Развитие рефлексивной деятельности как условие самореализации и творчества

Разделы: Иностранные языки


Всем известно, что на разных этапах развития человека решаются разные задачи. И в разном возрасте у ребенка разные возможности, а нам, учителям, нужно стремится создавать условия для творчества наших учеников, способствовать развитию творческого потенциала не только на уроках живописи, музыки, а помочь самореализоваться ученику в разных областях. Чтобы творческий потенциал увеличивался необходимо предпринимать определенные шаги, начиная с младших классов. Я в своей работе начала использовать элементы технологии эвристического обучения Хуторского А.В, а именно ее значимый элемент рефлексивную деятельность. Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения английскому языку, а осознание и организация помощи развития ребенка, его творческих способностей через практическое овладение английским языком в изменившихся условиях обучения английскому языку в школе. Когда в нашей школе обучение английскому языку осуществлялось с 5-6-7 летнего возраста, актуальна была одна технология – знаковая (из-за игнорирования зрительного анализатора приходилось сочетать вербальные и невербальные формы, систему опорных сигналов и символов, язык жестов и т.д.). Теперь дети обучаются английскому языку с 9 лет. В этом возрасте у них уже сформированы навыки чтения и письма на русском языке и поэтому не происходит игнорирования зрительного анализатора. То есть при обучении детей с 5-6-7 летнего возраста мною использовалась одна технология, а сейчас становится более актуальной другая технология обучения, приоритетом которой является развитие творческих способностей. Не только в работе учителя происходит корректировка целей и задач, но эта корректировка происходит в любом творческом коллективе. С 1990 года учителя и воспитатели нашей школы начали работать над проблемой развития одаренности школьников. Одним из главных направлений стало развитие творческих способностей. В коллективе изучили книгу Хуторского А.В. “Развитие одарённости школьников”, участвовали в Дистанционном оргдеятельностном курсе “Развитие одарённости школьников”, организованном центром “Эйдос”. С 2001 года учащиеся гимназии стали принимать активное участие в новых формах обучения - в дистанционных (Эвристические олимпиады Центра “Эйдос”).

Ожидаемые результаты этой работы для меня, как учителя:

  1. Приобретение теоретических знаний.
  2. Возможность знакомства и присоединения к опыту работы других педагогов.
  3. Возможность участия в совершенно новых формах работы.
  4. Разработка практических занятий и всевозможных заданий.
  5. Стимул к творчеству.
  6. Расширение границ своей практической деятельности.
  7. Возможность найти свой путь в этой проблеме.

Ожидаемые результаты для учеников:

  1. потребность формирования рефлексивной деятельности.
  2. потребность в самореализации:
  3. в дистанционном обучении (эвристические олимпиады);
  4. самореализация в творческих работах;
  5. развитие креативных качеств личности

Изучая ученические рефлексивные записи, убеждаешься, что они являются бесценным материалом для глубокого анализа и корректировки учителем учебного процесса. Цели и задачи, поставленные в начале учебного года, уточнялись и корректировались. Вначале цель заключалась в формировании рефлексивной деятельности, а задача заключалась в обеспечении возможности участия в дистанционном обучении и возможности рефлексивной деятельности на уроках английского языка и в дистанционном обучении. Затем пришло осознание необходимости создания условий для самореализации учащихся гимназии. Затем обозначился вывод, что рефлексивная деятельность и создание условий для самореализации учащихся гимназии это

  1. это процесс обоюдно творческий и со стороны учителя и со стороны ученика;
  2. самореализация учеников – очень актуальная тема, об этом говорят и исследования психологов;
  3. рефлексивная деятельность трудно поддаётся каким-либо замерам;
  4. эта деятельность связана с мотивационным аспектом обучения;
  5. является материалом для глубокого анализа учителем учебного и воспитательного процесса;

Анализ рефлексивной деятельности учащихся приводит к выводу:

  1. дети способны уже с первого класса описывать свои чувства и переживания при выполнении заданий по английскому языку;
  2. дети могут конкретизировать свои успехи или неудачи;
  3. рефлексивные записи помогают сформулировать и зафиксировать конкретные достижения на данный период, чтобы можно было позже сравнить его с последующими достижениями;
  4. у некоторых детей записи носят формальный характер;
  5. у других учеников они носят яркий эмоциональный оттенок;
  6. а у некоторых рефлексивные записи говорят об осмысленности этапов работы и осмыслении способов своей деятельности по конкретной теме.

