшествующего урока; определение темы и формулировка целей настоящего урока;
На доске перед учащимися висит административная карта России, физическая карта России и физическая карта Челябинской области.
Учитель: Дорогие ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали географическое положение Челябинской области. В домашнем задании вам нужно было отметить границы области на контурной карте, перечислите, пожалуйста, соседей Челябинской области.
Учащиеся. Открывают контурные карты [6], отвечают, называя соседские территории: Свердловская область, Курганская область, Казахстан, Оренбургская область, Башкортостан. Учитель: А теперь покажите, пожалуйста, на административной карте России территорию нашей области, найдите эту же территорию на физической карте России. Каковы особенности территории нашей области?
Учащиеся. Отмечают, что небольшая часть территории области в западной части - это горы Южного Урала, большая часть области – это равнина. На территории области много озёр, реки текут в трёх направлениях. Большая часть рек направлена на восток и они несут свои воды в Северный Ледовитый океан, часть, по реке Урал, - в Каспийское море, и небольшая часть - это горные реки, которые текут в западном направлении, в бассейн реки Волги.
Учитель: Итак, мы с вами убедились в том, что территория нашей области очень неоднородна, она на самом деле отличается большим разнообразием природных комплексов. А вот почему это произошло, в чём причина, нам придётся сегодня это выяснить. Мы сегодня познакомимся с особенностями рельефа нашей области, познакомимся с историей его формирования.
II. Изучение нового материала.
Учитель:
Таганай, Таганай, Таганай
Прямо в небо летит — догоняй!
И зубцами гранитными брезжит,
И глаза недоступностью режет.
Строки этого стихотворения уральский поэт посвящает знаменитой вершине Южного Урала - Таганаю. Ребята, есть среди вас те, кто бывал в этих легендарных местах. Что вам запомнилось из вашего путешествия?
Учащиеся. В классе обычно находятся ученики, которые сами или их близкие родственники и знакомые бывали в национальном парке Таганай. Ученики говорят о чудесной, сказочной природе этих мест.
Учитель: Итак, мы знаем, что на территории нашей области находятся красивейшие горы Южного Урала. А теперь давайте посмотрим, чем представлена остальная территория области, для этого мы воспользуемся атласом Челябинской области [5] и откроем стр. 8 “Рельеф”. Попытаемся проанализировать изменение рельефа на территории области. Какими средствами на физической карте показывается рельеф? Какие значения высот распространены на территории области?
Учащиеся. Учащиеся вспоминают материал физической географии 6 класс тему “Рельеф”. Находят цветовую шкалу высот и глубин. Отмечают самые высокие вершины, средние высоты равнин, низменные участки.
Учитель: Можно ли выделить на территории области крупные природные комплексы, отличающиеся друг от друга рельефом? Если можно, то какие?
Учащиеся. Находят на физической карте самую возвышенную часть на западе - это Уральские горы с отметками более1000 м, высшая точка г. Нургуш 1406м.
В средней части области полосой вдоль восточного склона Уральских гор располагается Зауральская холмистая возвышенная равнина(400-200м). Восточная граница области находится уже на территории Западно-Сибирской низменности с отметками высот от 190м до 130 м над уровнем моря.
Учитель: Итак, можно сделать вывод, что по разнообразию рельефа в области выделяется три участка - горная часть, холмистая возвышенная равнина и низменность. А сейчас мы с вами зарисуем схематичный профиль поверхности Челябинской области, который изображён на учебной таблице. Учитель показывает профиль, ученики переносят схематичный рисунок в тетрадь. Разобраться в причинах современного строения территории нам поможет история.
У вас на парте лежит текст, в котором изложена краткая история происхождения Уральских гор. У меня на столе - образцы горных пород, свидетелей описываемых событий. Нам с вами предстоит поработать с этим текстом и выделить исторические этапы формирования гор Южного Урала. Результатом нашей работы будет заполненная таблица
Время | События | Горные породы |
Предлагаемый текст:
“Более 600 миллионов лет назад на месте современного Урала было безбрежное море, дно которого то медленно опускалось. То поднималось; на нём откладывалось много ила, песка, известняка. Извергались подземные вулканы, и раскалённая лава потоками растекалась по дну моря.
