На уроках физической культуры невозможно научиться безукоризненному выполнению того или оного упражнения, только слушая объяснения учителя или наблюдая за показом двигательного действия на примере. Вместе с тем, отработанная технология обучения двигательным действиям непосредственно не связана с теоретическими знаниями в области физической культуры, которые входят в программный материал и необходимы в будущей жизни школьника.
Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме “Физические качества человека” и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития. Анализируя свои действия, они самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи: ознакомиться с физическими качествами и научиться определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества.
Содержание урока.
Урок начинается с организованного входа в спортивный зал. Затем следует быстрая ходьба, медленный бег, ходьба с выпадами вперед и в стороны, передвижения приставными шагами, ходьба спиной вперед, бег с захлестыванием стопы, ходьба на носках, переменный шаг с подскоком с круговыми движениями рук назад. После этого быстро, за 5-10 секунд, учащиеся организованно разбирают баскетбольные мячи из определенных мест спортивного зала и становятся врассыпную (по точечной разметке пола).
Перед выполнением ОРУ кратко подводится итог предыдущей двигательной подготовки: “Мы подготовили к дальнейшим действиям суставы и мышцы ног и включили в работу сердце”.
- Из упора присев, кисти рук на баскетбольном мяче, лежащем на полу, поочередно отставляя ноги назад, принять положение упора лежа. Толчком обеими ногами вернуться в и.п. Выполнить 10 раз.
- Из и.п. лежа на спине, руки с баскетбольным мячом вверх, подняться в сед, достать мячом носки ног. Медленно вернуться в и.п. Выполнить 10 раз.
Прокомментировать сделанное: “Мы выполнили два упражнения на развитие силы мышц…” (рук, ног, брюшного пресса).
- Из и.п. о.с. подбросить мяч вверх и, хлопнув перед собой в ладоши, поймать. То же, но выполнить второй хлопок за спиной и т.д.
- Из и.п. стоя ноги врозь, наклониться вперед, мяч в руках сзади на уровне коленей, бросить мяч вперед между коленями и поймать. Выполнить10 раз.
Делается лаконичный вывод: “Мы выполнили два упражнения и старались выполнить их ...как?” (как можно быстрее).
- Из и.п. стоя ноги врозь в наклоне вперед перекладывать мяч между ногами по восьмерке.
- То же с закрытыми глазами.
Подводится черта “Мы выполнили два
упражнения на развитие координации действий с
мячом”.
Из и.п. сидя на мяче, руки на мяче сбоку, прыжки
в приседе. Выполнять до небольшой усталости.
И опять краткий итог: “Мы выполнили два упражнения на развитие…” (выносливости).
После выполнения упражнений с мячами проводятся соревнования с акцентом на развитие одного из физических качеств.
Соревнование на развитие быстроты
Передачи мячей в парах одним из указанных способов: какая пара быстрее выполнит заданное количество передач. Упражнение выполняют после построения класса в колонну по два.
Соревнование на развитие силы
Гонки в упряжках на войлочных волокушах. Эту и две следующие эстафеты выполняют четыре команды. В целях безопасности гонки проводят по прямой. Вариант: перемещение волокуши с партнером двумя учащимися.
Соревнование на развитие координационных способностей
Эстафета с броском в баскетбольное кольцо до попадания. Использовать разные способы броска: одной рукой после ведения или с места, двумя руками от груди с места.
Соревнование на развитие выносливости
Челночный бег с ведением баскетбольного мяча и перекладыванием кубиков на полу по разметке согласно схеме.
Подводя общий итог соревнования и эстафет, определить с учащимися, какое из упражнений направлено на развитие того или иного физического качества.
На следующем этапе ознакомления с физическими качествами проводится подготовительная часть урока на тренировку их развития. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя устанавливают и раскладывают соответствующее оборудование и инвентарь Учащимся предлагается самостоятельно выполнять упражнения, условия которых даны в карточке-задании.
Эти упражнения распределены в зависимости от их направленности на развитие преимущественно того или иного физического качества (силы, быстроты, гибкости, ловкости) и должны удовлетворять требованиям количественного и качественного критериев.
В карточке-задании приведены 16 упражнений, по 4 на развитие одного из физических качеств. Выполнив упражнение правильно, учащийся берет из ящика кубик соответствующего цвета и складывает их один за другими на линии построения.
