В мире современных технологий невозможно достичь высокого уровня конструирования без использования систем автоматизированного проектирования (САПР), которые обеспечивают максимальную точность выполнения чертежей и экономят время графических работ.
Чтобы школьнику было легче адаптироваться в современном компьютеризированном производстве, мной была разработана программа элективного курса по черчению с использованием компьютера.
Программа элективного курса разработана для 8 класса.
В качестве программного обеспечения выбрана компьютерная программа “КОМПАС”. КОМПАС является удобным и понятным в освоении. Чертежно-конструкторский редактор “КОМПАС” обеспечивает точность и качество чертежа, позволяет экономить время при выполнении графических работ.
Элективный курс содержит теоретический и практический материал. Теоретический материал излагается в виде лекций и бесед. Практический материал состоит из графических работ, задач на закрепление, задач на преобразования и моделирование.
Программа элективного курса дает школьнику возможность более индивидуально проектировать на персональном компьютере, анализировать результат своего труда, что в дальнейшем позволит легко адаптироваться в современном компьютеризованном производстве.
Основные задачи данного курса.
- Развитие пространственного воображения, пространственных представлений, образного, логического мышления учащихся.
- Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности в решении задач.
- Изучение основ проектирования в программной среде “КОМПАС”.
- Овладение методами и способами для получения графических изображений в программе “Компас”.
Предлагаю рассмотреть одно из занятий данного курса.
Занятие элективного курса по черчению в 8 классе.
Тема: Построение плоской детали и нанесение размеров в программе “КОМПАС”
Цели:
- Закрепление навыков построения плоской детали и нанесения размеров в программной среде “КОМПАС”.
- Развитие пространственного представления и пространственного мышления.
- Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
Оборудование:
- плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма);
- темплеты (параллелепипед, 6-ти угольная призма, конус - в 3-х проекциях);
- модель предмета, плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши;
- ПК, мультимедийный проектор, программное обеспечение САПР КОМПАС.
Ход занятия
1. Решение задач на пространственное расположение предметов.
Задача 1.
Дан чертеж геометрических тел (Приложение 1).
- Определите, какие геометрические тела изображены на чертеже.
- Какое геометрическое тело будет ближе к нам? Дальше?
- Расположите геометрические тела в соответствии с чертежом на парте.
Оборудование: Плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма).
Задача 2.
Из темплетов составить проекции детали. Деталь состоит из параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, расположенной в центре верхней (большой) грани параллелепипеда, конуса, расположенного в центре основания верхней грани 6-ти угольной призмы (Приложение 2).
Оборудование: Темплеты: параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, конуса в 3-х проекциях.
Вопросы:
- В виде какой фигуры проектируется цилиндр на фронтальную плоскость проекций, если его ось вращения перпендикулярна горизонтальной плоскости, а высота равна диаметру?
- Сколько одинаковых проекций имеет куб?
Задача 3.
По модели и наглядному изображению предмета определите его проекции (Приложение 3).
Оборудование: Модель предмета.
Задача 4.
Грани предмета обозначены цветом. Выделить на проекциях соответствующие грани тем же цветом (Приложение 4).
Оборудование: Плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши.
Закрепление материала на тему: “Построение плоской детали и нанесение размеров в программе КОМПАС”
Компас-График поддерживает все предусмотренные ЕСКД типы размеров: линейные, диаметральные, угловые и радиальные. Для нанесения размеров используем команды, расположенные на странице “Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.
Основные правила нанесения размеров известны с прошлых занятий.
Рассмотрим на примере чертежа плоской симметричной детали последовательность нанесения размеров (Приложение 5).
Основные требования, предъявляемые к нанесению размеров:
- Количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления.
- Каждый размер указывается только один раз.
- Размерные и выносные линии располагают так, чтобы они не пересекались. Сначала наносят наименьшие размеры, потом наибольшие.
- Размеры симметричных форм проставляют относительно оси симметрии.
- Размеры нескольких одинаковых элементов предмета наносят один раз с указанием их количества.
Чтобы нанести размеры на деталь, вспомним, как наносят размеры на конструктивные элементы: скос, паз, скругление, круглое, прямоугольное, квадратное отверстие (Приложение 6).
При нанесении размеров на конструктивные элементы также необходимо нанести координирующие размеры. Координирующие размеры - это размеры, которые определяют взаимное положение элементов детали. Затем наносят габаритные размеры, которые характеризуют предельные величины внешних очертаний предмета.
Компас-График позволяет значительно сократить время на простановку размеров за счет автоматического измерения их значений.
3. Практическая работа.
Выполнить чертеж детали в программной среде КОМПАС. Нанести размеры (Приложение 7).
(Ученикам раздается шаблон детали, размеры которого они сами измеряют линейкой).
Алгоритм выполнения работы:
1. Построим габаритный прямоугольник, для этого используем на странице “Геометрические построения” Инструментальной панели команду “Ввод прямоугольника”. Вводим ширину и высоту детали.
2. В прямоугольнике проводим ось симметрии. Выбираем команду “Ввод отрезка” и привязку “Середина” - проводим осевую линию.
3. Построения паза.
- Выбираем команду “Вспомогательные параллельные линии” на странице “Геометрические построения”. Курсором указываем базовую прямую (ось), относительно которой строим вспомогательные прямые. В строке параметров вводим расстояние до оси (половину длины паза). Аналогично строим вспомогательную прямую для высоты паза.
- Выбираем в “Геометрических построениях” команду “Непрерывная прямая”, последовательно соединяем точки пересечения.
- Удаляем вспомогательные линии. Лишние контуры удаляем, используя команды “Усечь кривую” на листе “Редактирование” Инструментальной панели.
4. Построение окружности.
- Находим центр окружности, выбираем команду “Параллельный отрезок” и задаем расстояние до основания детали в строке параметров.
- Включаем команду “Ввод окружности” в строке параметров в поле радиус окружности вводим радиус окружности.
5. Построение скруглений.
- Выбираем команду “Скругление”, в строке параметров вводим радиус скруглений.
- Курсором отмечаем углы прямоугольника там, где скругления.
6. При нанесении размеров используем страницу ““Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.
7. При нанесении линейных размеров используем команду “Линейный размер”. При нанесении размера на окружность и скругление выбираем команды: “Диаметральный размер” и “Радиальный размер”. Щелчком правой клавиши мыши выбираем команды “Задание параметров размера” и “Задание текста надписи”, с помощью которых можем редактировать текст надписи и размер стрелок.
(Нанесение размеров на деталь ученики выполняют самостоятельно).
4. Подведение итога занятия.
Литература
- Иванов Н. Компьютерное образование // Компьютер Пресс, 1996, № 8. - С. 6.
- Колесников В.К. О компьютерной подготовке учителей труда // Школа и производство, 1994, №1. - С. 11-12.
- Трошин В.В. Компьютер на уроке черчения // Школа и производство, 1991, №7. - С. 55-58.
- Юрин В., Злыгарев В. Система автоматизированной конструкторско-технологической подготовки производства в качестве средства обучения // Высшее образование в России, 1996, №1, - С. 97-100.
- Компас. Самоучитель// АО АСКОН, Санкт-Петербург.-1996-2002.