Организация обучения и воспитания на уроках физической культуры с целью повышения резистентности организма к воздействию отрицательных факторов окружающей среды и стимулирования роста и развития детей младшего школьного возраста в режиме полного учебного дня.
Гармоничное развитие личности школьника в естественном педагогическом процессе - главная цель развивающего образования. Практическая реализация идеи активного формирования личности возможна лишь в условиях интеграции процессов обучения, воспитания и самостановления каждого ученика. Одним из лимитирующих факторов при этом является здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребенка с высоким уровнем адаптированности к среде. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение.
Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость в процессе образования имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Макросоциальные условия общества прямо или опосредованно влияют на микроклимат в семье, где растет и развивается ребенок. Семейная среда является первоначальным формирующим фактором здоровья ее членов, в первую очередь, детей. Активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей необходимо на всех этапах их роста и развития.
Школьная среда - второй мощный внешний фактор, влияющий на здоровье детей. Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает гармоничное и всестороннее развитие и тем самым охрану здоровья.
Учитель является основным посредником развивающей образовательной среды. На учителя ложится и прямая ответственность за состояние здоровья каждого школьника. Учитель призван на каждом этапе обучения детей постепенно обогащать их знания о строении и функции организма человека, широко преподавая основы гигиены и здорового образа жизни, воспитывая сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
В концепции развивающего образования ученик выступает субъектом, активно взаимодействующим с формирующей средой. Становление гармоничной личности невозможно без ее физического совершенства, поэтому одним из направлений целостного педагогического процесса должно стать воспитание у детей потребности быть здоровым. Педагог должен помочь школьнику грамотно заботиться о своем здоровье, поддерживать высокую работоспособность, творческую продуктивность, бодрое настроение духа, добиваться успехов в делах, гармонично строить свою жизнь. Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер.
Особенно важно в виду ограниченных возрастных функциональных возможностей ребенка младшего школьного возраста и повышенной ранимости его организма создание здоровой развивающей среды обучения в школе с полным учебным днем. Только своевременное, целенаправленное, систематическое проведение комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий, увеличение двигательной активности, в первую очередь в сфере школьной жизни, позволит исключить негативные тенденции в динамике показателей здоровья.
Организация жизнедеятельности школьника с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию у детей культуры здоровья как естественной составной части общей культуры, то есть, важна в контексте становления личности ребенка. При проведении учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста в школе с полным учебным днем для повышения двигательной активности и сохранения здоровья учащихся, я использую следующую систему физических упражнений:
- гимнастика до учебных занятий (с применением элементов ритмической гимнастики, аэробики);
- танцевально-ритмическая гимнастика на уроках физической культуры, которая включает в себя разделы: игрогимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, музыкально-подвижные игры и игры-путешествия (при занятиях в спортивном зале в конце I четверти, во II четверти, в начале IV четверти);
- стретчинг (на занятиях в зале на протяжении всего учебного года);
- оздоровительная ходьба (в I и IV четвертях);
- спортивные праздники;
- в зимнее время года занятия на лыжах и коньках.
Гимнастика до учебных занятий.
В школе для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется обучение и воспитание, составлен режим дня, который основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим-основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Учебный день в школе начинается с гимнастики-зарядки, которая проводится в течение 10-15 минут под музыкальное сопровождение с применением элементов ритмической гимнастики и аэробики.
Экспериментальное изучение психического состояния занимающихся танцевальной гимнастикой показало, что такие занятия способствуют, во-первых, оптимизации эмоционального тонуса, улучшению настроения. Во-вторых, появляется интерес к активному образу жизни. В-третьих, после занятия снижается тревожность и неуверенность в себе. Заметно повышаются коммуникативная активность, доброжелательность и внимательность к другим. Танцевальные композиции, насыщенные эмоционально-образными движениями, создают условия для проявления творческой активности (учащимся предлагается самим составить комплекс упражнений, композицию под музыкальное сопровождение).
Характерной чертой комплексов ритмической гимнастики является требование непрерывности движений. Рекомендуется постепенный переход от медленного темпа к быстрому, от простых упражнений к более сложным.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
На уроках физической культуры я в увеличенном объеме применяю элементы танцевально-ритмической гимнастики. Во-первых, доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Во-вторых, эффективность заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему человека. В-третьих, эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям школьников младшего возраста. Все разделы танцевально-ритмической гимнастики объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления и творческих способностей ребенка.
Основная цель, которую мы ставим перед собой, включая в учебный процесс танцевально-ритмическую гимнастику, это - стимулировать гармоничный рост и развитие детей и повышать резистентность организма к воздействию окружающих факторов.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1. Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма; помочь детям адаптироваться к условиям школьной жизни.
2. Совершенствование психомоторных способностей учащихся:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности движений;
- развивать мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
- развивать мышление, воображение, познавательную активность; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Содержание материала по танцевально-ритмической гимнастике для младших школьников.
1. Игрогимнастика. Служит основой для освоения ребенком движений, обеспечивающих формирование умений и навыков.