Рефлексия – это не традиционное припоминание главного из урока или формулирование выводов, а осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя.

Формы образовательной рефлексии различны: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса или активности.

Чаще всего я предлагаю использовать классический комплект рефлексивных вопросов, предлагаемый Центром дистанционного образования “Эйдос”, а иногда дети выбирают другой вариант вопросов.

  1. Классический комплект рефлексивных вопросов:
  2. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
  3. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  4. Как я выполнял задания олимпиады, какими способами? Что я чувствовал при этом?
  5. Каковы были основные трудности, и как я их преодолевал?
  6. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям, организаторам олимпиады)

Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, требуется делать обзор их мнений, отмечать те, у кого глубина самоанализа повышается. Я согласна с высказыванием А.В. Хуторского, что ученик, чья творческая работа была отмечена (выделена среди наиболее интересных или необычных или запоминающихся) учителем или самими детьми, уже никогда не забывает достигнутых результатов. Творческая деятельность у них начинает занимать всё большее место в их учёбе. У них вырабатывается навык личностного творческого подхода ко всем вопросам.

Необходимо проиллюстрировать наглядно выводы по анализу работы выдержками рефлексивной деятельности. Я бы хотела представить творческие работы по английскому языку рисунка-концепта ученического образовательного продукта по теме “Еда” в 3 классе.

Рефлексия учителя Горбуновой О.Н.:

  1. Ученические собственные образовательные продукты это результат различных видов деятельности (креативной, когнитивной и оргдеятельностной).
  2. Они направлены на развитие творческих качеств личности.
  3. Не было ни одного ученика, который не мог бы создать собственную образовательную деятельность.
  4. Эти работы говорят о степени творческой самореализации учащихся.
  5. Различие в личностных качествах учеников выражаются в различных образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одну и ту же тему (здесь даются работы по теме “Еда”).
  6. Позволю прокомментировать некоторые работы.

Казалось бы, какая связь между названием работы “Анализ по теме Food” и сопроводительным рисунком города у ученицы 3 “г” класса Карандеевой Алёны? Прочитав работу, всё становится ясно: “Представим, что тема Food –это большой город Знаний. В начале – было большое пустое поле. (Я эту тему не знала). Потом появился один “домик” – я выучила прошедшее время для правильных глаголов, затем второй “дом” – я выучила неправильные глаголы, затем третий – слова по теме, четвёртый – научилась задавать вопросы, пятый, шестой… Чем больше я получаю знаний на уроках английского языка, тем обширнее становится мой город. Один раздел – большой, и вырастает небоскрёб, другой – маленький, и появляется небольшой дом. Таким образом, изучая данную тему, я строю свой город знаний”.

Работа Соколовой Сашы по теме “Еда” содержит рисунок, на котором изображён поезд и написано рассуждение: “Когда мы начали изучать тему “Food”, у меня были только “шпалы” – известные мне ранее слова - milk, soup, fish. Потом у меня появились “рельсы” – неправильные и правильные глаголы: take – took, get up – got up. Когда я выучила первые блюда: fish-soup, meat-soup - это был первый вагон. Второй вагон – вторые блюда: meat and potatoes, fish and potatoes. Потом появился третий – сладкое: jam, chocolate, cake, sweets. Четвёртый вагон – напитки: water, coffee, fruit juice. Пятый – фрукты: apples, bananas, pears, oranges, tangerines, pineapples, grape. И, наконец, у меня собрался весь состав. На нём мне можно смело ехать в пятый класс”.

Вот как представляет итог своей работы по этой же теме Зеленкина Марина. На рисунке изображено яйцо и цыпленок. “Заканчивается изучение темы “Food”, что в переводе с английского означает еда. Данная тема оказалась очень интересной. Я узнала, как англичане называют продукты питания. Названия некоторых фруктов я знала ещё до школы. В этом мне помогла тогда компьютерная игра. Теперь мои знания стали намного обширнее – ведь я знаю не просто слова, а могу рассказать, что любят кушать у нас в семье. Могу задавать вопросы по этой теме, читать и переводить тексты. А когда-то я не знала ни одного слова по-английски. Тогда я себя чувствовала яйцом. После компьютерной игры я уже чувствовала себя маленьким цыпленком. В настоящее время мои знания ещё выросли – цыплёнок подрос!

