Использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя

Разделы: Физика, Администрирование школы


В нашей школе уже достаточно активно используются учителями-предметниками новые информационные технологии на своих уроках. Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения. Хочу поделиться опытом использования ПК для обработки и анализа результатов образовательного процесса.

Не каждая школа может приобрести специализированные программные пакеты различной направленности, это вызвано и финансовыми затруднениями, и необходимостью для его использования прикладывать определенные усилия. Но если в школе есть компьютерный класс (да даже один ПК), его стандартного программного обеспечения Windows и MS Office достаточно для того, чтобы осуществить статистическую обработку результатов обучения, выводить результаты в наглядном графическом виде, создавать базы данных. Результаты обучения можно обобщать по различным основаниям:

  • абсолютный результат обучающегося;
  • относительный результат в группе;
  • абсолютный результат по теме;
  • относительный результат среди других тем;
  • средний статистический уровень учебных достижений испытуемых;
  • мера общего отклонения от средней величины;

Используя возможности современных информационных технологий, в совокупности с традиционными методами оценки, мы получаем более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом.

Как правило, учителя-предметники начинают использование возможностей ПК на уроках с создания дидактических материалов с помощью тестового процессора MS Word и электронных таблиц Excel. Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора, в настоящее время столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронные таблицы позволяют производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, осуществлять структурирование данных и многое др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения.

Для анализа знаний и умений учащихся по результатам контрольных работ их результаты вносятся в таблицу. В таблице подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым учащимся по выполненным заданиям. Затем набранные баллы сравниваются с максимально возможным количеством баллов, и рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала каждым испытуемым.

Современная научная дидактика утверждает, что процесс обучения можно считать завершенным, если коэффициент усвоения К больше или равен 0,7. Если К<0,7, учащийся в последующих работах совершает систематические ошибки и не способен самостоятельно их исправить. Коэффициент усвоения определяется по формуле: К=n/N, где п — количество баллов, набранных испытуемым, а N - максимальное количество баллов [1].

Для большей наглядности эти данные переводятся в общепринятую пятибалльную оценочную шкалу с учетом величины коэффициента усвоения и уровня проверочных заданий.

Обычно принято следующее распределение оценок: коэффициент усвоения от 1 до 0,85 соответствует оценке “5”, до 0,75 - оценке “4”, до 0,65 - “3”, ниже 0,5 - “2”. В таблице также вычисляется средний балл для класса по теме и отклонение от среднего.

Таблица результатов учебных достижений

Фамилия, имя № контрольного задания / количество баллов Кол-во бал. Макс. балл Коэфф-т усвоения Оценка
1 2 3 4 5
1 Андзюлите С. 5 3 4 5 4 21 25 0,84 4
2 Афанасьева К. 3 2 3 2 2 12 25 0,48 2
3 Ванифатьева Л. 5 4 3 4 5 21 25 0,84 4
4 Гарбуз А. 4 3 3 3 4 17 25 0,68 3
5 Городилов А. 4 5 4 4 4 21 25 0,84 4
6 Морозов Д. 3 2 2 3 2 12 25 0,48 2
7 Окулов И 4 5 4 4 4 21 25 0,84 4
8 Подшивалова Е 4 3 3 4 3 17 25 0,68 3
9 Соколова Е. 5 5 4 5 5 24 25 0,96 5
10 Таран П. 4 3 3 4 3 17 25 0,68 3
11 Тупицын А. 5 5 4 4 4 22 25 0,88 4
12 Харина Н. 5 4 3 3 3 18 25 0,72 3
13 Хисамудинов Е. 5 5 4 4 4 22 25 0,88 4
14 Хомутов А. 4 4 5 3 5 21 25 0,84 4
15 Шекунов И. 3 4 4 3 3 17 25 0,68 3
16 Лубянкин И. 3 2 3 2 2 12 25 0,48 2
  Средний балл 4,13 3,69 3,50 3,56 3,56 кол-во пятерок 6
  Отклонение от среднего 0,44 0,00 -0,19 -0,13 -0,13 кол-во четверок 7
  Сумм. кол-во баллов по каждому задан. 66,00 59,00 56,00 57,00 57,00 кол-во троек 12
  Максимальное кол-во баллов 80,00 80,00 80,00 80,00 80,00 кол-во двоек 4
  Коэффициент усвоения 0,83 0,74 0,70 0,71 0,71 Средняя обученность класса 0,53
  Уровень затруднений  2  3  3  3

По результатам выполнения каждого задания учащимися определяется уровень затруднений. В педагогической практике принято выделять пять уровней затруднений: 0-й, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й [2]. Если суммарное количество баллов, набранных всей группой испытуемых совпадает с максимально возможным по данному заданию, то отмечается 0-й уровень затруднений, т.е. коэффициент усвоения (для группы) близок к 1. При коэффициенте усвоения до 0,95 - 1-й (низкий) уровень затруднений, если коэффициент усвоения до 0,8, то отмечается 2-й (средний) уровень затруднений, до 0,7 — 3-й (высокий) уровень затруднений, меньше 0,7 — 4-й (высший) уровень затруднений. По данному разделу 3-й и 4-й уровень затруднений требует корректировки знаний обучающихся уже на последующих занятиях.

Также в таблице можно представить степень обученности группы, это повысит информативность анализа результатов контрольных заданий. Существует несколько подходов для определения степени обученности групп. Я использую вариант подсчета, основанный на определении академика Б.П.Смирнова, что оценка “5” соответствует 100% обученности, “4” — 64%, “3” - 36%, “2” - 16%. Средний уровень обученности (СО) выражается не в баллах, а в процентах и определяется по формуле:

СО = n5 100% + n4 64% + n3 36% +n216% / N

где N — количество испытуемых;

n5 — количество пятерок;

n4 - количество четверок и т.д.

Табличный процессор Ехсеl позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм.

Таким образом, использование возможностей электронных таблиц позволяет автоматизировать процесс обработки результатов образовательного процесса, дает более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом, а это создает основу информационного обеспечения управления качеством образования

Литература

  1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Института профессионального образования Минобразования России, 1995. 336 с.
  2. Управление качеством образования: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.А.Симоновой. УрГПУ, Екатеринбур: Уникум, 2002. 282 с.