Задача подготовительной части урока: правильно, заданное количество раз выполнить упражнение на развитие всех физических качеств
На развитие силы: прыжки толчком обеими ногами через барьеры из гимнастических скамеек и половинок обручей, подтягивание себя за веревку, сидя на полу на коврике (5-6 м); разгибание рук в упоре о гимнастические кольца на высоте 20 см от пола (упор лежа), сидя верхом на гимнастическом коне с ручками, пролезть под ним и вылезти в сед без касания пола.
На развитие выносливости: поднимание туловища с мячом в руках из положения лежа на спине, ноги закреплены; броски мяча в кольцо, подвешенное на высоте 160-180 см, двумя руками сверху, лазание по канату с грузом, освобождение от груза с опусканием его в цель (баскетбольное кольцо); подтягивание на наклонной гимнастической скамейке из положения лежа на спине.
На развитие координационных способностей: поворот на 180° из положения “мост” в упор присев (девочки); стойка на голове и руках (мальчики); повороты на доске для фиксации равновесия; броски мяча на попадание в баскетбольное кольцо, подвешенное на высоте 150 см; подъем переворотом толчком одной и махом другой (девочки выполняют толчком ногой о дополнительную опору и со страховкой).
На развитие быстроты: хлопки в ладоши, отталкиваясь ими от пола, лежа бедрами на гимнастической скамейке; прыжки на скорость со скакалкой с максимально быстрым ее вращением; безостановочные передачи поочередно двух мячей в стену с ловлей после отскока; бросив мяч в кольцо с определенного расстояния, поймать его после попадания.
По окончании урока подводим итоги, где положительно оцениваются все ученики и сообща выводится определение каждого физического качества (что такое сила, быстрота, выносливость, координационные способности).
“ШКОЛА МЯЧА” (специальные упражнения по баскетболу на развитие координационных способностей учащихся)
Чтобы развивать у юных баскетболистов координацию движений, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений.
- Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать
- Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.
- Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.
- Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.
- Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать.
- Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага
- Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.
- Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол.
- Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад.
- Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя.
- Прыгать через препятствия (например, через гимнастическую скамейку), ударяя мячом о пол или подбрасывая и ловя его.
- У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой мяч подбрасывать вверх и ловить, не прекращая ведения.
- Бросить мяч по коридору шириной 50 или 100 см как можно дальше (если мяч выйдет за пределы коридора, бросок не засчитывается).
- Вести мяч, обводя препятствия справа и слева, кругом.
- Бросить мяч, стараясь попасть в центр круга, нарисованного на полу. Диаметр круга от 30 до 100 см. Условия выполнения упражнения различные. Так, например, надо быстрее набрать 15 очков с линий броска. Первая линия чертится на расстоянии 3 м, вторая - 4 м и третья - в 5 м от круга. С каждой линии разрешается делать 3 броска. За каждое попадание дается 1 очко.
- Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8-10 м).
- Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед-вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед-вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать его до того, как он коснется пола.
- То же, подбрасывая мяч невысоко над матом, во время его полета выполнить кувырок.
- Лежать на спине с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3-4 м перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5-8 м, влезть на гимнастическую стенку, коснуться рукой верхней перекладины, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу.
- Подбрасывать и ловить два мяча одновременно.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛУ
Подвижные игры, используемые при обучении элементам баскетбола.
Подвижные игры, используемые при обучении передвижениям:
- Различные варианты салок.
- День и ночь.
- Голова и хвост.
- Курица и ястреб.
- Следи за сигналом.
Подвижные игры, используемые при обучении ловле и передаче мяча:
- Мяч соседу.
- Передал - садись.
- 10 передач.
- Борьба за мяч.
- Гонка мячей по кругу.
- Варианты гонок мячей в колоннах.
Подвижные игры, используемые при обучении ведению мяча:
- Вызов номеров.
- Ведение мяча парами.
- Различные варианты салок с мячом.
- Ловец с мячом.
Подвижные игры, используемые при обучении броскам мяча:
- Кто больше.
- Метко в корзину.
- Мяч в стойку.
- Снайперы.
- Пятнадцать.
Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств
Для развития быстроты:
- Догони партнера.
- Вызов номеров.
- К своим флажкам.
- К своим капитанам.
Для развития ловкости:
- Прыгуны и ползуны.
- Лиса и гуси.
- Попрыгунчики-воробушки.
- Все с пола.
Для развития силы:
- Бой петухов.
- Салки цепочкой.
- Тяни в круг.
- Выталкивание в приседе.
- Тяни на булавы.
Для развития выносливости:
- Салка и мяч.
- Салки цепочкой.
- Переправа.
- Перемена мест.
- Поезда.