Психологические основы урока музыки как источника духовного развития

Разделы: Музыка


Несомненно, музыка – искусство звуков. Она красотою освещает их дух бесконечной жизни, в них облекающийся. Ни одно из искусств так непосредственно не действует на чувства человека, как музыка.

В. В. Медушевский подчёркивал то, что музыка – это прежде всего сфера чувств, музыка – это язык чувств. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. И если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение – музыка, воспитание не может быть полноценным.

В условиях школы музыка может быть не только учебным предметом, но и могучим средством воспитания, которое должно эмоционально и эстетически открыть всю духовную жизнь человека.

При изучении работ В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили мы находим, что познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от неё. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры, основой того, что мы называем духовностью.

Доктор искусствоведения, В. В. Медушевский и другие педагоги ставили вопрос о том, почему мы стремимся воспитывать музыкой? Не в надежде ли, что окрылённая её красота передаётся в детской душе? Эту надежду, эту красоту души нужно бы принять тогда за искомую, сокровенную цель музыкального воспитания.

Д. Б. Кабалевский, основатель концепции музыкального воспитания в школе, определил цель уроков музыки так: “… вывести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать (воспринимать – авт.) музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры”.

Это определяет цели, стоящие перед учителем музыки (в аспекте духовной направленности урока):

  1. Развитие музыкально-художественных способностей на основе активизации восприятия, воображения и мышления.
  2. Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка.
  3. Направленность занятий на развитие личности школьника через раскрытие духовной сущности музыкального искусства.
  4. Понимание (познание) музыки во всём её богатстве форм и жанров как живого искусства (т.е. через познание искусства к познанию мира и самопознанию).

Конечная цель музыкального воспитания, которую выдвинул Д. Б. Кабалевский, - становление человека не просто знающего, но и умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное любящего, понимающего (сопереживающего – авт.) и эмоционально воспринимающего музыкальное искусство. Эпиграфом к программе Д. Б. Кабалевского стоят слова В. А. Сухомлинского: “Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека”.

Эту мысль можно продолжить словами Л. С. Выготского: “Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней следовать, то всё же от её основного действия, от того направления, которое она даёт психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаёт жизни, что она высвободит и что оттиснёт вглубь.

Искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперёд, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществимо, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней”.

Создавая систему музыкального воспитания в школе, Кабалевский опирался на труды таких педагогов и учёных как Б. В. Асафьев, Н. А. Гродзенская, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский и другие.

Система Кабалевского построена на опыте восприятия музыки. (Аспекты восприятия музыки настолько широки и многогранны, что могут служить отдельной темой для реферата и других научно-исследовательских работ).

Надо отметить, что современные педагоги и психологи исходят из положения, что умение слушать и слышать (т.е. воспринимать) музыку вырабатывается у всех учащихся, если их обучать этому систематически и последовательно, если опираться на саму музыку, на её связь с жизнью, на закономерности её восприятия и на практическое музыкальное действование самих учащихся.

Б. М. Теплов подчёркивал важность эмоционального восприятия, выделяя, что сохранение эмоционального отношения при возрастающей сознательности восприятия, является одной из труднейших педагогических задач.

“Новым словом Кабалевского в музыкальном воспитании является то, что музыкальная школа формируется не на основе музыкальных способностей, хотя он не отрицает их значения, а на опыте восприятия”, - пишет В. Михайлов, один из ведущих учителей музыки страны, работы которого направлены на духовную сторону музыки. Вопрос опыта восприятия музыки, как говорилось ранее, необычайно сложен. Воспринимая, человек не только слышит, но и слушает, не только слушает, но и прислушивается.

Восприятие представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового ощущения и мышления. Музыкальное восприятие направлено на восприятие смысла, пробуждает духовное познание мира.

Знания, умения, навыки не формируют музыкальной культуры, так как человек получает их в готовом виде, не путём размышления, т. е. понимания в своем сердце, а путём простой передачи. Метод размышления, как считал Кабалевский, должен быть главным на уроке искусства. Это не внешний диалог, а размышление на уровне внутреннего диалога, на уровне внутренней работы.

Здесь должно быть единство музыки как способа познания мира и музыки как предмета познания. Нет этого единства, музыка становится предметом познания, и на неё переносятся правила и методы, которыми постигают математику, физику, химию. Об этом говорит само словосочетание: “Понимать музыку”. Но музыку не понимают, её воспринимают. Восприятие как раз и есть пробуждение души. Сложность установки для учащихся заключается в том, чтобы направленность внешнего слуха, которая, конечно, необходима, не заслоняла другую направленность – в глубину души своей. И тогда область смысла начинает резонировать. Опыт восприятия есть опыт духовный. Кабалевский говорит о формировании музыкальной культуры как части всей духовной культуры. А мы превратили её в душевную сторону жизни. Душевная сторона жизни – это бытовая сторона, внешняя, обычная. И музыку мы принимаем, смотря по тому, сходится она с нашими душевными настроениями или нет. Если сходится – она нам нравится, если не сходится – мы её не принимаем.