Смирнов Никита видит свой результат в виде большого дерева с комментарием: “I have got a tree. There are many leaves in this tree. They grow and grow. That is my knowledge.

А Ланцова Лиза представляет свои знания в виде волшебных часов, на которых без пяти двенадцать. Это обозначает, что она знает уже много, но ещё не всё. Вот, что она написала: “It’s a magic clock. It’s not twelve o’clock. It means that I know a lot but not everything. I can say what I like to eat for breakfast, for dinner and for supper. I can say what I like to drink when I am thirsty. I like when my mother makes me fish and meat-soup. I can fry eggs. I can say what we buy every day to eat and what I bought yesterday.”

Луконин Никита представляет изучение темы как сборку красивого велосипеда из набора деталей: “Мы постепенно собираем его. Готова рама, сиденье, руль... И, наконец, велосипед собран – мы изучили столько слов по теме, сколько деталей в нем”.

Некоторые дети представляют свои знания по этой теме в виде строящегося дома. Кто-то сравнивает себя с цветком, который только начал расти в начале темы, а в конце вырос красивым и цветущим. Другие рисовали тонкий и лёгкий портфель, который в конце стал большим и тяжёлым – знаний стало больше, они стали прочнее, поэтому портфель можно освободить для новых тем.

Изучая рефлексивные записи учеников после проверочных и контрольных работ, виден не менее интересный результат.

Я на практике убеждаюсь, насколько важна эта работа и для ученика, и для учителя. Для ученика она заключается в осознании своей деятельности: формулируются получаемые результаты, конкретизируются этапы изучения определенной темы, проблемы ученика в данной теме, проблемы класса в этой теме, способы решения проблемы, как меняется отношение ученика к своей деятельности и деятельности класса и так далее. Сформулировать вопрос или проблему – значит наполовину решить её. А для учителя она состоит в том, чтобы помочь осознать необходимость конкретизации цели, этапов, помочь в осознании способов достижения цели, необходимых шагов для решения проблем ребенка, либо помочь увидеть, за счет чего достигается успех, вследствие чего были допущены ошибки, помочь осознать связь полученных результатов обучения с характером переживаний в ходе познания, помочь скорректировать образовательный путь ученика. В таком случае рефлексия является не только итогом, но и стартом для новой образовательной деятельности.

Действительно, понимание способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности помогает осознать свою индивидуальность и свое предназначение. А вот неосознание этого снижает эффективность обучения, т.е. рефлексия помогает осознать образовательный процесс и тем самым сделать его продуктивным.

Анализ рефлексивной деятельности учащихся показал, что

  1. По сути дела, рефлексия – это главная часть деятельности: без осознания и без фиксации результатов любой деятельности нельзя продемонстрировать и проанализировать их.
  2. Без фиксации рефлексии трудно было бы увидеть, как дети первых и пятых классов эмоционально описывают свои чувства к английскому языку.
  3. Многие дети способны анализировать свою деятельность в первом классе.
  4. Рефлексия показала, что дети 1, 2, 3 и 5 классов очень любят задания, где необходимы фантазия и воображение.
  5. Динамику результативности можно отслеживать, сравнивая работы одного ученика в 1, во 2 и в 3 классе.
  6. Дети, которые принимали участие во многих олимпиадах, к 3 классу с большим удовольствием и продуманно анализировали свою деятельность:
  7. Дети выражают в рефлексии и перемену в настроении, и свои чувства. И в каждой работе выражается благодарность организаторам дистанционных эвристических олимпиад.
  8. Рефлексия служит бесценным материалом для анализа и корректировки воспитательного процесса.
  9. Рефлексия служит бесценным материалом для анализа и корректировки учебного процесса.

Рефлексия учеников – это не приложение к моей работе, а яркая иллюстрация того, что она творческая и заслуживает особого внимания (и учителя, и воспитателя). Представляю лишь ее часть.

Анализ рефлексивной деятельности учащихся показал, что

1. по сути дела, рефлексия – это главная часть деятельности: без осознания и без фиксации результатов любой деятельности нельзя продемонстрировать и проанализировать их.

2. Без фиксации рефлексии трудно было бы увидеть, как дети первых и пятых классов эмоционально описывают свои чувства к английскому языку.