1.1 Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде; построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях и разными способами; перестроение из одной шеренги в две, три; Построение по ориентирам; повороты на месте; выполнение строевых команд “Равняйсь!”, “Смирно!”, “Становись!”, “Разойдись!”; перестроение из одной колонны в несколько; размыкание; упражнения типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу , на внимание.
1.2 Общеразвивающие упражнения.
1.3 Упражнения без предмета. Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, туловищем и головой; различные виды упоров; комплексы ОРУ; разновидности ходьбы и бега; упражнения в положениях сидя и лежа; прыжки.
1.4 Упражнения с предметами. Упражнения с хлопками, лентой, флажками, мячами, обручем.
1.5 Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Имитационные и образные упражнения; дыхательные упражнения с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук; висы на гимнастической стенке.
1.6 Акробатические упражнения.
2. Танцевально-ритмическая гимнастика. Специальные композиции и комплексы упражнений.
З. Музыкально-подвижные игры, в которых используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Подвижно-образные игры (“У медведя во бору”, “Два мороза”, “Волк во рву”, “Гулливер и лилипуты” и другие); игры на совершенствование двигательных навыков (“Быстро по местам”- развивает навык скоростного бега, “Охотники и утки”- передача мяча и навыки ловли, “Перестрелка” - метание мяча на дальность); игры на развитие физических качеств: для развития силовых качеств – “За мячом противника”, “Перетягивание с веревкой”, “Увертывайся от мяча” и другие; для развития быстроты - “Космонавты”, “Пятнашки с выручкой”, “Караси и щука”, “Пустое место” и т.д.; для развития ловкости – “Метко в цель”, “Прыгунчики-воробышки”, “Бездомный заяц”; для развития выносливости - “Белые медведи”, “Перемене мест”, “Хитрая лиса”, “Зайцы в огороде”, “Подвижная цель”; для развития гибкости - “Простой мост”, “Волк во рву”, эстафеты; для развития скоростно-силовых качеств - “Точно в цель”, “У кого дальше отскочит мяч”, “Челнок”, “Групповые прыжки”, “Толкание набивного мяча”. Игры на внимание - “День и ночь”, “Бездомный заяц”, “Запрещенное движение”; игры на развитие образного мышления “ Море волнуется раз...”, “Совушка”, “ Пятнашки с фигурами”.
4. Игры-путешествия. Тематические уроки для закрепления и совершенствования пройденного материала. (Смотри приложение №2)
Стретчинг (“игропластика”).
В разделе “Стретчинг” я использую упражнения для развития гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц. Здесь используются упражнения, в основе которых лежат древние системы оздоровительной гимнастики Индии и Китая, выполняемые в игровой сюжетной форме. В наши дни впервые подобные упражнения использовали американские врачи Бобат и Кабаш для разработки посттравматической реабилитации опорно-двигательного аппарата. В начале 80-х годов данная методика нашла применение в спорте благодаря работам шведским и американских специалистов. Тогда же возникло ее название stretching, что в переводе означает “растягивание”.
Методика стретчинга состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении некоторое время. Такие упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности связок и сухожилий. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой, что увеличивает подвижность суставов и развивает чувство владения своим телом.
По характеру выполнения упражнения стретчинга в большей мере отвечают назначению заключительной части урока или танцевального комплекса.
Проводя некоторые упражнения стретчинга необходимо соблюдать следующие правила:
1. При положении сустава в крайнем разогнутом или согнутом, отведено-приведенном и т.д. положении не покачиваться. Растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии.
2. Прежде чем выполнять упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно растягивает.
З. При выполнении упражнений не следует пытаться копировать движения более гибкого товарища. Все движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности сустава. Вначале следует применять “легкий стретчинг”. Он отличается тем, что выполняется в полностью расслабленных стойках, вызывающих приятные ощущения. Время, в течение которого удерживается каждое положение , 10-30 секунд. Лишь после этого можно переходить к развивающему стретчингу, упражнениям, при которых каждое положение удерживается 30секунд и более.
4. Во время выполнения упражнения дышать спокойно и ритмично.
5. Прекратить упражнение сразу при появлении острых болевых ощущений. Дрожание в теле или растягиваемой конечности также является симптомом слишком сильной нагрузки на сустав. В этих случаях следует принять расслабляющую стойку.
6. Прежде чем включать упражнения в программу, следует убедиться в правильности его выполнения и безопасности.
7. Не стоит выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы. Программу на одно занятие нужно максимально разнообразить.
Оздоровительная ходьба.
Этот вид упражнений применяется для увеличения двигательной активности детей в режиме полного учебного дня. Ходьба применяется на уроках физкультуры в первой, третьей и четвертой четвертях, когда запланированные по программе уроки не могут быть проведены из-за неблагоприятных погодных условий. Уроки, на которых учащиеся участвуют в пеших походах, проводятся с соблюдением следующих правил:
1. Маршрут для пеших походов выбирается в зависимости от возраста и физической подготовленности детей (для учащихся 1 классов - по равнинной местности, для 2-3 классов - с подъемами и спусками).
