Урок рефлексии "Река моего детства" и урок-практикум "Фауна Кемеровской области"

Разделы: Математика


Тема: Действия с десятичными дробями

Цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;

Развивающие: развивать вычислительные навыки;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю.

Методы: эвристическая беседа, репродуктивный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: карточки “Поле чудес”, карточки с заданиями, плакат с задачами, “рыбы” – уравнения, стихи, отрывок из легенды “Кия”, книги Е. Ильвес, В. Кладчинина “Мы живём на Кие”, иллюстрации реки Кии, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

I. Орг момент.

II. Актуализация прежних знаний

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в детство, а куда именно мы узнаем после устного решения примеров.

На доске закрыты слова. (Игра “Поле чудес”)

Решите примеры:

3 – 0,2; 5 • 0,2; 7 • 1,4; 4,8 : 2,4; 2,8 + 1,5; 4 + 3,8; 8,7 : 3; 6,8 : 0,1; 35 • 0,1; 8,3 – 7,9; 4,2 • 0,5

Ученики говорят ответы, а учитель отвечает: “есть такой ответ”, “нет такого ответа” и открывает карточки. В результате открывается надпись: “Река моего детства”.

На доске иллюстрации реки Кии. На фоне музыки учитель читает стихотворение Владимира Команова “Рассвет на Кии”.

Учитель:

“Не слышно даже шёпота реки –
Родная Кия нежится в постели,
А берег облепили рыбаки –
На первый клёв едва-едва успели.

Еще плывёт сиреневый туман,
Укрывший воду словно пеленою,
Обняв березки белоснежный стан,
Зазеленевший тёплою весною.

Раздался голос первых ранних птиц –
С рекою вместе стали просыпаться,
И день-деньской мы будем наслаждаться
Мелодиями песенных страниц.

С восторгом солнце выпрастало луч –
Скользнув по речке, золотом сверкая,
На небе нет ни облачка, ни туч,
А рыба плещется, вовсю играя.

На берегу немая тишина –
Там разве пыткой можно вырвать слово,
Молчит рыбак, бьёт поплавок волна,
Хранится тайна первого улова.

Вопрос учащимся: Какие переживания вас охватывали во время чтения стиха?

Дети высказывают свои мысли.

Учитель: Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете реку своего детства.

Задание 1: Река Кия, на которой построен окружной г.Мариинск, течёт с северной покатости Абаканских гор, острога Алатау. С верховья своего, в самом углу Мариинского округа протекает она более 300 вёрст по округам Мариинскому и Томскому (составляя у сёл Пышкина – Троицкого естественную между ними границу) и, наконец, впадает в реку Чулым при селе Зырянском (Мариинского округа). Найдите длину реки Кии.

Задание 2: Ширина реки Кии от 10–50 саженей, глубина то 5 до 7 аршин, течение сначала быстрое, горное, но чем ближе к устью, тем медленнее; вода прозрачна. Определите ширину и глубину реки.

Задание 3: По красивым местам протекает река Кия. Мимо лесистых холмов, через бескрайние просторы тайги несёт она свои воды. Найдите скорость течения реки Кии, если моторная лодка, собственная скорость которой 16 км/ч, за 3,5 ч по течению проплывёт 63 км.

Учитель: Река изгибается почти под прямым углом, как рука в локте, и город лежит внутри угла, как бы приобнявший этой рукой. Километров на триста южнее, где-то в таскылах Кузнецкого Алатау, стекает она с тысячеметровой высоты, прорывает ущелья, бежит, прыгая и грохоча в порогах и водопадах, чтобы вылившись на степную, холмистую равнину, замедлить движение, пошире расправить берега и течь по всей более плоской поверхности до впадения в Чулым, приток Оби.

Задание 4: Какой путь должны преодолеть туристы за три дня, сплавляясь на плотах, если в первый день они проплыли 115,7 км по горной части реки, во второй день по равнинной реке на 17,2 км меньше, чем в первый день, а в третий день в 3 раза меньше, чем за первые два дня вместе?

Задание 5: По реке навстречу друг другу движутся плот и лодка. Они находятся на расстоянии 20 км друг от друга. Через какое время они встретятся, если собственная скорость лодки 8 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

Учитель:

Кто встречал рассвет у Кии,
            Провожал закат,
Сквозь туманищи седые
            Шёл на перекат,
Ночью пёк в золе картошку,
            Да ушицу ел,
Видел месяц не в окошко,
            Песенки с ним пел,
Тот уж вырвался из тлена
            Душного мирка,
Но не вырвется из плена -
            Прикуёт река.
Прикуёт седым туманом,
            Позовёт во сне.
И нисколько мне не странно,
            Что вернёшься к ней.