Восприятие музыки нельзя ограничить одним слушанием. Внимательное слушание есть внешнее напряжение разной силы с целью понять то, что произносится в звучащей речи. Мы не замечаем, что таким “пониманием” мы себя ограничиваем. Мы понимаем только то, чему соответствует наш уровень понимания. Восприятие же обращено к внутреннему миру человека, оно не всегда в соответствии с тем, что он может понять. Пробуждать природу восприятия можно разными путями.

Программы, которые ориентированы на то, что дети “должны”, в конечном счёте, сводится к знаниям, умениям, навыкам.

Кабалевский, подчёркивает В. Михайлов, идёт от поиска пути. Важно наблюдение метода как пути, а мы принимаем чаще метод как способ объяснения материала. Методика отвечает на вопрос “Как?”. Часто мы набираем различные методики – эти разные “Как?”, а “Что?” у нас и нет. Методика должна быть скрыта, и внешние действия её не показывают своей сущности познаваемого.

Д. Б. Кабалевский впервые обратился к личности человека. Программу он создал не как набор знаний и умений, которые надо усвоить, а как путь, направление, способ познания мира и себя. А усвоение у каждого происходит по-своему, на уровне личной значимости. От учителя требуется найти и удерживать эту ориентацию познания.

В музыкальном воспитании, да и в любом другом способе познания мира, главным становится процесс познания, происходящий в учителе. Тогда происходит не объяснение, не преподнесение материала, неизбежно адаптированного к уровню ребёнка, а скорее “заражение”, “пробуждение”. Ученик, получая импульс, сам продолжает своё развитие. И поэтому большое значение имеют, наверное, не правила, не столько знания, сколько поиск закономерностей. Когда закономерности начинают переводить в правила, знания, то снова получается поворот в сторону изучения этих знаний, а музыка становится дополнением к ним.

Музыка познаёт мир, мы пробуждаем в себе познание, и мы познаём себя. Возможно вопросов больше, чем ответов…

Точку в теоретическом разделе хочется поставить словами В. С. Соловьёва: “Если загадка смысла жизни разрешена явлением – человек, то загадка души и любви человеческой разрешена явлением – духовный человек, покорителя греха и смерти.

Раздел II.

Пути и направления движения к постижению духовности

(из опыта работы)

“Без зачатков положительного и прекрасного, нельзя выходить человеку из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь”.

Ф. М. Достоевский

Б. Теплов отмечал, что любое произведение искусства тогда может быть воспитательно ценным, когда оно заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать жить в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция. Воспитание искусством становится искусством воспитания. И, конечно же, в развитии духовных начал ребёнка, ведущая роль принадлежит учителю. Не нова мысль о том, что каков учитель, такова и школа.

Я, как учитель музыки, в своей работе придерживаюсь концепции (не путать с содержанием программы – авт.) музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского. Как говорилось ранее, его программа не набор знаний, умений и навыков, путь, направление, способ познания мира и себя. Конечная цель определена в программе – формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека.

Думаю, что духовное кредо урока музыки в школе понимается многими педагогами, но, как говорится – у каждого свой путь. Конечно же, есть и общепринятые приёмы и методы, понятно, что существуют и индивидуальные подходы к решению определённых задач. Но я под своим путём учителя подразумеваю его личное видение, чувствование музыкального искусства и тех направлений, по которым он движется в своих уроках…

Генеральная линия “Музыка и жизнь”, проведённая в программе, даёт мне возможность находить связующую нить для постановки и решения задач, для выбора направления музыкального воспитания.

Одно дело сказать перед слушанием “Симфонии № 5” Бетховена, что это великое произведение великого композитора, другое дело, связать эту музыку с жизненной трагедией и борьбой самого автора. Уровень восприятия одного произведения, в зависимости от установки, будет разным. Произведения такого уровня, как “Симфония № 5”, как правило, прослушивается повторно. И на следующем уроке можно привести примеры воздействия этого произведения на других людей. Я обычно рассказываю такой пример.

Середина Великой Отечественной Войны. В госпитале лежит тяжело раненный солдат. Жизнь его висит на волоске, но он не сдаётся и в течении продолжительного времени борется со смертью. Но наступил такой момент, что человек устал бороться, и ему стало вдруг всё равно - будет он жить или нет. Когда детям задаёшь вопрос: “Что ждёт этого человека?” - понятно, что смерть. И вот, находясь в постели, в таком состоянии он включается в звучащую по радио музыку. Он не знает что это симфония, что написал её Бетховен, но музыка всё больше и больше захватывает обречённого бойца. И после этого он вновь собирает все свои силы для борьбы за жизнь. Он победил смерть. И почти через сорок лет он попросил в одной радиопередаче, чтобы прозвучала симфония Бетховена. Была в передаче рассказана эта история и прозвучала музыка великого композитора. Сейчас прозвучит уже знакомое нам произведение – пятая симфония Бетховена. Мне хочется задать Вам вопрос: “Что могло передаться через музыку тому бойцу?” Или попробуем сделать так, попробуем представить каждый себя на месте этого человека… - звучит музыка.