В конце палеозойской эры (300-360 млн. лет назад) Урал очень изменился. Медленно, в течение нескольких миллионов лет поднималось дно древнего моря. Первоначально выросли горы высотою 4000-5000метров над уровнем моря.
В пермский период палеозойской эры поднятое дно моря было смято в складки
Русской и Сибирской платформами. Прорывая осадочные породы, известняки и песчаники, из глубины земли на поверхность хлынула лава. Учёные считают, что под боковым давлением платформ породы смялись и поднялись из недр земной коры. Так выросли древние Уральские горы, безлесные, высочайшие, протянувшиеся от Северного до Каспийского моря.
Прошли ещё сотни миллионов лет. В течение мезозойской эры (150 млн. лет назад) Урал активно разрушался от деятельности ветров и воды, пока не сравнялись километровые горы.
Кайнозойская эра (66 млн. лет) – новый период создания гор, “второе рождение” Урала. Потоки лавы хлынули из недр земли, медленно поднялись новые горные цепи. Эти поднятия усилились к концу периода и привели к созданию “омоложенных” Уральских гор. Их вершины вновь стали остроконечными, а склоны- крутыми или ступенчатыми. Образовались молодые речные долины и котловины озёр. Конфигурация рек около 2-1,5 млн. лет назад стала соответствовать направлению течения современных рек. Во многих местах древние кристаллические породы вышли на поверхность.
На помолодевшие Уральские горы в четвертичный период кайнозойской эры опустилась великая зима. Горы Урала покрылись снегами и ледниками. Льды двинулись с севера и поползли по горным вершинам, разрушая скалы. Молодой Урал утонул во льдах.
Несколько раз льды то наступали на горы , то отступали. После великой зимы Уральский хребет уже почти не имел неприступных, остроконечных круч. Льды опрокинули некоторые горы, сгладили вершины, разрушили кряжи. Когда-то неприступный Урал, напоминающий современный Кавказ, принял современную форму.”
Заполнение таблицы лучше делать поэтапно и последовательно. Ученики поочерёдно зачитывают записываемый материал, при этом учитель знакомит учеников с образцами горных пород, записывая названия в таблицу на доске - фауноносные известняк, вулканическая лава, туф, вулканические бомбы, гранит, гранодиорит, сиенит, угли, песчаник, алевролит, сланцы, конгломерат и др.
III. Закрепление учебного материала.
А теперь попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Для этого прошу составить три наиболее существенных вопроса по новому материалу, подготовив на него свой ответ.
Несколько вопросов озвучивается на весь класс, желающие - отвечают. Всем предлагается обменяться своими вопросами с соседом по парте и найти в новом материале ответы на них.
Учитель: А вот и мои вопросы:
Какие формы рельефа выделяются на территории Челябинской области?
Как выглядела территория современного Южного Урала в далёком геологическом прошлом?
Какие процессы участвовали в формировании Уральских гор?
Почему Уральские горы невысокие?
Какими горными породами сложена территория Челябинской области?
Вопросы на учебных карточках раздаются ученикам для выполнения домашнего задания.
IV. Домашнее задание
1. Ребята, многие из вас во время каникул путешествуют по нашей области, ездят в гости к родственникам или знакомым при этом часто фотографируете памятные места. Ваши снимки, произведённые на местности, могут отражать различные компоненты природы, в том числе и рельеф. Прошу вас подобрать фотографии различных пейзажей нашей области. Внимательно рассмотрев, определить форму рельефа изображённого места –
а) горы Южного Урала;
б) Зауральская холмистая равнина;
в) Западно-Сибирская низменность.
2. Принести образцы горных пород, найденных во время экскурсий, походов, прогулок на территории нашей области.
3. Нарисовать иллюстрации к таблице “Происхождение Урала”.
4. Приготовить ответы на вопросы учебной карточки.
Список литературы:
- Корецкая Т.Л. Земля Уральская: Энциклопедия для детей.- Челябинск: ОАО “Юж.-Урал. Кн. Изд-во”, 2004.
- Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002
- Левит А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, Юж- Урал. изд. – торг. дом , 2001
- Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: “Абрис”, 2004
- Познай свой край. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: “Абрис”, 2002
- Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: “Абрис”, 2001.