(Н.Терентьев)

Задание 6: На какое расстояние по течению реки отплывёт рыбак за 0,8 ч, если скорость лодки против течения реки 14 км/ч а скорость течения реки 2 км/ч?

Задание 7: Папа и сын плывут на лодке по течению. В какой-то момент сын уронил за борт папину шляпу. Через 30 минут папа заметил пропажу, развернул лодку и поплыл навстречу шляпе. Через сколько минут они встретят шляпу, если скорость лодки 9,6 км/ч, скорость течения реки 2 км/ч? Нет ли здесь лишних данных?

Учитель: Какие рыбы обитают в нашей реке, вы узнаете, решив “рыбы” – уравнения.

Задания на “рыбах”.

1) 16,5 – (x + 3,4) = 4,9
2) x + 16,23 – 15,8 = 7,1
3) x • 2,02 = 204,02
4) 51: x = 8,5
5) 0,2 • x + 0,8 = 10,6
6) 6,144 : x + 1,64 = 2,152
7) (4,52 – x) • 2,08 = 4,888
8) (3,52 + x) • 5,5 = 46,86

Дети решают уравнения, работая в парах.

Ответы: 8,2 – ленок, 6,67 – щука, 101 – окунь, 6 – пескарь, 12 – налим, 5 – линь, 2,17 – карась, 49 – елец сибирский.

Учитель: Кроме обычной мелкой рыбы попадаются в Кие следующие виды рыб. Узнайте их, решив примеры.

Учитель: Один из крупных грызунов, ведущих полуводный образ жизни, является бобр. Бобры – обитатели лесных рек и нашей родной реки Кии.

Задание: Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1

1,4

1. Из первой строки выберите наименьшее число.

2. Из второй строки выберите наибольшее число.

3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

4. Найдите сумму выбранных трёх чисел – и вы получите ответ на вопрос.

5. Выразите длину тела бобра в метрах и сравните её со своим ростом

Ответы: 1. 3,6; 2. 2,7; 3. 3,7; 4. 10 дм; 5. 10 дм = 1 м

Задание: Узнайте массу бобра (в килограммах), решив пример и округлив результат до целых.

10,79 : 8,3 + (5 – 0,56) • 2,75

Итог урока: Что вам понравилось на уроке и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание: составить задачу по теме: “Река моего детства”, найти отрывки о реке Кие в художественной литературе.

Урок–практикум

Тема: Фауна Кемеровской области на координатной плоскости.

Цели:

Образовательные: закрепить навыки построения точек на координатной плоскости

Развивающие: развивать графическую культуру, кругозор.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, стихи А. Яшина, карта Кемеровской области, фигурки животных, рыб, птиц, плакат с заданием.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами затронем одну из важных тем – тему охраны природы.

“И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем”

(А.Яшин)

Вопрос к классу:

Стоит ли эта проблема на повестке дня? Насколько эта проблема касается каждого человека?

Дети высказывают своё мнение. На доске плакат с изображением собаки.

Учитель: Ребята, как вы знаете 2006 год по китайскому календарю – это год собаки. На этом плакате изображено это животное. Назовите координаты точек.

Ребята называют координаты точек.

Учитель: А теперь предлагаю вам в парах выполнить следующее задание: На координатной плоскости по точкам построить изображения животных, птиц и рыб

Ребята работают по карточкам в парах.

Карточка 1.

а) (7;0), (7;-1), (6,5:-2,5), (7;-5,5), (6;-6,5), (5;-6,5), (6;-5,5), (5;-2), (3,5;-0,5), (1;-1), (-2;-1), (-2;-2), (-3;-3), (-3;-5,5), (-4;-6,5), (-5;-6,5), (-4;-5,5), (-4;-2), (-5;0), (-5;2), (-7;4), (-9,5;4,5), (-10;5,5), (-7,5;5,5), (-7;6), (-6;6), (-5;7), (-5;6), (-3;4), (-1;3), (2;2), (5,3), (7;2), (8;-2), (7;-9), (7;-1).

b) (5,5;-4,5), (5,5;-5,5), (4,5;-6,5), (5;-2).

c) (-2;-2), (-1,5;-5,5), (-2,5;-6,5), (-3,5;-6,5), (-2,5;-5,5), (-3;-3) и (-7;5,5).

Карточка 2.

(6;-10), (8;-7), (8;-5), (6;-1), (4;1), (2;3), (0;6), (-2;7), (-3;8), (-3;9), (-4;10), (-4;9), (-5;10), (-4;8), (-4;7), (-5;6), (-6;3), (-5;2), (-3;2), (-2;3), (-1;1), (-1;0), (-3;-2), (-4;-4), (-3;-4), (-1;-2), (0;-2), (1;-4), (-1;-4), (-3;-6), (-3;-8), (-2;-10), (0;-11), (-1;-11,5), (-4;-11), (-5;-12), (4;-12), (5;-11,5), (7;-12), (9;-11), (11;-9), (11;-6), (10;0), (11;4), (13;4), (12;8), (7;11), (3;9), (2;7), (2;5), (4;1) и (-4;4).