- Что дала почувствовать музыка? - (Борьба). Что могла дать музыка человеку? – (Условно – импульс). Могло бы быть другое произведение?

Могла бы подобную роль сыграть, скажем, весёлая песня? Почему? Вопросы и их постановка может быть разной. В данном примере надо исходить из создания проблемной ситуации и, самое важное, высветить главную линию – дух музыки (понятие условное) дал возможность (импульс) воспрянуть духу человеческому. Речь идёт о выходе на общение с музыкой на духовном уровне, через определённую жизненную ситуацию. Задача очень нелёгкая и тонкая, но если учителю удаётся выходить на такое общение с детьми через музыку, значит можно говорить о духовной направленности урока музыки.

В программе проводится как основополагающая мысль о том, что “надо помочь ребёнку через искусство… яснее мыслить и глубже чувствовать”. Как можно исходить из этого на уроке музыки? Например, при разучивании песни “Скворушки”, можно спеть её в печальном настроении, но можно выразить (передать) через песню печаль, что не одно и тоже. “Результат” может быть одинаковым, но момент сопереживания при второй постановке вопроса будет глубже, даже другого уровня. Можно спеть “Перепёлочку”, а можно пожалеть. Примеры можно приводить ещё, но принцип подхода даёт учителю возможность провести “духовную ниточку” через песню к исполнителю, от переживания к сопереживанию. Опять-таки это задача прежде всего для учителя.

Перед прослушиванием “Полонеза” И. Огиньского можно дать установку просто на красивую музыку (хотя может быть и такая), или же на состояние автора (ностальгия) в момент создания своего знаменитого произведения. Почему именно форму полонеза (полонез – торжественный танец-шествие) “вдруг” выбирает Огинский для выражения ностальгических чувств в момент вынужденного расставания с Родиной? Создание поисковой (проблемной) ситуации даёт подход для более глубокого восприятия музыки.

Слушая (или исполняя) с первоклассниками колыбельную песню можно выйти на вопрос: почему колыбельная всегда нежная, ласковая?

Мать не только убаюкивает, но и выражает свою любовь к ребёнку через песню.

Прежде чем приступить к слушанию фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Золотой петушок” мы с ребятами сами подбираем соответствующие интонации каждому герою:

Звездочёту – волшебные, Додону – жалобные, Полкану – резкие и т.д. Таким образом, мы, как бы сами становимся соавторами произведения, т.е. “выходим на замысел” композитора.

В зависимости от установки, направление и глубина восприятия может быть на разных уровнях, Использование методов и приёмов зависит от задач, которые учитель ставит на данном этапе или уроке. Скажем, это может быть знакомство с конкретной мелодией. Возьмём для примера “Романс” Г. Свиридова (VI кл.). Звучит мелодия. Сначала вопрос и ответ может быть на уровне “нравится – не нравится”. Хотя дети, как правило, кроме самой мелодии чувствуют (ощущают) и отношение учителя к ней. Красота мелодии привлекательна, а какая она (характер)? – (плавная, нежная, напевная, задумчивая…) Композитор (имя пока можно опустить) хотел выразить этой мелодией какое-то человеческое чувство. На ваш взгляд, какое чувство могло быть заложено в этой мелодии? (Наигрываю) – скажем, радость? – нет? А, что, например? – выходим на нежность, любовь. Любовь слово знакомое? Можно любить природу… Давайте продолжим. Любовь к Родине, любовь матери и ребёнка, мужчины и женщины… А я, например, люблю мороженное. Реакция – “улыбка”. Это разве плохо? Наверное, в классе никто не любит мороженного? Если бы я был композитором, то обязательно сочинил бы об этом, скажем, песню. Такое возможно? - … А почему бы нет? Не так давно (“старые песни о главном”) А. Макаревич ведь пел: “Люблю я макароны…”, - помните? (данный приём выглядит как “разрядка”, но можно его рассматривать как прицел на любовь в разных ракурсах).

Но вернёмся к прежней мелодии (напомнить). Её сочинил русский композитор Г. Свиридов (можно сказать об этом ещё позже). Мы сейчас послушаем произведение полностью. Мне интересно, сможете ли вы почувствовать, о какой любви пойдёт речь в музыке? Отметить, что почувствовать может только внимательный слушатель (установка).

- Звучит “Романс” Свиридова.