2. При проведении пеших походов в течении одной - двух недель маршрут можно усложнять .
З. Для учащихся скорость преодоления маршрута выбирается в зависимости от их подготовленности: для менее подготовленных - равномерным шагом; для учащихся более подготовленных - чередование бега с ходьбой в различных вариантах.
4. Для поддержания интереса к этому виду физических упражнений следует включать в пешие походы игры на развитие двигательных качеств и полосы препятствий.
5. Для осуществления межпредметных связей необходимо во время проведения пеших походов проводить сюжетные игры и забавы, обращать внимание детей на различные вопросы, проводя игры, викторины, соревнования по соответствующей теме.
6. В третьей четверти возможно проведение пеших походов с использованием различного инвентаря (санки, каталки).
Занятия в зимнее время года на лыжах и коньках.
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста предусматривает укрепление здоровья, закаливание организма ребенка, формирование его двигательных навыков и умений. Особенно важно формирование специальных умений и навыков, обогащающих содержание детской деятельности на прогулке. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе оказывает благоприятное влияние на развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость).
Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что детям младшего школьного возраста необходима интенсивная двигательная деятельность. Немаловажное значение должны занимать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, катание на коньках и на санках, особенно в районах, где занятия для этих упражнений наиболее благоприятны.
Уроки физкультуры в третьей четверти мы проводим на лыжах, согласно программы для детей младшего школьного возраста. Но во 2-4 классах мы в процесс обучения включаем раздел “Обучение катанию на коньках” в размере 4-6 часов, так как игры и упражнения на коньках являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, и способствуют развитию основных видов движений (возрастает средняя скорость беге и увеличивается дальность прыжка). Ребенок, двигаясь на коньках, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Занятия на коньках значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.
Благодаря влиянию холодного воздуха, действующего на ограниченную поверхность кожного покрова, катание на коньках способствует улучшению терморегуляторных процессов в организме и, следовательно, закаливанию детей. Повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям и отмечается сокращение протекания того или иного заболевания.
Формирование прочных умений и навыков в катании на коньках зависит от отношения детей к этим занятиям. Обычно им интересны новые, сложные движения на коньках, связанные с сохранением равновесия на узкой скользкой площади опоры. Они стремятся сделать это как можно лучше. Для этого дети выбирают более эффективный способ выполнения движений, приучаются отмечать зависимость движений от собственных двигательных реакций, от внешних воздействий.
Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение. Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх. Это обогащает детские прогулки, развивает активность и самостоятельность детей. В условиях групповых занятий ребята привыкают к дисциплине, приобретают полезные трудовые навыки, проверяют состояние коньков, шнурков, помогают в расчистке катка от снега, после занятий вытирают коньки и аккуратно складывают их. Таким образом, дети привыкают к аккуратности, порядку.
В процессе занятий ребята получают первоначальные сведения о технике катания на коньках. По мере усвоения движений представления о технике становятся более четкими. Кроме того, у детей расширяется круг знаний о свойствах льда, снега. Они узнают, что в зависимости от погоды меняется и качество льда.
Нередко катание вызывает у ребят чувство страха, неуверенности в себе. Необходимо с первых шагов на коньках помогать ребенку сознательно преодолевать чувство страха, проявлять волевое усилие.
Таким образом, занятия на коньках оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка.
Спортивные мероприятия (праздники).
Спортивные мероприятия в школе проводятся как в урочное, так и во внеурочное время. В процессе уроков проводятся эстафеты, соревновательные забеги, подвижные игры, походы. Во внеурочное время - это спортивные праздники, которые проходят как в зале, так и на улице. Такие мероприятия прививают интерес занимающихся к занятиям физической культурой. Они помогают детям полнее реализовать свои способности, воспитывают у ребят чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Такие мероприятия должны проводиться регулярно, и тем самым способствовать укреплению здоровья детей.
Спортивные мероприятия проходят с участием детей одного класса, учащихся одной параллели или всей школы. Иногда для участия в соревнованиях приглашаются учителя или родители. (Смотри приложение №1)
В настоящее время проблема увеличения двигательной активности детей младшего школьного возраста, обучающихся в режиме полного учебного дня, продолжает быть предметом исследования в области физической культуры.
Предложенные формы работы по организации обучения и воспитания на уроках физической культуры позволяют эффективно решать ряд задач:
- оздоровительные - полноценное использование естественных факторов природы, особенно важно в период роста и развития ребенка;
- воспитательные - воспитание морально - волевых, нравственных качеств. У детей формируется коллективизм, дисциплинированность, смелость, настойчивость, воспитываются положительные черты характера;
- образовательные - значительно активнее развиваются физические качества, это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Развивается способность к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании мышления и умственных процессов.
Применение разнообразной системы физических упражнений необходимо для обеспечения гармонии умственных, эмоциональных и физических нагрузок, общего комфортного состояния детей.