Карточка 3.

a) (4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5), (4;5), (3;6), (2;6), (0;5), (-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-7), (-2;-7), (-2;-6), (-3;-6), (-2;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7), (7;-7)

b) (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3) и (8;-5).

Карточка 4.

(-1;-3), (-3;-3), (-4;-2), (-7;-1), (-6;-1), (-7;0), (-6;0), (-7;1), (-6;1), -7;2), (-6;2), (-6;3), (-5;2), (-5;4), (-4;3), (-4;5), (-3;4), (-2;6), (-1;4), (0;6), (1;4), (2;6), (3;4), (4;5), (4;3), (5;4), (5;2), (6;3), (6;1), (7;2), (7;0), (9;-1), (4;-2), (5;-3), (3;-3), (2;-2), (-2;-2), (-1;-3) и (5;0).

Карточка 5.

(-2;2), (-2;-4), (-3;-7), (-1;-7), (1;4), (2;3), (5;3), (7;5), (8;3), (8;-3), (6;-7), (8;-7), (10;-2), (10;1), (11;2), (12;-2), (9;-2), (11;-7), (14;-2), (13;0), (13;5), (14;6), (11;11), (6;12), (3;12), (1;13), (-3;13), (-4;15), (-5;13), (-7;15), (-8;13), (-10;14), (-9;11), (-12;10), (-13;9), (-12;8), (-11;8), (-10;9), (-11;8), (-10;7), (-9;8), (-8;7), (-7;8), (-7;7), (-6;7), (-4;5), (-4;-4), (-6;-7), (-4;-7), (-2;-4) и (-7;11).

Карточка 6.

(1;-10), (1;-11), (-1;-12), (-3;-11), (-8;-9), (-12;-5), (-13;-2), (-6;-8), (-3;-9), (-4;-5), (-1;-1), (0;1), (0;5), (-1;7), (-1;9), (0;10), (1;9), (3;9),(4;10), (5;9), (5;7), (4;5), (5;2), (5;0), (6;-4), (5;-6), (4;-2), (4;-6), (3,5;-7), (3;-5), (3;-7), (4;-9), (3;-11), (2;-11), (1;-10) и (1;7) и (2;6) и (3;7).

Карточка 7.

а) (4;1), (3;3), (-4;3), (-6;4), (-7;3), (-6;4), (-3;7), (-2;9), (-6;7), (-7;5), (-6;7), (-4;10), (-7;8), (-8;6), (-8;5), (-9;4), (-10;2), (-9,5;2), (-8;2), (-7;-1), (-6;-2), (-5,5;-2), (-5,5;-4), (-10;-7), (-10;-8), (-9;-8), (-6;-6), (-3;-5), (-2;-4), (0;-4), (2;-3), (3;-4), (4;-4), (2,5;-7), (3;-8), (5;-5), (5;-4), (4;-3), (4,5;-2), (4,5;0,5), (4;1), (4;4), (2;3)

b) (2;-3), (0;-6), (0;-7), (1;-7), (3;-4)

c) (-5,5;-2), (-10;-4), (-10;-5), (-9;-5), (-5,5;-4) и (-8,5;3,5).

Карточка 8.

(-11;-10), (-9;-9), (-6;-7), (-3;-4), (-4;-2), (-4;0), (-3;2), (-2;3), (0;4), (1;4), (1;5), (2;5), (2;4), (3;4), (5;3), (5;2), (3;2), (3;1), (4;1), (3,5;0), (2;0), (1;-2), (0;-3), (-2;-3), (0;-4), (-3;-4).

Карточка 9.

a) (-11;3), (-9;3), (-8;1), (-8;0), (-10;2), (-13;-2), (-15;0), (-14;2), (-9;6),(-7;7), (-5;7), (3;4), (6;3), (8;4), (11;6), (13;6), (13;5), (11;2), (11;1), (13;-2), (13;-3), (11;-3), (7;0), (4;0), (2;-2), (-4;3), (-6;-3), (-10;-2).

b) (-11;2), (-12;2), (-12;1), (-11;1), (-12;1).

c) (-5;0), (-6;0), (-8;-1), (-6;-2), (-4;-1), (-5;0).

d) (-5;-3), (-4;-5), (-3;-6), (-2;-5), (-2;-4), (-4;-3).

e) (2;-2), (4;-3), (5;-3), (6;-2), (5;-1), (3;-1)

f) (3;4), (5;5), (1;7), (-2;10), (-4;9), (-5;7).