Дети, как правило, ощущая и чувствуя нежность и задумчивость музыки, выходят на любовь мужчины и женщины. Действительно, композитор Г. Свиридов хотел этой музыкой выразить любовь двух людей – юноши и девушки, и называется она “Романс”… На следующем уроке возвращаемся к “Романсу” Свиридова. Напомнить мелодию о любви. Далее идёт рассказ о том, что Г. Свиридов проиллюстрировал несколькими пьесами (сопоставить с художественными иллюстрациями) по весть А. С. Пушкина “Метель”. На мой взгляд – это не просто музыкальные рисунки, а выражение того, что наиболее тронуло или заставило переживать композитора. Но говорить об этом, не услышав сам рассказ Пушкина, не имеет смысла.

Итак, Пушкин пишет… и читаем повесть до того места, где герой (Владимир Николаевич) сбился с дороги и отчаялся найти выход. Чем же закончилась эта история, Пушкин описывает далее, мы к этому вернёмся. А как же продолжилась любовь Марии Гавриловны и Владимира Николаевича? На мой взгляд, историю этой любви передал композитор Свиридов в своём “Романсе”, который уже знаком нам.

Говорят, что любовь – тайна. Может музыка Свиридова приоткроет нам эту тайну? – звучит “Романс”… А как вы думаете, судьба их разлучила или оставила вместе? Разлучила, т.к. дети по музыке это чувствуют и сами выходят на ответ. А что эта музыка на ваш взгляд приоткрыла больше: трагедию любви, может её красоту или какое-то таинство? Естественно, ответы разные.

Далее можно пересказать события, что произошло дальше. Можно отдельно остановиться на венчании, подвести их к “Венчанию” Свиридова. Но разработка больше дана не для методики, а для направления, которое учитель должен видеть. Мелодия – образ – драматургия, замысел композитора, - это те этапы, без которых чаще всего обойтись на уроке нельзя. Но самое главное – провести ту “ниточку” (и опять это самое сложное и тонкое) между чувствами ребёнка и чувствами и мыслями заложенными композитором в музыке.

Восприятие на уровне “знаю” - хорошо, но вывести слушателя на уровень общения (сопереживания) с музыкой, процесс индивидуальный и интимный, невозможный без сопереживания – вот “сверхзадача” для учителя. И если ему (хоть иногда) удаётся это, только тогда можно говорить об уроке музыки как источнике духовного развития.

Оппонент может спросить, а каким образом можно определить этот уровень единения (общения) с музыкой? Это может быть ощущение особой атмосферы во время звучания музыки или в той паузе после точки…

На уроках музыки могут звучать и произведения классики, бардовская песня, джаз и рок, даже шлягер. Но, надо исходить из поставленных целей и задач. К примеру, слушая с ребятами “Лунную сонату” Бетховена (VIII кл.), ставлю для сравнения какой-нибудь шлягер о любви. Выходим на проблему: представим, что “люди” другой планеты попросили нас объяснить, что такое любовь, но надо сделать это посредством музыки. Что бы вы предоставили послушать, - “Лунную сонату” или, скажем, “Зайку мою”? (Варианты могут быть разные). Ребята, как правило, выбирают классику.

Несмотря на разную значимость в музыкальном искусстве “Ленинградской симфонии” Д. Шостаковича и песни А. Розенбаума “Дорога жизни”, они могут взаимодополнять друг друга. Дать возможность глубже почувствовать трагичность и мужество военных лет.

Уровень восприятия (чувствования) музыки учащимися дают мне возможность определить самостоятельные работы (ассоциативно-образное восприятие), которые мы пишем обычно один раз в четверти, начиная с пятого класса (примеры таких работ имеются).

В конце освещения собственного опыта хочу сказать, что направленность на духовное начало должна быть определяющей на уроках музыки в школе. И эпиграфом к своим урокам стараюсь брать слова Н. Заболоцкого: “Душа обязана трудиться”.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

“Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. В этом её основная миссия”.

Г. Свиридов

Из этих слов вытекает та ключевая роль учителя, роль миссионера и проводника духа человеческого в бесконечных пространствах духа мироздания…

Как поёт Б. Гребенщиков: “Хочешь познать закон, познай его в себе”.

Доброго пути тебе, учитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш. А. “Школа жизни” М. 1996г.
  2. Выготский Л. С. “Психология искусства” М. “Педагогика”, 1987г.
  3. Зеньковский В. В. “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” М. 1993г.
  4. Медушевский В. В. “О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки” М. “Музыка”, 1976г.
  5. Кабалевский Д. Б. “Воспитание ума и сердца”, М. “Советский композитор”, 1981г.
  6. Михайлов В. В. “О музыкальном воспитании”, М. “Искусство в школе”, № 2, 1996г.
  7. Неменский Б. М. “Мудрость красоты”, М. “Просвещение”, 1981г.