В нашей школе уже достаточно активно используются учителями-предметниками новые информационные технологии на своих уроках. Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения. Хочу поделиться опытом использования ПК для обработки и анализа результатов образовательного процесса.
Не каждая школа может приобрести специализированные программные пакеты различной направленности, это вызвано и финансовыми затруднениями, и необходимостью для его использования прикладывать определенные усилия. Но если в школе есть компьютерный класс (да даже один ПК), его стандартного программного обеспечения Windows и MS Office достаточно для того, чтобы осуществить статистическую обработку результатов обучения, выводить результаты в наглядном графическом виде, создавать базы данных. Результаты обучения можно обобщать по различным основаниям:
- абсолютный результат обучающегося;
- относительный результат в группе;
- абсолютный результат по теме;
- относительный результат среди других тем;
- средний статистический уровень учебных достижений испытуемых;
- мера общего отклонения от средней величины;
Используя возможности современных информационных технологий, в совокупности с традиционными методами оценки, мы получаем более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом.
Как правило, учителя-предметники начинают использование возможностей ПК на уроках с создания дидактических материалов с помощью тестового процессора MS Word и электронных таблиц Excel. Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора, в настоящее время столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронные таблицы позволяют производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, осуществлять структурирование данных и многое др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения.
Для анализа знаний и умений учащихся по результатам контрольных работ их результаты вносятся в таблицу. В таблице подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым учащимся по выполненным заданиям. Затем набранные баллы сравниваются с максимально возможным количеством баллов, и рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала каждым испытуемым.
Современная научная дидактика утверждает, что процесс обучения можно считать завершенным, если коэффициент усвоения К больше или равен 0,7. Если К<0,7, учащийся в последующих работах совершает систематические ошибки и не способен самостоятельно их исправить. Коэффициент усвоения определяется по формуле: К=n/N, где п — количество баллов, набранных испытуемым, а N - максимальное количество баллов [1].
Для большей наглядности эти данные переводятся в общепринятую пятибалльную оценочную шкалу с учетом величины коэффициента усвоения и уровня проверочных заданий.
Обычно принято следующее распределение оценок: коэффициент усвоения от 1 до 0,85 соответствует оценке “5”, до 0,75 - оценке “4”, до 0,65 - “3”, ниже 0,5 - “2”. В таблице также вычисляется средний балл для класса по теме и отклонение от среднего.
Таблица результатов учебных достижений |
||||||||||
№ | Фамилия, имя | № контрольного задания / количество баллов | Кол-во бал. | Макс. балл | Коэфф-т усвоения | Оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | Андзюлите С. | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 21 | 25 | 0,84 | 4 |
2 | Афанасьева К. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 12 | 25 | 0,48 | 2 |
3 | Ванифатьева Л. | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 21 | 25 | 0,84 | 4 |
4 | Гарбуз А. | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 17 | 25 | 0,68 | 3 |
5 | Городилов А. | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 21 | 25 | 0,84 | 4 |
6 | Морозов Д. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | 25 | 0,48 | 2 |
7 | Окулов И | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 21 | 25 | 0,84 | 4 |
8 | Подшивалова Е | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 17 | 25 | 0,68 | 3 |
9 | Соколова Е. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 24 | 25 | 0,96 | 5 |
10 | Таран П. | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 17 | 25 | 0,68 | 3 |
11 | Тупицын А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 22 | 25 | 0,88 | 4 |
12 | Харина Н. | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 18 | 25 | 0,72 | 3 |
13 | Хисамудинов Е. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 22 | 25 | 0,88 | 4 |
14 | Хомутов А. | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 21 | 25 | 0,84 | 4 |
15 | Шекунов И. | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 17 | 25 | 0,68 | 3 |
16 | Лубянкин И. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 12 | 25 | 0,48 | 2 |
Средний балл | 4,13 | 3,69 | 3,50 | 3,56 | 3,56 | кол-во пятерок | 6 | |||
Отклонение от среднего | 0,44 | 0,00 | -0,19 | -0,13 | -0,13 | кол-во четверок | 7 | |||
Сумм. кол-во баллов по каждому задан. | 66,00 | 59,00 | 56,00 | 57,00 | 57,00 | кол-во троек | 12 | |||
Максимальное кол-во баллов | 80,00 | 80,00 | 80,00 | 80,00 | 80,00 | кол-во двоек | 4 | |||
Коэффициент усвоения | 0,83 | 0,74 | 0,70 | 0,71 | 0,71 | Средняя обученность класса | 0,53 | |||
Уровень затруднений | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
По результатам выполнения каждого задания учащимися определяется уровень затруднений. В педагогической практике принято выделять пять уровней затруднений: 0-й, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й [2]. Если суммарное количество баллов, набранных всей группой испытуемых совпадает с максимально возможным по данному заданию, то отмечается 0-й уровень затруднений, т.е. коэффициент усвоения (для группы) близок к 1. При коэффициенте усвоения до 0,95 - 1-й (низкий) уровень затруднений, если коэффициент усвоения до 0,8, то отмечается 2-й (средний) уровень затруднений, до 0,7 — 3-й (высокий) уровень затруднений, меньше 0,7 — 4-й (высший) уровень затруднений. По данному разделу 3-й и 4-й уровень затруднений требует корректировки знаний обучающихся уже на последующих занятиях.
Также в таблице можно представить степень обученности группы, это повысит информативность анализа результатов контрольных заданий. Существует несколько подходов для определения степени обученности групп. Я использую вариант подсчета, основанный на определении академика Б.П.Смирнова, что оценка “5” соответствует 100% обученности, “4” — 64%, “3” - 36%, “2” - 16%. Средний уровень обученности (СО) выражается не в баллах, а в процентах и определяется по формуле:
СО = n5 100% + n4 64% + n3 36% +n216% / N
где N — количество испытуемых;
n5 — количество пятерок;
n4 - количество четверок и т.д.
Табличный процессор Ехсеl позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм.
Таким образом, использование возможностей электронных таблиц позволяет автоматизировать процесс обработки результатов образовательного процесса, дает более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом, а это создает основу информационного обеспечения управления качеством образования
Литература
- Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Института профессионального образования Минобразования России, 1995. 336 с.
- Управление качеством образования: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.А.Симоновой. УрГПУ, Екатеринбур: Уникум, 2002. 282 с.