Карточка 10.

(-1;2), (0;2), (1;1), (1;0), (0;-2), (-8;-8), (-7;-6), (-7;-4), (-5;1), (-2;3), (-1;5), (-1;7), (-2;8), (-2;9), (-1;10), (1;10), (2;9), (5;8), (2;8), (1;7), (1;6), (2;5), (3;2), (3;1), (2;-1), (2;-2), (-1;-5), (-1;-8), (1;-9), (0;-9), (0;-10), (-1;-9), (-1;-10), (-2;-8), (-2;-6,5), (-5;-7), -6;-9), (-9;-9), (-8;8) и (1;9).

Карточка 11.

(-8;-2), (-3;2), (-5;3), (-7;3), (-7;6), (-8;11), (-10;6), (-11;2), (-11;-1), (-9;-1), (-8;-2), (-10;-4), (-11;-4), (-12;-5), (-12;-6), (-13;-7), (-11;-6,5),(-9;-6), (-6;-5), (-4;-4), (-4;-6), (-1;-7), (0;-7), (6;-6), (10;-5), (7;-4), (2;-3), (2;0), (4;4), (12;11), (5;6), (9;13), (3;5), (-3;2) и (-11,5;-5,5).

Карточка 12.

(-6;7), (-5;8), (-4,5;9), (-3;9,5), (-1;9), (0;6), (1;5), (4;7), (7;8), (9;6), (12;2), (13;1), (7;1), (5;-1), (6;-3), (8;-4), (11;-5), (13;-6), (12;-7), (10;-8), (9;-10), (8;-11), (7;-9), (6;-6), (5;-4), (-2;-2), (-7;-2), (-12;-5), (-11;1), (-10;3), (-7;4), (-3;4), (-4;6), (-5;7), (-6;7).

Карточка 13.

(-5;4), (-7;4), (-9;6), (-11;6), (-12;5), (-14;5), (-12;4), (-14;3), (-12;3), (-11;2), (-10;2), (-9;1), (-9;0), (-8;-2), (0;-3), (3;-2), (19;-2), (4;0), (19;4), (4;2), (2;3), (6;9), (10;11), (3;11), (1;10), (-5;4) и (-10,5;4,5).

Карточка 14.

(4;-5), (2;-5), (3;-5), (3;-4), (6;0), (10;2), (12;2), (11,5;3), (10;3), (10;4), (5;4), (4;5), (6;7), (6;8), (5;9), (3;9), (-10;1), (-2;1), (-2;-1), (0;-1), (-4;-4), (0;-4), (2;-2), (2;-4), (3;-4) и (9;3).

Карточка 15.

(-1,5;-4), (-3;-4), (-2;-5), (-3;-4), (-4;-5), (-3;-4), (-4,5;-4), (-3;-4), (-3;-3), (-7;0), (-9;0), (-7;1), (-9;1,5), (-6;2), (-5;2), (-3;1), (0;1), (2;2), (4;5), (5;7), (7;8), (9;8), (9;7), (10;7), (10;5), (9;3), (4;0), (3;-1), (4;-4), (5;-5), (2;-5), (0;-4), (-2;-6), (-0,5;-6), (-2;-6), (-1;-7), (-2;-6), (-4;-7), (-2;-6), (-3,5;-6) и (-6,5;1,5).

Карточка 16.

(-1;-1), (-5;-6,5), (-7;-6), (-9;7), (-7;8), (-6;10), (-3;10), (-1;7), (8;1), (15;-2), (13;-4), (7;0), (4;-1), (3;-1), (2;-7), (-1;-7), (1;-6), (2;-1), (0;-1),(-2;-7), (-4;-7), (-2;6), (-1;-1) и (-5;8).

В результате работы у них появились следующие изображения: волка, белочки, медведя, ёжа, лося, соболя, заёца, мыши, карася, утки, стрижа, воробья, ласточки, коршуна, сороки, трясогузки.

Вопрос к классу: Ребята, назовите животных, птиц, рыб, которые занесены в Красную книгу области.

Ребята называют животных, птиц и рыб. После этого вывешивается карта области с изображёнными на ней животными, птицами и рыбами, занесёнными в Красную книгу.

Учитель: Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных, птиц и рыб.

“Высокомерие не к лицу
Ни великому
Ни мудрецу
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.
Мы видим не всё со своей горы,
Чудес неоткрытых ещё мало
Боюсь, чтоб кичливость не помешала
Нам постигать иные миры”

(А.Яшин)

Итог урока: Что вам понравилось на уроке и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание: построить рисунок любого животного, птицы или рыбы, занесённого в Красную книгу Кемеровской области.