Цели:
- вычислить значение коэффициента полезного действия электрического нагревательного прибора при различной нагрузке (мощности),
- исследовать зависимость коэффициента полезного действия от мощности электрического нагревательного прибора (электрического чайника типа TEFAL).
План урока:
- Организационный момент.
- Краткое вступление учителя.
- Объявление темы.
- Теоретическое обоснование темы.
- Изучение устройства и принципа действия электрического чайника типа TEFAL.
- Ознакомление с набором приборов.
- Назначение и порядок пользования приборами.
- Повторение основных положений техники безопасности.
- Выполнение работы.
- Обсуждение результатов эксперимента.
- Построение графика.
- Подведение итогов работы.
- Рекомендации учителя для пользователей электрических чайников.
Методические цели урока:
- Добиться усвоения понятия коэффициента полезного действия.
- Продолжить формирование навыков осуществлять физический эксперимент.
- Развить интерес к исследовательской деятельности.
- Научить использовать результаты исследований в повседневной жизни.
- Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах.
- Закрепить знания основных положений техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Приборы и материалы.
- Штатив с лапкой и муфтой.
- Термометр.
- Измерительный цилиндр.
- Лабораторный автотрансформатор.
- Ваттметр.
- Электрический чайник типа TEFAL.
- Ведро с водой.
- Часы с секундной стрелкой (секундомер).
- Калькулятор.
Порядок выполнения работы.
Подготовительный этап.
- Укрепить термометр в лапке штатива.
- Измерить температуру воды в ведре (начальная температура).
- Собрать экспериментальную установку (лабораторный автотрансформатор, ваттметр, электрический чайник).
4. Получить разрешение преподавателя на проведение опытов.
Основной этап. Опыт № 1.
- Используя измерительный цилиндр, налить в чайник 0,5 литра воды (0,5 кг воды).
- Одновременно включить установку в электрическую сеть и запустить секундомер.
- С помощью автотрансформатора и ваттметра установить мощность 500 ватт.
- Через промежуток времени, равный 100 секундам, выключить установку (вынуть вилку из розетки).
- Измерить температуру воды в чайнике.
- Вылить воду из чайника в раковину.
- Результаты опыта заносим в таблицу и вычисляем коэффициент полезного действия, используя формулу , или , где
- Выполняя пункты (1 – 7), проделываем опыты № 2 (мощность 1000 Вт),
- Заполняем таблицу и строим график зависимости коэффициента полезного действия от мощности.
- Изучая график, делаем вывод.
- Ученики обсуждают этот вывод, выдвигают гипотезы, высказывают свои мысли и приходят к правильному решению – использование нагревательного прибора с большой мощностью способствует экономии электрической энергии.
Таблица.
№ п/п |
P |
|||||
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
№ 3 (мощность 1500 Вт ), № 4 (мощность 2000 Вт),
Вывод: чем больше мощность чайника, тем больше коэффициент полезного действия.
Заключительный этап.
Учитель рекомендует ученикам рассказать родителям о результатах своих исследований и попросить родителей приобрести для кухни современный чайник большой мощности (2200 ватт) в целях: 1) быстрого приготовления чая (кипятка), 2) экономии электрической энергии.
Примечание. Лабораторная работа физпрактикума в 10 классе рассчитана на два академических часа, проводится группой учеников в составе (2-4) человек под руководством учителя. Кабинет физики должен иметь евророзетки, подключенные к трехпроводной электрической сети. Ученики обязаны строго соблюдать правила техники безопасности: только при отключенном чайнике (вилка вынута из розетки) разрешается наливать воду в чайник, измерять температуру воды, выливать воду из чайника, запрещается прикасаться к чайнику в то время, когда он включен в электрическую сеть.
Литература:
- Касьянов В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
- Энциклопедия для детей. Техника. – М.: Аванта +, 2001.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2002.
- Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М.: ВАП, 1994.