Проведение урока по баскетболу с образовательной направленностью по теме: "Физические качества человека" (часть 3)

03.03.2006

На уроках физической культуры невозможно научиться безукоризненному выполнению того или оного упражнения, только слушая объяснения учителя или наблюдая за показом двигательного действия на примере. Вместе с тем, отработанная технология обучения двигательным действиям непосредственно не связана с теоретическими знаниями в области физической культуры, которые входят в программный материал и необходимы в будущей жизни школьника.

Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме “Физические качества человека” и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития. Анализируя свои действия, они самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи: ознакомиться с физическими качествами и научиться определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества.

Содержание урока.

Урок начинается с организованного входа в спортивный зал. Затем следует быстрая ходьба, медленный бег, ходьба с выпадами вперед и в стороны, передвижения приставными шагами, ходьба спиной вперед, бег с захлестыванием стопы, ходьба на носках, переменный шаг с подскоком с круговыми движениями рук назад. После этого быстро, за 5-10 секунд, учащиеся организованно разбирают баскетбольные мячи из определенных мест спортивного зала и становятся врассыпную (по точечной разметке пола).

Перед выполнением ОРУ кратко подводится итог предыдущей двигательной подготовки: “Мы подготовили к дальнейшим действиям суставы и мышцы ног и включили в работу сердце”.

  1. Из упора присев, кисти рук на баскетбольном мяче, лежащем на полу, поочередно отставляя ноги назад, принять положение упора лежа. Толчком обеими ногами вернуться в и.п. Выполнить 10 раз.
  2. Из и.п. лежа на спине, руки с баскетбольным мячом вверх, подняться в сед, достать мячом носки ног. Медленно вернуться в и.п. Выполнить 10 раз.

Прокомментировать сделанное: “Мы выполнили два упражнения на развитие силы мышц…” (рук, ног, брюшного пресса).

  1. Из и.п. о.с. подбросить мяч вверх и, хлопнув перед собой в ладоши, поймать. То же, но выполнить второй хлопок за спиной и т.д.
  2. Из и.п. стоя ноги врозь, наклониться вперед, мяч в руках сзади на уровне коленей, бросить мяч вперед между коленями и поймать. Выполнить10 раз.

Делается лаконичный вывод: “Мы выполнили два упражнения и старались выполнить их ...как?” (как можно быстрее).

  1. Из и.п. стоя ноги врозь в наклоне вперед перекладывать мяч между ногами по восьмерке.
  2. То же с закрытыми глазами.

Подводится черта “Мы выполнили два упражнения на развитие координации действий с мячом”.

  1. Из и.п. сидя на мяче, руки на мяче сбоку, прыжки в приседе. Выполнять до небольшой усталости.
  2. Из и.п. лежа на спине, мяч между ступней ног. Медленно поднимать и опускать ноги. Выполнить 10-20 раз.

И опять краткий итог: “Мы выполнили два упражнения на развитие…” (выносливости).

После выполнения упражнений с мячами проводятся соревнования с акцентом на развитие одного из физических качеств.

Соревнование на развитие быстроты

Передачи мячей в парах одним из указанных способов: какая пара быстрее выполнит заданное количество передач. Упражнение выполняют после построения класса в колонну по два.

Соревнование на развитие силы

Гонки в упряжках на войлочных волокушах. Эту и две следующие эстафеты выполняют четыре команды. В целях безопасности гонки проводят по прямой. Вариант: перемещение волокуши с партнером двумя учащимися.

Соревнование на развитие координационных способностей

Эстафета с броском в баскетбольное кольцо до попадания. Использовать разные способы броска: одной рукой после ведения или с места, двумя руками от груди с места.

Соревнование на развитие выносливости

Челночный бег с ведением баскетбольного мяча и перекладыванием кубиков на полу по разметке согласно схеме.

Подводя общий итог соревнования и эстафет, определить с учащимися, какое из упражнений направлено на развитие того или иного физического качества.

На следующем этапе ознакомления с физическими качествами проводится подготовительная часть урока на тренировку их развития. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя устанавливают и раскладывают соответствующее оборудование и инвентарь Учащимся предлагается самостоятельно выполнять упражнения, условия которых даны в карточке-задании.

Эти упражнения распределены в зависимости от их направленности на развитие преимущественно того или иного физического качества (силы, быстроты, гибкости, ловкости) и должны удовлетворять требованиям количественного и качественного критериев.

В карточке-задании приведены 16 упражнений, по 4 на развитие одного из физических качеств. Выполнив упражнение правильно, учащийся берет из ящика кубик соответствующего цвета и складывает их один за другими на линии построения.