Шкондина Саша 1 “в” класс

Я научилась сочинять стихи. Они понравились, потому что я люблю сочинять:

Английский – это чудо!

Английский – это всё!

Английский – это радость!

Английский – это мёд!

Английский – это сладкий лед!

Карпов Павел 5 “д” класс

Я лучше понял прелесть английского языка после олимпиады и научился применять своё творчество в лучшую сторону. Мне больше всего понравилось описывать фантастическую комнату, потому что в этом задании нужно проявить всё своё творчество. Я хочу поблагодарить тех, кто придумал эту интереснейшую олимпиаду и, конечно, свою учительницу по английскому языку Ольгу Николаевну за то, что она меня к этому подготовила! Желаю всего хорошего!

3. Многие дети способны анализировать свою деятельность в первом классе:

Свирская Настя 1 “д” класс

Я поняла, что в английском языке много интересного. Я научилась писать стихи с английскими совами. Мне очень понравились 1, 2,4 задания. Я еще очень хочу участвовать в олимпиаде по английскому языку. 3 задание для меня было трудное.

Грустливый Илья 1“д” класс

Я понял, как надо писать английские слова. Я научился писать английскими словами стихотворение. Мне понравилось 1 и 2 задания, потому что там можно было рисовать. Трудно было выполнять 4 задание, потому что надо было сочинять стихи, но мне олимпиада очень понравилась.

4. Рефлексия показала, что дети 1, 2, 3 и 5 классов очень любят задания, где необходимы фантазия и воображение:

Малкова Юнона 1“г” класс

Я поняла, что люблю работать. Мне понравилось задание о букве и о фантастическом животном, потому что я – фантазерка. Я писала и фантазировала.

Глибина Алёна 1“г” класс

Я научилась фантазировать. Больше всего мне понравилось задание “Буква” и “Фантастическое животное”. Мне понравилось это потому, что я люблю фантазировать. Я думала, фантазировала, исследовала. Самое трудное для меня было задание – стихотворение. Я бы хотела, что бы было задание - “Фантастическая буква”.

5. Динамику результативности можно отслеживать, сравнивая работы одного ученика в 1, во 2 и в 3 классе. Вот рефлексивные записи за 2 класс:

Свирская Анастасия 2 “д” класс

Я решила принять участие в олимпиаде потому, что они мне нравятся. Я готовилась к олимпиаде на уроках английского языка. От олимпиады я ждала новых знаний. Я не могу сказать, как менялись мои чувства. Больше всего мне понравилось задание 3, потому, что я хочу стать писателем. Нет задания, которое мне бы не понравилось. Лучше всего у меня получилось задание 3, я достигла этого благодаря своему уму. Труднее всего было задание 1. Я хочу пожелать всего хорошего учителям. А организаторы олимпиаду пусть организуют еще много интересных олимпиад!

Балдичева Вика 2 “д” класс

Я решила принять участие в этой олимпиаде потому, что мне нравятся олимпиады. Я готовилась к олимпиаде очень долго. Во время олимпиады мое настроение не менялось. Мне понравились все задания потому, что они были интересные. Больше всего мне понравилось задание 4. Труднее всего было подбирать рифмы, но я думала. Я хочу, чтобы организаторы почаще устраивали олимпиады.

Грустливый Илья 2 “д” класс

Я решил принять участие в олимпиаде потому, что мне нравится английский язык, и в прошлом году я занял первое место. Я не готовился к олимпиаде, но я хотел, чтобы у меня все получилось, и хотел занять первое место. Больше всего мне понравилось задание 1 потому, что там надо было оценивать рычание собак. Вообще, мне понравились все задания. Лучше всего у меня получилось задание 4. Этого я достиг благодаря своему уму и воображению. Трудностей у меня не было. Замечаний у меня нет, но есть пожелание, чтобы в следующей олимпиаде все задания были на английском языке.

Карандеева Алена 2 “г” класс

Я решила участвовать в олимпиаде потому, что она редко бывает и всегда очень интересная. Я повторила все, что мы учили на уроках английского языка, и жду хороших результатов. Во время олимпиады я была спокойна. Мне все очень понравилось. Лучше всего у меня получилось задание 1. Труднее было задание 3.