Задача подготовительной части урока: правильно, заданное количество раз выполнить упражнение на развитие всех физических качеств

На развитие силы: прыжки толчком обеими ногами через барьеры из гимнастических скамеек и половинок обручей, подтягивание себя за веревку, сидя на полу на коврике (5-6 м); разгибание рук в упоре о гимнастические кольца на высоте 20 см от пола (упор лежа), сидя верхом на гимнастическом коне с ручками, пролезть под ним и вылезти в сед без касания пола.

На развитие выносливости: поднимание туловища с мячом в руках из положения лежа на спине, ноги закреплены; броски мяча в кольцо, подвешенное на высоте 160-180 см, двумя руками сверху, лазание по канату с грузом, освобождение от груза с опусканием его в цель (баскетбольное кольцо); подтягивание на наклонной гимнастической скамейке из положения лежа на спине.

На развитие координационных способностей: поворот на 180° из положения “мост” в упор присев (девочки); стойка на голове и руках (мальчики); повороты на доске для фиксации равновесия; броски мяча на попадание в баскетбольное кольцо, подвешенное на высоте 150 см; подъем переворотом толчком одной и махом другой (девочки выполняют толчком ногой о дополнительную опору и со страховкой).

На развитие быстроты: хлопки в ладоши, отталкиваясь ими от пола, лежа бедрами на гимнастической скамейке; прыжки на скорость со скакалкой с максимально быстрым ее вращением; безостановочные передачи поочередно двух мячей в стену с ловлей после отскока; бросив мяч в кольцо с определенного расстояния, поймать его после попадания.

По окончании урока подводим итоги, где положительно оцениваются все ученики и сообща выводится определение каждого физического качества (что такое сила, быстрота, выносливость, координационные способности).

“ШКОЛА МЯЧА” (специальные упражнения по баскетболу на развитие координационных способностей учащихся)

Чтобы развивать у юных баскетболистов координацию движений, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений.

  1. Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать
  2. Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.
  3. Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.
  4. Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.
  5. Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать.
  6. Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага
  7. Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.
  8. Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол.
  9. Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад.
  10. Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя.
  11. Прыгать через препятствия (например, через гимнастическую скамейку), ударяя мячом о пол или подбрасывая и ловя его.
  12. У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой мяч подбрасывать вверх и ловить, не прекращая ведения.
  13. Бросить мяч по коридору шириной 50 или 100 см как можно дальше (если мяч выйдет за пределы коридора, бросок не засчитывается).
  14. Вести мяч, обводя препятствия справа и слева, кругом.
  15. Бросить мяч, стараясь попасть в центр круга, нарисованного на полу. Диаметр круга от 30 до 100 см. Условия выполнения упражнения различные. Так, например, надо быстрее набрать 15 очков с линий броска. Первая линия чертится на расстоянии 3 м, вторая - 4 м и третья - в 5 м от круга. С каждой линии разрешается делать 3 броска. За каждое попадание дается 1 очко.
  16. Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8-10 м).
  17. Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед-вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед-вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать его до того, как он коснется пола.
  18. То же, подбрасывая мяч невысоко над матом, во время его полета выполнить кувырок.
  19. Лежать на спине с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3-4 м перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5-8 м, влезть на гимнастическую стенку, коснуться рукой верхней перекладины, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу.
  20. Подбрасывать и ловить два мяча одновременно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛУ

Подвижные игры, используемые при обучении элементам баскетбола.

Подвижные игры, используемые при обучении передвижениям:

    1. Различные варианты салок.
    2. День и ночь.
    3. Голова и хвост.
    4. Курица и ястреб.
    5. Следи за сигналом.

Подвижные игры, используемые при обучении ловле и передаче мяча:

    1. Мяч соседу.
    2. Передал - садись.
    3. 10 передач.
    4. Борьба за мяч.
    5. Гонка мячей по кругу.
    6. Варианты гонок мячей в колоннах.

Подвижные игры, используемые при обучении ведению мяча:

    1. Вызов номеров.
    2. Ведение мяча парами.
    3. Различные варианты салок с мячом.
    4. Ловец с мячом.

Подвижные игры, используемые при обучении броскам мяча:

    1. Кто больше.
    2. Метко в корзину.
    3. Мяч в стойку.
    4. Снайперы.
    5. Пятнадцать.

Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств

Для развития быстроты:

    1. Догони партнера.
    2. Вызов номеров.
    3. К своим флажкам.
    4. К своим капитанам.

Для развития ловкости:

    1. Прыгуны и ползуны.
    2. Лиса и гуси.
    3. Попрыгунчики-воробушки.
    4. Все с пола.

Для развития силы:

    1. Бой петухов.
    2. Салки цепочкой.
    3. Тяни в круг.
    4. Выталкивание в приседе.
    5. Тяни на булавы.

Для развития выносливости:

    1. Салка и мяч.
    2. Салки цепочкой.
    3. Переправа.
    4. Перемена мест.
    5. Поезда.

aid: 314354