Грушина Елена 2 “г” класс

Я решила принять участие в олимпиаде потому, что во всем интересном надо принимать участие. Я стала лучше заниматься по английскому языку и стала выполнять многие задания на “5”. Я жду, что, наконец, получу 1 или 2 место. Я немного волновалась, но мне было так интересно, что я справилась. В олимпиаде мне все понравилось. Лучше всего у меня получилось задание 1, труднее всего мне было сочинять стишок. Замечаний у меня нет, а пожелания есть: пусть олимпиада по английскому языку будет каждый год и такая же интересная.

6. Дети, которые принимали участие во многих олимпиадах, к 3 классу с большим удовольствием и продуманно анализировали свою деятельность:

Никитина Женя 3 “г” класс

Я решила принять участие в этой олимпиаде потому, что мне нравятся олимпиады, особенно олимпиады компании “Эйдос”. Я решила испытать свои знания по английскому языку. Для подготовки к олимпиаде я старалась выполнять задания и внимательно слушать на уроке. Я ждала от олимпиады интересных заданий. В самом начале олимпиады я думала, что мне будет очень легко, но потом увидела, что стала отставать от других ребят. Мне было трудно, но я старалась хорошо думать. Больше всего мне понравилось задание, где нужно было составлять слова, потому что мои мама и папа побывали в Лондоне у реки Темзы и побывали английскими буквами. Мне немного не понравилось задание “мой метод” потому, что я считаю, что в задании была подсказка. Лучше всего у меня получилось задание, где нужно было составлять предложения, начинающиеся на I am. Это у меня получилось хорошо потому, что на I am можно составить очень много предложений и найти самую изюминку. Не знаю, нашла ли я её? Труднее всего было составлять рассказ о буквах, потому, что там были новые слова. Мне помогала преодолевать трудности Ольга Николаевна. Себе я хочу пожелать успеха, а организаторам олимпиад здоровья, счастья.

Ефременко Настя 3 “г” класс

Я решила принять участие в олимпиаде потому, что эта олимпиада юбилейная и дети говорили, что все олимпиады интересные, а я люблю выполнять творческие задания. Готовясь к олимпиаде, я хорошо выполняла домашние задания и нашла книжку, где было много интересных заданий, и где даже нужно было составить английский рассказ. От олимпиады я ждала много интересных и трудных заданий, и то, что я сделаю все хорошо. Сначала мне было немного страшно, потом я почувствовала, что мне стало трудно, а когда мы выполняли последнее задание, мне стало интересно. Мои чувства все время менялись. Больше всего мне понравилось задание “Мой метод”, потому, что я писала про тот способ, которым пользуюсь. Мне понравились все задания. Лучше всего у меня получилось задание, где мы придумывали стихотворение. На олимпиаде я узнала новые английские слова. Труднее всего мне было придумывать рассказ про букву. Я пользовалась словарем. Я хочу, чтобы было больше интересных заданий, а себе хочу пожелать учиться лучше.

7. Дети выражают в рефлексии и перемену в настроении, и свои чувства. И в каждой работе выражается благодарность организаторам дистанционных эвристических олимпиад.

Кондратьев Дима 5 “г” класс

Думаю, что я написал лучше всего задание, в котором нужно было написать, откуда появились слова first, second, third. Понял, что не надо спешить и переоценивать свои силы. Наибольший интерес у меня вызвало сочинение стихов. Было очень интересно и забавно. Я чувствовал дрожь, потому что не знал, как делать некоторые задания. Основные трудности были в номинации “Письмо другу”. Я напряг мозг и вспомнил, что надо было сделать. Я хотел бы поблагодарить тех, кто создал олимпиаду, потому что это очень интересно и трудно.

8 и 9 пункты приводятся в приложении 1.

Я стараюсь организовать свою деятельность так, что бы были уроки, где мы ставим цель длительную (на прохождение темы) или поурочную или поэтапное выделение цели (с какой целью мы выполняем данное упражнение), т.е. включаю уроки целеполагания, где важен сам процесс научения и уроки, где мы оцениваем свой результат.

Наиболее значимыми результатами своей деятельности по данной теме я считаю:

  1. Развитие формирования потребности учащихся в самореализации;
  2. Развитие формирования рефлексивной деятельности;
  3. Самореализация в дистанционных эвристических олимпиадах;
  4. Самореализация в творческих работах по английскому языку.
  5. Развитие эвристических качеств личности.

Приложение